ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МВД РОССИИ О СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПОДДЕРЖАНИИ ОПТИМУМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема необходимости изменения подхода как психическому и физическому здоровью, так и к психологической культуре сотрудников органов внутренних дел в целом. В основе нового подхода должно лежать естественное стремление человека к психологическому благополучию. Сегодня многочисленные психологические исследования по всему миру указывают на высокий уровень профессионального стресса у сотрудников правоохранительных органов, следствием которого являются состояния хронической усталости, профессиональные деструкции, психосоматические расстройства, заболевания, злоупотребление алкоголем, разводы и т.д. Стрессогенность профессии так же обуславливает и кадровые проблемы. Основываясь на актуальности роли феномена субъективной витальности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в сохранении их психического и физического здоровья, в повышении уровня психологического благополучия, в данной статье анализируется потребность сотрудников органов внутренних дел и их руководителей в психологической помощи в оптимизации уровня субъективной витальности и актуализации их внутренних ресурсов как субъектов труда, а также готовности психологов органов внутренних дел Российской Федерации (далее ведомственных психологов) к оказанию подобной помощи. В статье анализируются результаты проведения пяти групповых фокусированных интервью с 45 сотрудниками подразделений психологической работы МВД России. При обработке полученных данных использовался рамочный и качественно-количественный анализы данных. Результаты исследования показали несколько проблемных полей в профессиональной деятельности ведомственных психологов, которые взаимозависимы и взаимообусловлены.

Ключевые слова:
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональная деятельность, психологическое благополучие, психологическое здоровье, субъективная витальность, психологическая помощь
Текст

Актуальность. Положительное психическое и психологическое здоровье так же, как и хорошее физическое самочувствие является основным условием для продуктивной профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее органов внутренних дел), от которых мы ожидаем эффективной защиты наших прав и свобод, защиты от преступных посягательств и насилия. Можно сказать, что психологическое благополучие правоохранителей детерминирует нашу безопасность и наше здоровье как физическое, так и психологическое. Сотрудники органов внутренних дел каждый день слышат и видят то, что большинству из нас никогда не приходило в голову, сталкиваются с такими явлениями социальной действительности, которые любой гражданский человек воспринял как психотравмирующими. Сложную и опасную профессиональную деятельность сотрудников органов внутренних дел делают психологически и эмоционально напряженной факты недоверия к правоохранительным органам, отсутствие сочувствия или справедливости, безосновательные обвинения со стороны граждан. Стремительный темп современной жизни также отражается на интенсивности служебной деятельности, требует тратить огромное количество жизненных сил, энергии, заставляя сотрудников органов внутренних дел приспосабливаться ко все более возрастающим профессиональным нагрузкам. Кроме того, ежедневно сотрудники сталкиваются с бесконечным потоком информации, множеством непредвиденных дел и ситуаций, проблем, требующих немедленного реагирования, заставляющих менять планы и обязательства.

Многочисленные психологические исследования, проведенные как в нашей стране [4; 8; 13; 16; 17 и др.], так и за рубежом [18; 20; 21; 23; 25; 26; 32 и др.] указывают на высокий уровень профессионального стресса у сотрудников правоохранительных органов. Следствием выступают состояния хронической усталости, профессиональные деструкции, психосоматические расстройства, заболевания, злоупотребление алкоголем, разводы и т.д. Стрессогенность профессии, так или иначе, обуславливает и кадровые проблемы.

На наш взгляд сегодня необходимо изменить подход к психическому и физическому здоровью, в целом к психологической культуре сотрудников органов внутренних дел, в основе которого должно лежать естественное стремление к психологическому благополучию.

Показателем психологического благополучия можно считать феномен субъективной витальности (от лат. vitalis – жизненный), изучаемый в многочисленных зарубежных исследованиях посвященных концепции жизненной силы [27; 28; 29; 30 и др.]. Сегодня научно доказана положительная взаимосвязь между уровнем жизненной силы и соматическим здоровьем, психологическим благополучием и улучшением в эффективности профессиональной деятельности [1; 2; 3; 5; 14; 19; 22; 24; 27; 31 и др.].

