В статье представлен аспектный анализ истории создания и становления Высшей школы народных искусств (академии), ориентированной на подготовку квалифицированных профессионалов по направлению «традиционно-прикладное искусство и народные промыслы». Определены условия устойчивого развития учебной, профессиональной, научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса. Уточнены оценочные характеристики диссертационных исследований преподавателей Института традиционного прикладного искусства (Московского филиала академии), представляющих научную школу академика РАО Максимович В.Ф., ресурсно значимых для устойчивого развития ВУЗа, поддержки российского традиционного прикладного искусства.
историческая память, эстетические вкусы народа, традиционное прикладное искусство и народные промыслы, творческое наследие, интеллектуальная одарённость, эмоциональная отзывчивость, непрерывное образование, российское народное искусство, диссертационное исследование, научная школа академика РАО Максимович В.Ф.
Стремительное обновление основных сфер жизни человека и общества определило новую векторность динамики интереса к прошлому, настоящему и будущему. Прагматизм нашего современника мотивирует осмысление настоящего с позицией получения социальных ожиданий «здесь и сейчас». Будущее все чаще конструируется в виртуальной реальности средствами информационно-коммуникационных технологий, так как в условиях непредсказуемых изменений действительности прогнозировать социальные перспективы крайне сложно.
Во многом неожиданными представляются результаты научных исследований, связанных с анализом особенностей отношения молодых людей к прошлому. Учеными установлены факты значительного повышения интереса студентов к прошлому, признания ценности опыта трудовой деятельности родителей и прародителей, смысловой значимости традиционного уклада жизни своего народа [12], причин таких изменений несколько. Одна из них, пожалуй, основная − ощущение рисков масштабного нивелирования чувства принадлежности к своему этносу, нации, государству в условиях глобализации, осознание опасности утраты национальной культуры, истории, языка своего народа.
Придерживаясь взглядов ученых, оценивающих неоднозначность влияния глобализации на этапы сближения культурных традиций разных стран, отметим справедливость выводов о том, что на рубеже веков глобализацией создан прецедент возвращения интереса человека к «своим корням», к глубинам исторической памяти.
Обращение поколения детей к «своим корням», т.е. к судьбам своих прародителей, по мнению ученых, писателей, общественных деятелей, важно рассматривать с позиции доминирующих историко-культурных событий. Например, академиком Д.С. Лихачевым четко представлены убедительно аргументированные выводы о том, что обращение человека к прошлому дает основание считать: начинается (или происходит) процесс культурного подъема в жизни общества [7].
Социокультурное явление возвращения к «своим корням» как генетическим истокам оздоровления нации происходит в сложнейших условиях корректировки концептуальных оснований воспитания молодежи «в моральном климате памяти» [там же].
Как «преодоление времени», пишет Д.С. Лихачев, память соотносится с совестью, ответственностью людей [там же]. В контексте таких оценочных характеристик человека и времени (прошлого) память нередко приукрашивает прошлое. Это характерно и для русской народной культуры, склонной к поэтизации минувших времен, событий. Поэтизация прошлого, отражающая эстетические вкусы народа, вне сомнения, нашу современность обогащает, включая в сегодняшнюю жизнь лаконичность, мудрость, оптимизм, красоту духовного и материального наследия. В этом наследии особое место исторически принадлежит произведениям традиционно-прикладного искусства и народных промыслов, сочетающих в себе традиции и новации «того ещё времени», утилитарность и необыкновенность, повседневность и праздничность.
Демонстрируемые в музеях мира, описанные в художественной и научной литературе, многие работы народных умельцев наделены способностью «рассказывать» об авторе как творце, талантливо владеющем мастерством искусства богородской резьбы по дереву (А.Я. Чушкин, А.Я. Зинин, Ф.С. Балаев и др.), федоскинской лаковой миниатюры (А.О. Орловский, М.С. Чижов, Ю.В. Карапаев, С.И. Козлов и др.), мстёрской миниатюры (И.А. Серебряков, Е.В. Юрин, А.Н. Куликов, Н.П. Клыков и др.), художественной росписи ткани (А.С. Талаев, И.В. Трофимова и др.), художественной росписи металла (Е.П. Лапшин, О.Ф. Вишняков, Б.В. Графов. М.В. Степанов А.В. Кожевников, И.А. Дорофеев и др.), художественной вышивки (В.Н. Носкова, Т.М. Дмитриева-Шульженко, Н.М. Короткова, М.Н. Гумилёвская, Е.В. Шелбакова и др.).
