ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время в Российской Федерации экономическая безопасность находится под угрозой, лица, совершающие преступления, находят новые методы и способы осуществления преступлений в сфере экономики. В России в 90-е годы усиленно начали заниматься обеспечением экономической безопасности, но, как показывает статистика, идет повышение экономических преступлений, а не спад. Это влияет на экономическую безопасность в России, а также и на национальную безопасность в целом.

Ключевые слова:
экономическая преступность, экономическая безопасность, экономика, борьба с экономической преступностью, профилактика преступности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Преобразования, которые происходят на данном этапе развития нашей страны, которые связаны с переходом к рыночной экономике и другие реформы государства, осуществляющиеся в области экономики, политической и социальной сфере, влекут за собой негативные явления и противоречивость, особенно это отражается в экономических преступлениях.

В настоящее время повышенную активность преступления в экономической сфере получили из-за процессов либерализации общественной жизни.  Экономическая преступность получила новые стимулы, наращивая темпы ускоренного распространения. Возникают новые виды посягательств на собственность государства, нарушение правопорядка в сфере экономики, законной уплаты налогов и добросовестного предпринимательства, эти разновидности данных преступлений либо так видоизменены, что для их выявления и пресечения требуется разработка новых способов. Наиболее распространенные способы − это монополизм, недобросовестная конкуренция, банкротство, если оно было совершено преднамеренно или фиктивно, нецелевое использование государственных денежных средств, выплат и субсидий и др. Также стоит уделить особое внимание преступлениям в сфере налоговых обязательств. На данный момент преступления в налоговой сфере набирают все большие обороты. Одно из самых распространенных преступлений − уход от уплаты НДФЛ. Стоит отметить то, что данное преступление может достигать огромных масштабов (7 млн руб., 20 млн руб., 200 млн руб. и т.д.), масштаб зависит от оборота денежных средств, который должен по закону облагаться налогом.

Экономическая преступность развивается молниеносными темпами и, по-нашему мнению, это один из факторов, препятствующий благоприятному развитию производственной сферы. Данная разновидность преступных действий лишает бюджет страны значительной части доходов, провоцирует инфляцию, из-за этого также уменьшается поток инвестиций, поступающих в производство. Все эти факторы мешают деятельности, осуществляемой управленцами, ухудшает положение банковских и предпринимательских структур, «накаляет» социально-экономические проблемы. Все эти факторы содержат в себе угрозу национальной безопасности государства, мешают выходу страны из кризиса, стабилизации ее экономики.

Преступления, связанные с экономической деятельностью, набирают обороты с каждым годом, проникают в различные сферы деятельности не только внутри государства, но и за его пределами. Всем нам известно, как большие капиталы хранятся в оффшорных зонах за рубежом. И это такие огромные цепочки по финансовым махинациям, в которых могут быть заменены граждане не только одной страны, а, например, ряда стран, Испания, Кипр, Украина, Россия, Швеция. В этом случае преступлениями уже интересуется Интерпол. Помимо этого, преступность в сфере экономики сращивается с общеуголовной преступностью.

Проявляется это, в первую очередь, в восприятии и активной эксплуатации предпринимателями «ценностей», «традиций», правил поведения криминальной сферы деятельности. Приведение в действие средств и методов незаконного характера стало преобладающим в отношениях делового характера. Такие «нормы поведения» в предпринимательской сфере стали считаться приемлемыми и выгодными в применении.

Неоднократно при дискуссии на тему экономических преступлений вспоминается ставшая уже крылатой фраза профессора А.М. Яковлева о «системообразующей формуле» преступлений в сфере экономической деятельности − «обмане или злоупотреблении доверием», которые превратились в самые распространённые способы получения доходов. Касаемо данного процесса есть угроза ещё не сформировавшейся деловой этике, психологии нормальной экономической деятельности и соответствующим закону правилам ведения дел.  Итогом такого течения дела могут стать изменения деловой среды в целом [1, с. 35].