Субъективная витальность в работах Р. Уайта (1960), Р. ДеЧармса (1968), Д. Макнейра, M. Лорра и Л. Допплмана (1971), Р. Тэйера (1987), Э. Деси (1991), А.Л. Стюарта и Дж. Э. Уэра (1992), Р. Райана и К. Фредерик (1997), Т. Кассера (1999) и др. представлена как индивидуальное переживание энергетической образующей возможностей личности и динамическая опора любой деятельности, а также как ресурс для профессиональной деятельности. В работах российских исследователей Л.А. Александровой (2009, 2011, 2014), Т.О. Гордеевой (2010), А.А. Лебедевой (2009), Д.А. Леонтьева (2006, 2009, 2011, 2016), Е.И. Рассказовой (2006), Е.Б. Станковской и О.Е. Обидиной (2016) представления о феномене субъективной витальности расширяются в направлении ее взаимосвязи с развитием личности, успешностью в со-владании с жизненными трудностями, с конструктивностью в решении профессиональных задач.

Проблема. Психологическое сопровождение служебной деятельности сотрудников и руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации является неотъемлемым элементом деятельности ведомственных психологов. Центральным звеном в психологическом сопровождении сегодня должна стать психологическая помощь по разрешению актуальных психологических проблем и поиску внутренних ресурсов деятельности, в самореализации личности и в повышении уровня субъективной витальности. Современные реалии показывают, что в деятельности ведомственных психологов пока отсутствует единая и четко выработанная концепция оказания психологической помощи, не наблюдается систематизации в подходах, видах, моделях, техниках и методиках данной области психопрактики, хотя в юридической психологи имеется достаточно работ по данной тематики [6; 7; 9; 10; 11; 12; 15 и др.]

Основываясь на актуальности роли феномена субъективной витальности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в сохранении их психического и физического здоровья, в самосохранительном поведении, повышении уровня психологического благополучия, в данной статье анализируется потребность сотрудников органов внутренних дел и их руководителей в психологической помощи в оптимизации уровня субъективной витальности и актуализации их внутренних ресурсов как субъектов труда, а также готовности психологов органов внутренних дел Российской Федерации (далее ведомственных психологов) к оказанию подобной помощи.

Методика исследования

При проведении задуманного исследования на основе субъектно-деятельностной методологии, с учетом подходов к психологической безопасности личности выработанных в трудах таких ученых как И. А. Баева, В.В. Абраменкова, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Т.С. Кабаченко, С.Н. Казаков, М. А. Котик, С. П. Никаноров, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, А. Н. Сухов, Н.В. Тарабрина и др. [16], нами был разработан сценарий группового фокусированного интервью (далее фокус-группа) с практическими психологами МВД России по проблеме «Состояние и перспективы психологической помощи руководителям органов внутренних дел в ситуации снижения субъективной витальности». В воззрениях перечисленных исследователей психологическая безопасность выступает важнейшим условием полноценного развития человека, сохранения и укрепления его психологического здоровья, основы жизнеспособности, условие жизненной успешности и гарантия психологического и физического благополучия. Исходя из этого, основной акцент в беседе перед началом реализации сценария группового фокусированного интервью делался на понимание ведомственными психологами глубинной взаимосвязи профессиональной деятельности, субъективной витальности, психологического здоровья и психологической безопасности личности.

Целью проведенного исследования стало получение дифференцированной информации о частоте обращения за психологической помощи к ведомственным психологам сотрудников органов внутренних дел, о сущности и типах психологических проблем, о распространении снижения субъективной витальности у руководителей органов внутренних дел и возможных моделях психологической помощи, о способах выражения проблемы снижения субъективной витальности при предъявлении психологического запроса и пр.

Сценарий фокус-группы состоял из трех частей: вводной, направленной на ориентировку в субъектной системе профессиональных представлений и отношений ведомственных психологов; основной, сосредоточенной на ориентации в особенностях профессионального становления личности психологов МВД России и реализации цели исследования; заключительной, предназначенной для подведения итогов встречи. При обработке полученных данных использовался рамочный и качественно-количественный анализы.

