студент
В статье рассматриваются вопросы использования графических возможностей при разработке музея истории, отвечающего всем современным требованиям проектирования по существующим красным линиям с учетом ситуации существующей застройки и рельефа местности. Для этого изучены вопросы использования навыков графического моделирования в Au-toCAD и 3D MAX при проектирования объекта с учетом ситуационной, транспортной, ландшафтно-рекреационной и архитектурно-композиционной схем. Это оказывает непосредственное влияние на процесс проектирования. Архитектурные объемно-планировочные решения, связанные с постоянным пребыванием людей, выполнены в соответствии с технико-экономическими показателями здания, с использованием законов инженерной геометрии.
процесс проектирования, объемно-планировочные решения, архитектурное решение, рельеф местности, проектная деятельность
1. На сегодняшний день практически утрачено обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре. Проект музея истории г. Иваново предполагает развитие познавательной активности молодого поколения, воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных качеств личности, способностей к самоопределению, воспитание патриотизма и любви к Родине. Педагогическая цель такой работы – формирование способностей к инженерной деятельности, осознанному пониманию конструктивных и функциональных характеристик строительных и технических объектов, подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества [1] в форме проектной деятельности на базе современных инженерно-графических средств и систем. Основная задача – создание нового проектного решения, обеспечивающего максимальное разнообразие и выразительность экспозиционного пространства.
2. При создании объёмно-планировочного решения проектируемого здания и посадке его на отведённый участок учитывалась ситуация существующей застройки (рис. 1) и транспортная схема (рис. 2). Окружающая застройка – общественные здания. Здание проектируется по красным линиям. Рельеф участка понижается с северо-востока на юго-запад. Максимальный перепад 1,8 м.
Таким образом, при разработке схемы планировочной организации земельного участка учитывались следующие факторы:
– функциональное зонирование территории в увязке с существующей застройкой;
– санитарные и пожарные нормы;
– благоустройство;
– архитектурно-композиционные аспекты.
3. Технико-экономические показатели земельного участка
Поз. |
Наименование |
Площадь, м 2 |
1 |
Площадь земельного участка |
4947 |
2 |
Площадь озеленения |
392 |
3 |
Площадь покрытий |
1454 |
4. В рамках исследования подтверждена необходимость постоянной взаимосвязи между грамотным подходом к качественному выполнению технического рисунка и чертежами как одного из направлений решения проблемы, связанной с повышением качества проектирования [2, 3]. Проектом предусмотрена пространственная композиция здания, представляющая собой соединение кубических объемов. Кубические формы выбраны по нескольким причинам:
– в первую очередь, простой геометрический объем дает возможность использования всей площади здания;
– во-вторых, куб несет за собой идею роста здания в будущем;
– основная плоскость куба, в которой расположены все экспозиции, – это сложная композиция, собранная из отдельных стеновых композитных панелей сложных геометрических форм.
Фасады характеризуются сочетанием и слиянием геометрических форм и цветовых наборов в современной архитектурной стилистике. Благодаря чистоте языка геометрических решений, точно найденным пропорциям, масштабным соотношениям, здание гармонично вписывается в сложившуюся градостроительную ситуацию района города. При проектировании использованы методики членения поверхности, влияющие на зрительное восприятие фасада здания [4].
5. Рассмотрено планировочное решение по предлагаемой схеме (рис. 3). Подготовлена вся соответствующая конструкторская документация, владение которой необходимо будущим инженерам [5, 6].
Грузовая площадь для балки:
а = 6 м.
Грузовая площадь для колонны:
а·в = 6·6 = 36 м2
7. Инженерное решение геометрического образа подтверждено расчётом усилий в колонне нижнего этажа:
N = (gпок+vпок)·Fгр = (6,934+2,8) ·36+3(5,395+5,05) ·36 = 1478,484 кН –полная расчетная
NL= (gпок+vпок·0,5)·Fгр+Nкол = (6,934+0,5·2,8) ·36+3(5,395+2,1+0,55) ·36 = 1168,884 кН
Nкол = bкол ·hкол ·hэт·nэт·p·9,81·10-3·Yf·Yn= 0,4·0,4· (4,9+2·4,0+3,6)·2500·9,81 · 10-3·1,1·1 = 105,752 кН
Расчётная высота колонн:
lo = hэт = 3,6 м
Усилия в крайней колонне:
М = N·еа = 1478,484·0,013 = 19,220 кН·м
МL = NL· еа = 1168,884 ·0,013 = 15,195 кН·м
Случайный эксцентриситет:
9. Основные результаты.
Предложен геометрический расчетный способ использования графических возможностей при разработке музея истории, отвечающего всем современным требованиям проектирования по существующим красным линиям с учетом ситуации существующей застройки и рельефа местности.
Рассмотрена его реализация в среде САПР «AutoCAD» и «3D MAX», для чего использованы расчетные геометрические характеристики проектного образа [7–9].
Созданы планы и разрезы музея в формате «AutoCAD», который использован для построения чертежей графической конструкторской части проекта.
Созданы фасады музея в формате «3D MAX», который использован для визуализации графического проектного образа здания музея (рис.5).
Планируется предложить данный проект для рассмотрения и реализации в г. Иваново. Планируется дальнейшее исследование возможностей преобразования существующей застройки города.
1. Филимонова О.С. Дисциплина «Инженерная и компьютерная графика» в системе высшего военного образования // Геометрия и графика. - 2018, №4. - С. 88-99. - DOI: https://doi.org/10.12737/article_5c21fba3f26c35.85693389
2. Волкова М.Ю. Использование графо-языка при решении задач проектирования// Информационная среда вуза. Материалы XXI Международной научно-технической конференции: материалы конференции. - Иваново: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный политехнический университет». - 2014. - С. 25-27.
3. Волкова М.Ю., Егорычева Е.В. Графическая грамотность инженера как способ получения фундаментальных профессиональных знаний// Геометрия и графика журнал. - 2014. - Т. 2, ч. 1. - С.39-46.
4. Шипков О.И. Зрительный эффект членения поверхности // Геометрия и графика. - 2017. − №4. - С. 68-72. - DOI: https://doi.org/10.12737/article_5a1802e98cd668.78094174
5. Федосеева М.А. Методика подготовки студентов технических вузов графическим дисциплинам // Геометрия и графика. - 2019. − №1. - С. 68-73. - DOI: https://doi.org/10.12737/article_5c91fed8650bb7.79232969
6. Логиновский А.Н., Хмарова Л.И., Усманова Е.А. Формирование и развитие профессиональных навыков студентов в курсе начертательной геометрии // Геометрия и графика. - 2015, №2. - С. 46-51. - DOI: https://doi.org/10.12737/12168
7. Волкова М.Ю. Информационные технологии в образовательном процессе // Информационная среда вуза. Материалы XXII Международной научно-технической конференции: материалы конференции. - Иваново: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет». Издательский центр ДИВТ ИПК «Пресс Сто». - 2015. - С.41 -43.
8. Чуркин И.О., Волкова М.Ю. Использование моделирования при реконструкции исторической застройки // Геометрическое моделирование и графика "Энергия -2017". Одиннадцатая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых , 4-6 апреля 2017 г. - Т.5. - С. 222.
9. Егорычева Е.В., Волкова М.Ю. Использование 3D графики в курсе «Инженерная и компьютерная графика» / Е.В. Егорычева, М.Ю. Волкова // Материалы Международной научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии» (XIX Бенардосовские чтения), 31 мая - 2 июня 2017 г., Иваново. - Иваново: ИГЭУ. - 2017. - Т.3. - С. 34-36.