Творческое наследие авторов произведений декоративно-прикладного искусства сегодня обретает новые смыслы. По-особому нынче востребована не только эстетическая значимость художественного изделия, но и понимание технологических приёмов мастера, оценивание ресурсности его интеллектуальной одарённости и эмоциональной отзывчивости, устойчивой работоспособности и трудолюбия. Обусловлено это определёнными событиями 21-го века, в ряду которых следует отметить создание в 2003 г. уникального учреждения высшего образования в г. Санкт- Петербурге − Высшей школы народных искусств (института), в структуру которого вошли филиалы, расположенные в центрах традиционного – прикладного искусства и народного творчества (Мстера, Федоскино, Сергиев Посад, Богородск Холуй, Москва, Омск, Рязань).
Инициативность и воплощение в жизнь замысла об открытии вуза для профессиональной подготовки художников в области традиционно-прикладного искусства и народных промыслов соответствуют специфике 21 в., утвердившего доминирующее положение системы непрерывного образования, приоритеты ориентиров на качественную подготовку специалистов для разных сфер трудовой, творческой деятельности.
Обобщение результатов изучения профессиональной направленности вузов России конца XX начала XXI в. позволило констатировать: не только в нашей стране, но и мире нет учреждений высшего образования, ориентированных на обучение специалистов по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Выводы о востребованности такого вуза послужили предметом острых дискуссий, участники которых либо соглашались, либо не соглашались с исторически сложившимся мнением о необходимости создать условия для обучения студентов в вузе по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Позиции академика РАО В.Ф. Максимович, инициировавшей такую дискуссию, были убедительны и справедливы: «…судьба ценнейшей отрасли национальной культуры полностью зависит от молодого поколения мастеров-исполнителей и художников народных художественных промыслов» [10, с. 2]. «Мы ведем речь … о высокохудожественном искусстве, веками покорявшем мир. … требованием жизни является пересмотр существующей системы образования в области народных художественных промыслов – необходимость подготовки высокопрофессиональных художников в этих видах народных искусств» [11, с. 22].
С удовлетворением академик В.Ф. Максимович завершила многочисленные дискуссии о том, «быть или не быть» вузу для подготовки художников по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: «Благодаря личного участия Владимира Владимировича Путина в 2003 году в Санкт-Петербурге была создана Высшая школа народных искусств (институт) – уникальное и единственное в России (и не только в России, но и в мире) государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования в области народного искусства по конкретным видам традиционного прикладного искусства» [9, с. 23].
В истории ВШНИ (академии) особое место занимает Институт традиционного прикладного искусства, Московский филиал, правопреемник Московской школы художественных ремесел, созданной ещё в 1938 г. Сегодня здесь успешно работают ученые, представляющие научную школу академика В.Ф. Максимович. Так, О.В. Федотова в своем диссертационном исследовании, посвященном проблемам профессионального обучения студентов лаковой миниатюрной живописи, последовательно реализует методологическую идею «рассмотрения традиционного декоративно-прикладного искусства как искусства и неотъемлемой части жизни человека» [16, с. 6]. Значителен вклад О.В. Федотовой в теорию и практику овладения студентами русскими художественными лаками, «московским письмом». В исследовании Агаповой И.Э. предложена оригинальная система разработки и использования интерактивных средств формирования профессионального интереса учащихся колледжа традиционного прикладного искусства [1].
Концепцией непрерывного образования по направлению «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» сформированы исходные положения диссертационной работы Салтановой Ю.С. «Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства» [14]. Значительный вклад в развитие теории и методики профессионального образования внесла Камнева С.Ю., предложившая модель формирования проектной культуры студентов высшей школы в области художественной вышивки [6].