В пяти фокус-группах приняли участие 45 психологов подразделений психологической работы территориальных органов МВД России, образовательных организаций МВД России из 32 субъектов Российской Федерации, проходящие обучения по программе дополнительного профессионального образования в Академии управления МВД России. В гендерном отношении выборка состояла из пяти мужчин и сорока женщин. На рис.1 представлено распределение респондентов по занимаемым должностям.

 

Рис. 1. Распределение респондентов по занимаемым должностям

 

Большая часть респондентов состояла из начальников или заместителей подразделений психологической работы, имеющих стаж работы в должности, связанной с осуществлением психологической работы. Более половины респондентов в занимаемой должности находились не более пяти лет (рис. 2), т.е. находятся на стадии адаптации и накопления профессионального опыта (в основном это респонденты с должностей руководителей (заместителей) подразделений психологической работы), хотя общий стаж службы у 40% респондентов в промежутке от 15 до 20 лет, а у 13% более 20 лет. Таким образом, более половины выборки имеют достаточный опыт работы в психологических подразделениях, но недостаточный для профессионала-руководителя. Более 68% респондентов (рис. 3) имеют базовое психологическое образование (психолог, педагог-психолог), респонденты с другим образованием (педагогическое, медицинское, около 9% не указали) занимают должности руководителей, организуя психологическую работу, напрямую ее не касаясь. С нашей точки зрения, это снижает психологическую компетентность руководителей психологических подразделений.

Рис 2. Общий стаж службы и стаж в должности, связанной с осуществлением психологической работы специалистов-психологов

Рис 3. Образовательный уровень респондентов

 

Более 15% респондентов имеют второе высшее образование – юридическое, что с их точке зрения способствует пониманию сути профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел при оказании психологической помощи и помогает психологу (специалисту-полиграфологу) при проведении специального психофизиологического исследования при проведении профессионального психологического отбора.

Результаты эксперимента

Рассмотрим результаты исследования в ракурсе профессиональной компетентности ведомственных психологов и готовность оказания конструктивной психологической помощи при снижении субъективной витальности, переживании профессиональных стрессов и пр. Под психологической помощью в практической психологии понимается непосредственное применение психологических приемов в целях повышения социально психологической компетенции людей и оказания психологической поддержки как отдельной личности, так и группе или организации. Психологическая помощь включает в себя психопрофилактику, психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию.

Начиная с периода становления психологического обеспечение в органах внутренних дел, большую долю своего служебного времени ведомственный психологи посвящает профессиональному психологическому отбору. Это обусловило то, что и сегодня психологическая работа в ведомстве имеет уклон в сторону психодиагностики и даже разработка психотехнологий изучения личности сотрудника органов внутренних дел шла через призму профессионального психологического отбора [10]. Однако, можно и отметить тенденции на ориентацию в сторону сохранения психологического здоровья, раскрытию индивидуальности, коррекции личностных затруднений, сфера оказания психологической помощи постепенно начала расширяться, но до полного совершенствования еще надо пройти долгий путь. Как известно, различные направления психологии выработали много методов, техник и психотехнологий психологической помощи в преодолении негативных эмоциональных состояний, овладения основами психофизической и психоэнергетической регуляции. Однако их эффективность зависит от разных причин: мотивации, индивидуально-личностных особенностей, личности и уровня профессиональной подготовленности специалиста-психолога и пр. Исходя из этого, на фокус-группах обсуждался вопрос о саморазвитии своих профессиональных знаний, умений и навыков в психологической помощи, как известно, развить у себя данную компетентность невозможно без курсов повышения квалификации.

Респонденты в полном составе, в соответствии с нормативной правовой базой МВД России, проходили раз в пять лет курсы повышения квалификации, в основном это были курсы на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее ВИПК) по тематике психологического сопровождения служебной деятельности, профайлингу в деятельности сотрудников органов внутренних дел, обучение специальному психофизиологическому исследованию (рис. 4). Единицы из респондентов имеют опыт самостоятельного обучения при различных образовательных организациях дополнительного профессионального образования. Спектр выбираемых курсов разнонаправлен, и зависит от индивидуальных предпочтений.

 

 

Рис 4. Дополнительное профессиональное образование респондентов

 

Респондентам было предложено оценить свои опыт в оказании психологической помощи (рис. 5). 20% процентов уклонились от ответа. 20% сказали, что подомного опыты не имеют и не стремятся его получить. Более 35% считают, что более 10 лет успешно работают в этом направлении. 15% можно назвать в этой области начинающими специалистами, а около 9% процентов имеющими опыт.

 

 

 

Рис 5. Опыт респондентов в оказании психологической помощи

 

Следующий вопрос фокус-группы касался соотнесения своей работы по оказанию психологической помощи к какому-либо психологическому направлению психопрактики (рис. 6). Как видно из гистограммы, наиболее популярной в психологической помощи психопрактикой среди ведомственных психологов, а значит наиболее востребованным среди обратившихся с психологическим запросом, является арт-терапия. Данными технологиями пользуется почти половина практикующих психологическую помощь респондентов. Менее популярно нейро-лингвистической программирование, однако ни один из респондентов не обозначил себя как ранее специально обучающемуся данному методу. Следует заметить, что для данной психопрактики желательно дополнительное обучение. Аналогичная ситуация обозначилась и со сказкотерапией (отдельно этой технологии обучалось всего лишь 2,2% респондентов, а это 1 человек), телесно-ориентированной терапией (также 2,2%), системными расстановками (0%), песочной терапией и т.д. Данные направления обозначались как используемые в практике, но не назывались на предыдущем этапе фокус-группы, как освоенные при дополнительном обучении, хотя данные технологии подразумевают хотя бы прохождения элементарного обучения с сертификацией. При вопросах об использовании таких психопрактик как логотерапия, танцевально-двигательная терапия, юнгианский анализ и пр. (рис. 6), респонденты демонстрировали не знание сути данных направлений. На наш взгляд, это свидетельствует о низкой подготовке ведомственных психологов в области психологической помощи, а именно в психокоррекции и психологическом консультировании.

 

 

Рис 6. Направления психопрактики, используемая ведомственными психологами

 

Рассмотрим категории «клиентов», обращающихся с психологическими запросами к ведомственным психологам. Естественно, все рассмотренные ниже «клиенты», относились к сотрудникам или работникам (гражданские лица) органов внутренних дел или были членами их семей (рис. 7).

Основная категория клиентов по численности – это сотрудники подразделений органов внутренних дел, далее примерно в четыре раза реже обращаются руководители подразделений, гражданские работники, члены семей сотрудников органов внутренних дел, а также курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России.

 

Рис 7. Категории «клиентов», обращающихся за психологической помощью к ведомственным психологам

 

Следующим этапом с респондентами обсуждался вопрос о проблематике психологической помощи, по которой имеется личный опыт работы, т.е. был очерчен круг психологических проблем актуальных для обращения к ведомственному психологу (рис. 8). Итак, чаще всего, поводом для обращения к ведомственному психологу является потеря, смерть близкого человека, отношения с окружающими и семейные проблемы.

 

Рис 8. Поводы обращения за психологической помощью к ведомственным психологам

 

Следующими по частоте обращений респонденты назвали проблемы низкой самооценки; депрессии, апатии, отсутствие смысла; помощи подростку и проблемы в воспитании, а также суицидальное поведение. И уже к третьей группе по частоте обращений респонденты отнесли проблему психосоматики и вопросов здоровья, наряду с проблемами с детьми (ребенком) и разводом. Такая проблема как нарушение сна, бессонница, кошмары, сновидения, явно связанная со стрессовой ситуацией, респондентами названа в череде редко встречающихся поводов для обращения. Данный факт нами связывается с низкими психологическими компетентностью и культурой сотрудников органов внутренних дел, с низким уровнем доверия к психологам и их возможностям, либо с тем, что данную проблему не принято относить к тем, с которой идут к психологу.