Инновационная форма организации взаимодействия и творческого сотрудничества преподавателей со студентами апробирована в системе экспериментальной работы на производственной практике «Научно-исследовательская работа» (Шаповалова И.А.). При определении стратегических направлений учебной, профессиональной и исследовательской деятельности студентов и преподавателей учитываются позиции ведущих ученых ВШНИ, ориентированных на успешную реализацию миссии академии, на перспективу развития и укрепления репутационности уникального учреждения высшего образования. Представим некоторые исходные положения сотрудничества субъектов образовательного процесса «глазами ученых академии»:
- народное искусство восходит к глубинным корням исторической памяти, язык его образов универсален [2, с. 26];
- «овладение исследовательскими методами изучения традиционного прикладного искусства в его художественных, экономических, педагогических, социальных аспектах» связано с развитием личности студента» [3, с. 151];
- организация и содержание образования в вузе предполагает усиление научной деятельности… «через фундаментальные, прикладные и экспериментальные…исследования» [5, с. 88]. Перспективу развития академии важно связать с преобразованием «вуза в федеральный научно- исследовательский университет» [5, с. 89].
1. Агапова И.Э. «Педагогические условия формирования профессионального интереса у учащихся колледжа традиционного прикладного искусства» Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. − Москва: 2009. − 24 с.
2. Ванюшкина Л.М. Теория народного искусства М.А. Некрасовой: основные понятия / «научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии)». Коллективная монография / под науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия), 2018. − С. 14−27.
3. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Творческие задания в системе подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов / «Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии)». под науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия), 2018. − С. 143−155.
4. Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования / Коллективная монография / под общ. ред. Максимович В.Ф. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. − 112 с.
5. Дракина И.К. Организация учебного процесса подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства: идеи, сущность, методы реализации / «Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии)». Коллективная монография / под науч. Ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия), 2018. − С. 82−89.
6. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки / Автореферат но соискание учёной степени кандидата педагогических наук. − Москва: 2013. − С. 22.
7. Лихачев Д.С. Земля родная. − Москва: Просвещение, 1983. − 256 с.
8. Научно-инновационное развитие системы непрерывного профессионального образования в традиционно-прикладном искусстве /ред. Максимович В.Ф., Шамрай Н.Н. - Санкт-Петербург, ВШНИ, 2011. − 167 с.
9. Максимович В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России… И очень успешно!, журнал «Ректор ВУЗа». − Москва: Изд-кий Дом «Просвещение», 2011. - С. 22−28.
10. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. − Москва: 1989. − 16 с.
11. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционно-прикладного искусства). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. − Москва: 2000. − 43 с.
12. Молодежь и молодежная политика: новые смысл и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, №1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д.с.н., Ростовской Т.К., д.с.н., Зубок Ю.А. - Москва: Изд-во «Экон-информ», 2019. − 324 с.
13. Некрасова М.А. Послесловие. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу./-в книге Народное искусство. Русская традиционная культура и православие XVIII-XXI вв. Традиции и современность. / Автор-составитель, научный редактор М.А.Некрасова. − Москва: Союз Дизайн,2013. − С. 589−607.
14. Салтанова Ю.С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства. Автореферат но соискание учёной степени кандидата педагогических наук. − Москва: 2010. − 24 с.
15. Тихомиров С.А. Народные художественные промыслы как ресурс устойчивого развития региона и сохранения художественно-исторической среды / «Научная концепция народного искусства М.А. Некрасовой в практике работы Высшей школы народных искусств (академии)». Коллективная монография / под науч. ред. В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств (академия). 2018. − С. 54−67.
16. Федотова О.В. «Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи» Автореферат но соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 22 с.
17. Шаповалова И.А. «Диалог культур: воспитание молодежи собственным национальным искусством». В сб. XIX Международной научно-практической конференции. Русское культурное пространство. Коммуникативные аспекты. / Сост. Забровский А.П., Ковтун Е.Н. - Москва, 2019. − С. 81−88.