Обсуждение результатов

В целях ориентации в проблематике психологических запросов сотрудников органов внутренних дел попытаемся на основе рамочного анализа [33] данных выстроить модель классификационной системы психологических проблем по следующим основаниям: психическая сфера личности; биологическая подструктура личности; развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее, а также система взаимоотношений «личность – среда» (таблица 1).

Таблица 1

Сферы возникновения психологических проблем

Проблемное содержание сфер

Поводы для психологических запросов, выявленные в исследовании

психическая сфера личности

 

Проблемы системы Я; осознания и критической оценкой действительности; эмоциональной, потребностно– мотивационной, волевой, когнитивной сфер личности; проблемы темперамента и характера; речевые, поведенческие и половые проблемы; а также проблемы духовно-нравственной и религиозной сфер личности.

низкая самооценка;

суицидальное поведение;

зависимости (алкогольная, наркотическая, табачная, компьютерная);

измена;

эмоциональная зависимость от другого человека (сложности с расставанием);

страхи и фобии;

навязчивое поведение, мысли;

нарушение пищевого поведения (переедание, анорексия);

бедность эмоциональной жизни;

патологическая ревность.

биологическая подструктура личности

 

Проблема реакций на стресс; проблема копинг стратегий; посттравматические стрессовые расстройства; снижение стрессоустойчивости; соматизированные психологические проблемы; психосоматика; проблемы обусловленные нормативными стрессогенными биологическими процессами и связанные с телесными травмами и деформациями.

депрессия, апатия, отсутствие смысла;

психосоматика, вопросы здоровья;

нарушения сна, бессонница, кошмары, сновидения;

травма насилия (физического, психического или сексуального);

подозрение на психическое расстройство;

потеря контроля над своими реакциями (панические атаки, вспышки ярости);

психологическое бесплодие, подготовка к беременности и родам.

развитие личности, ее жизненный путь, настоящее и будущее

 

Отклонения нормативного психического и социального развития; проблемы, связанные с нормативными инволюционными процессами; ненормативное развитие личности; кризисы развития личности; кризисы, связанные с нормативными жизненными событиями; профессиональная ориентация, карьера, профессиональное развитие.

потеря, смерть близкого человека;

семейные проблемы;

помощь подростку, проблемы в воспитании;

проблемы с детьми (ребенком);

развод;

сложности с выбором (принятием решения), постановка цели;

психологическая поддержка на пути к поставленной цели;

сопровождение тяжелобольного, помощь родственникам.

система взаимоотношений «личность – среда»

Межличностные  отношения; внутригрупповые психологические проблемы; межгрупповые взаимоотношения; проблемы, связанные с  жизненным пространством личности.

отношения с окружающими;

трудности в построении отношений с противоположным полом;

проблемы с деньгами;

одиночество;

сложности в бизнесе.

 

При соотнесении выявленных в исследовании количественных показателей поводов для психологических запросов (рис. 8) и обозначенных сфер возникновения психологических проблем (таблица 1), вырисовывается общий контур особенностей психологической проблематики сотрудников органов внутренних дел. Наиболее часто к ведомственным психологам обращаются с запросами из-за возникновения психологических проблем в развитии личности, жизненного пути, проблематики настоящего и будущего. Анализируя проблемное содержание данной сферы (инволюционные процессы; ненормативное развитие личности; кризисы развития личности и событийные; профессиональная карьера, профессиональное развитие и т.д.), приходим к выводу, что данный результат еще раз свидетельствует о том, профессиональная деятельность в правоохранительной системе носит стрессогенный характер.

На второй план, по частоте обращений, выходит система взаимоотношений «личность – среда» (межличностные, внутригрупповые и межгрупповые взаимоотношения, жизненное пространство личности), что свидетельствует о высокой конфликтногенности профессии.

Третье место, по частоте запросов разделяют психологические проблемы в психической сфере личности и ее биологической подструктуре.

С нашей точки зрения, распределение запросов произошло таким образом, произошло не случайно. Причины психологических проблем, связанных с развитием личности, ее жизненного пути, ее настоящего и будущего, а также с системой взаимоотношений «личность – среда», относятся к очевидным, которые решаются на уровне здравого смысла и видны не только психологу, но и окружающим. Данные проблемы встречаются у всех, и нет ничего особенного в обращении по данному психологическому затруднению к ведомственному психологу, это не принесет проблем на службе и осуждения со стороны коллег. Причины же в психической сфере личности и ее биологической подструктуре при их всеобщей огласке, могут быть связаны с возможными осложнениями в службе  и нарушениями дисциплины и законности (речь идет об аддикциях, суицидальном поведении, панических атаках и пр.). Кроме того, данные причины носят либо вероятностный, либо глубинный характер. В первом случае признаки трудностей личности специалистом-психологом наблюдаются, но в причинно-следственной связи еще необходимо разобраться в процессе психоконсультационной работы, во втором случае причины проблем не имеют наблюдаемых признаков, но вносят деструкции в поведение. Как правило, и сама личность мало осознает такого рода причины своих психологических затруднений, поэтому и запросов к ведомственным психологам по затруднениям в психической сфере личности и ее биологической подструктуре меньше, хотя их спектр весьма широк.

К сожалению, в ходе фокус-группы, при обсуждении психологических запросов и возможных причин затруднений, ведомственные психологи не продемонстрировали надлежащего уровня понимания в данной области.

Заключительная часть всех фокус-групп была посвящена проблеме снижения уровня субъективной витальности у руководителей органов внутренних дел, как причине снижения результативности в профессиональной деятельности.

При обсуждении частоты обращения руководителей и сотрудников органов внутренних дел за психологической помощью в разрешении ситуации снижения уровня субъективной витальности, были получены следующие результаты, отраженные на рисунке 9. Высказывания респондентов распределились показали, что проблема снижения субъективной витальности встречается практически у 89% обратившихся (по словам респондентов, часто как сопутствующая основному запросу). В 33,3% случаев трудность не обозначается, но признаки снижения феномена диагностируются. Кроме того, респонденты отмечали периодическое возникновение снижения субъективной витальности в целом у сотрудников подразделения (смена руководства, подведение итогов и пр.), а также психологи образовательных организаций МВД России получают больше запросов по решению обсуждаемой проблемы от переменного состава, чем от постоянного.

Рис. 9. Частота обращения к ведомственному-психологу по поводу снижения субъективной вительности

 

При обсуждении того, как проблема снижения уровня субъективной витальности руководителями органов внутренних дел предъявлялась при обращении к психологу, мнения респондентов можно сгруппировать следующим образом (рис. 10). Около 67% респондентов выявляли ее в ходе психоконсультационной работы по другой проблеме, руководители обычно высказывались о нехватке энергии для деятельности, 22% руководителей обращались в завуалированной форме (сезонное снижение активности, «возраст», витаминов нехватка и т.д.). Также выделяется в высказываниях факт, что 33% руководителей, считают для себя недостойным обращение к психологу по личной проблеме, что свидетельствует о недостаточном авторитете сотрудников подразделений психологической работы у этой группы руководителей.

 

Рис. 10. Проблема снижения уровня субъективной витальности в запросах руководителей органов внутренних дел к психологу

 

В целях ориентации в представлениях сотрудников подразделений психологической работы МВД России о возможностях оказания ими психологической помощи в повышении уровня субъективной витальности, обсуждался вопрос о возможных психотехнологиях работы с руководителями органов внутренних дел в рассматриваемой ситуации. Респонденты своими высказываниями показали слабое владение знаниями и умениями в области применения психотехнологий. Респонденты в основном предлагали работать по данной проблематике психотехнологиями, которые либо применяли в своей деятельности, либо «слышали», что технология «работает» (рис. 11).

 

Рис. 11. Предложенные респондентами психотехнологии повышения уровня субъективной витальности

 

Итак, в ответах респондентов на первый план попала даже не психотехнология, а пропаганда здорового образа жизни, наравне с обучением самопомощи (при этом чему учить, в ответах не определялось) и тренинговой технологией (виды и направленность тренингов не обозначались). По частоте высказываний на втором месте оказались терапия ресурсными состояниями и релаксационные методы, к сожалению, при уточнении технологических моментов ведомственные психологи не демонстрировали глубоких познаний. Спорными на наш взгляд при решении рассматриваемой проблемы в русле психологической помощи будут и названные респондентами тайм-менеджмент, коучинг, корпоративные мероприятия. К сожалению, действительно показывающие хорошие результаты по преодолению снижения субъективной витальности психотехнологии были названы и предложены единицами (эриксоновская и телесно-ориентированная терапии) [8, 9, 11 и др.].

Выводы

Предпринятая попытка исследования представлений сотрудников подразделений психологической работы МВД России о своей профессиональной готовности к оказанию психологической помощи в поддержании оптимума профессиональной деятельности посредством проведения нескольких групповых фокусированных интервью показало несколько проблемных полей в их профессиональной деятельности:

  1. Профессиональная деятельность в правоохранительной системе носит высокий стрессогенный и конфликтногенный характер.
  2. При высоком образовательном уровне и достаточном стаже в должности единицы из принимающих участие в исследовании ведомственных психологов имеют опыт практикоориентированного обучения технологиям психологической помощи в образовательных организациях дополнительного профессионального образования вне системы МВД России, что снижает их профессиональную компетентность в области психокоррекции и психологическом консультировании.
  3. Ведомственные психологи не имеют надлежащего уровня понимания причинно-следственных связей между предъявляемой тематикой запросов на психологическую помощь и реальными затруднениями в профессиональной деятельности.
  4. Ведомственные психологи слабо владеют знаниями и умениями в области практического применения психотехнологий, направленных на оптимизацию уровня субъективной витальности, актуализацию внутренних ресурсов субъектов труда, повышение психологического благополучия, сохранение психологического здоровья и активизацию самосохранительного поведения.
  5. У сотрудников и руководителей органов внутренних дел наблюдается сниженные психологические компетентность и культура, а также низкий уровень доверия к психологам и их возможностям.

При более глубоком осмыслении проявившихся проблемных полей психологической работы легко заметить их взаимозависимость и взаимообусловленность.

Список литературы

1. Александрова, Л. А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2011. - №3. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/492-aleksandrova17.

2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. - СПб., 2006.

3. Бонивелл И. Ключи к благополучию. М.: Время. 2009.

4. Гольцева Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний // Вестник Томского государственного педагогического университета №6, 2012. с. 221-227.

5. Денисова Н.А. О природе жизненной энергии. Монография - М.: Мир науки, 2016. - 64 с.

6. Душкин А.С., Злоказов К.В. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел по вопросам эффективного управления служебным коллективом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.- 2019. - № 3 (83). - С. 204-214.

7. Костина Л. Н., Воронина А.С. Особенности психологической работы по профессионально-личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России // Вестник Академии Следственного комитета Рос. Федерации. - 2018. - № 4 (18). - С. 194-198.

8. Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России) : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - 31 с.

9. Мальцева Т.В. История развития и перспективные направления психологической помощи в органах внутренних дел // В сборнике: Российская полиция: три века служения Отечеству Сборник статей Юбилейной международной научной конференции. В 2-х частях. Под редакцией В.Л. Кубышко. 2019. С. 220-226.

10. Петров В.Е., Мальцева Т.В. Психологическое консультирование сотрудников органов внутренних дел // Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Домодедово, 2013.

11. Петров В.Е., Филипенкова Н.Ю. Психологическая помощь и самопомощь сотрудникам полиции в экстремальных ситуациях. Учебно-методическое пособие / Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ. Домодедово, 2013.

12. Поздняков В.М., Реуцкая И.Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 160 с.

13. Пряхина М.В., Кобозев И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика. - СПб., 2011.

14. Станковская Е.Б., Обидина О.Е. Субъективная витальность как ресурс профессиональной деятельности психологов-консультантов: сравнительное исследование представителей различных психотерапевтических школ // Мир психологии. 2016. № 4 (88). С. 236-246.

15. Тарасов Ю.Ю., Вахнина В.В., Мальцева Т.В., Ульянина О.А. Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава. Москва, 2018.

16. Уразаева Г.И. Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел и психологическая безопасность их личности: Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: Материалы «Международной научно-практической конференции. - Ч. 1. - Казань, 2012. - С. 576-582.

17. Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел. Автореф. дис. … к.пс.н. - СПб, 2009.

18. Abdollahi K.M. Understanding police stress research. J Forensic Psychol Pract 2002. V. 2, pp. 1-24.

19. Bolger N., DeLongis A., Kessler R. C. , & Schilling, E. A. Effects of daily stress on negative mood. Journal of Personality and Social Psychology, 1989. V. 57, pp. 808-818.

20. Brough P. Comparing the influence of traumatic and organizational stressors on the psychological health of police, fire, and ambulance officers. Int J Stress Manag 2004. V. 11(3) pp. 227-244. https://doi.org/10.1037/1072-5245.11.3.227

21. Collins P.A., Gibbs A.C. Stress in police officers: a study of the origins, prevalence and severity of stress-related symptoms within a country police force. J Occup Med. 2003. V. 53, pp. 256-264.

22. DeLongis A., Folkman S., & Lazarus R. The impact of daily stress on health and mood: Psychological and social resources as mediators. Journal of Personality and Social Psychology, 1988. V. 54, pp. 486-495.

23. Duran F., Woodhams J. & Bishopp D. An Interview Study of the Experiences of Police Officers in Regard to Psychological Contract and Wellbeing // J Police Crim Psych, 2019. V. 34, pp. 184-198. https://doi.org/10.1007/s11896-018-9275-z

24. Emmons R. Personal strivings, daily life events, and psychological and physical well-being. Journal of Personality, 1991. V. 59, pp. 453-472.

25. Garbarino S., Cuomo G., Chiorri C., Magnavita N. Association of work-related stress with mental health problems in a special police force unit. BMJ Open, 2013. V. 3(7):e002791. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2013-002791

26. Gomes A.R., Afonso J.M.P. Occupational stress and coping among Portuguese military police officers. Avances en Psicología Latinoamericana, 2016. V. 34(1), pp. 47-65. https://doi.org/10.12804/apl34.1.2016.04

27. Lavrusheva O. The concept of vitality. Review of the vitality-related research domain // New Ideas in Psychology. vol: 56. 2020 pp: 100752

28. Ryan, R. M. On Energy, Personality, and Health : Subjective Vitality as a Dynamic Reflection of Well-Being / R.M. Ryan, C. Frederick // J. of personality. - 1997. - Vol. 65, № 3. - pp. 529-565. doihttps://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1997.tb00326.x

29. Ryan, R.M. From Ego Depletion to Vitality: Theory and Findings Concerning the Facilitation of Energy Available to the Self / R.M. Ryan, E. L. Deci // Social and Personality Psychology Compass. - 2008. - Vol. 2, № 2. - pp. 702-717. doihttps://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2008.00098.x

30. Sheldon, K. M., Ryan, R. M., & Reis, H.T. What Makes for a Good Day? Competence and Autonomy in the Day and in the Person. Personality and Social Psychology Bulletin, 1996, 22 (12), pp. 1270-1279. doihttps://doi.org/10.1177/01461672962212007

31. Watson D. Intraindividual and interindividual analyses of positive and negative affect: Their relation to health complaints, perceived stress, and daily activities. Journal of Personality and Social Psychology, 1988. V. 54, pp. 1020-1030.

32. Yun I., Hwang E., Lynch J. Police stressors, job satisfaction, burnout, and turnover intention among south Korean police officers. Asian J Criminol, 2015. V. 10 (1), pp. 23-41.

33. URL: http://www.cognitivepolicyworks.com/resource-center/frame-analysis-framing-tutorials (Дата обращения: 14.04.2020).


Войти или Создать
* Забыли пароль?