В преступления в данной среде нередко вовлекаются госслужащие, с помощью которых криминальные деятели пытаются проникнуть во власть и управление. Обязательно нужно обратить внимание на то, что из экономики государства преступным путем «выдергивают» огромные денежные средства и капиталы. Выводят доходы государства в «свой карман», прибегая к преступным действиям. Итогом такой деятельности является сосредоточение капитала у людей, причастных к криминалу. Такая цепочка действий заканчивается на том, что снижается уровень жизни обычных работящих людей, проводятся четкие грани между богатыми и бедными людьми. Такая социальная ситуация провоцирует создание напряженной ситуации в стране в целом.

Воздействие пробелов и несовершенств уголовного законодательства неблагоприятно сказывается на ситуации с экономическими преступлениями. На повышение динамики преступности в сфере экономики оказывают влияние и недостатки деятельности органов МВД, ФСБ, прокуратуры, но в большей степени неполноценное регулирование экономических преступлений на законодательном уровне. Недостаток разработок и рекомендаций на уровне научной деятельности также необходим, он полезен при осуществлении борьбы с преступлениями в сфере экономики.

Одно из главных направлений в борьбе с незаконной деятельностью, связанной с экономикой, – это предупреждение. Данное направление несет в себе определенные сложности, а также включает в себя процесс применения определенных мер со стороны государства и правоохранительных органов. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, её порождающие.

Наиболее важное направление в борьбе с экономическими преступлениями – это их предупреждение. Данный механизм состоит из сложной процедуры. В ней заложены  экономические, финансовые, организационно-управленческие, правовые, технические, культурно-воспитательные и другие меры, которые применяются в пресечении и предупреждении незаконных действий в экономической среде. Но стоит учесть то, что предупреждение будет успешным, только если комплексно воздействовать на причины и условия, порождающие экономические преступления [2, с. 27−31].

            Основную роль в предупреждении такого вида преступлений играет  общесоциальный уровень. Без нормализации экономических процессов, повышения экономического уровня, укрепления социальной сферы, восстановления нравственных устоев в обществе, нельзя улучшить ситуацию масштабно.

 В стране помимо мер общесоциального уровня, важными находят и меры социально-криминологического характера, к которым, как правило, относят:

− формирование контрольного органа государственной власти, занимающегося отслеживанием источников пополнения бюджета, его движениями и расходами;

− организация закупок товаров, предоставление услуг  по направлению − гос. заказы посредством открытых конкурсов, аукционов, торгов, гарантируя прозрачность сделки и открытое расходование средств бюджета;

− реформа в налоговой сфере для обеспечения благоприятной среды в предпринимательской деятельности и начала инвестиционных процессов;

− ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;

− разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;

− усовершенствование системы бухгалтерского учёта, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;

− усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение её чрезмерной либерализации;

− осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.

Главным моментом в этой деятельности является правовая сторона. Она состоит из совокупности законодательных актов, которые дополняют пустые места в оценке действий экономических преступлений. Предупреждение преступлений и их пресечение − одна из главных задач. Меры законодательного характера уголовно-правовой и административно-правовой заключаются в оценке общественно опасных деяний, устранении противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и др. отраслей законодательства уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению; разработке и внедрению стандартов безопасности от правонарушений и др.

            Предупреждением экономических преступлений занимаются правоохранительные органы (МВД, прокуратура, ФСБ), они способны принимать меры, попадающие в рамки их компетенции на различных стадиях экономических правонарушений. Стоит отметить то, что органам внутренних дел отводится наиболее важное место в системе структур, занимающихся расследованием преступлений в сфере экономики, так как в МВД имеются специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Деятельность этих подразделений направлена: на выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

            Длительный процесс противозаконных, криминальных действий в сфере экономики нуждается в изменении законодательства. Корректировка действий правоохранительных органов и программы федерального уровня по борьбе с криминальными действиями, затрагивающими экономику, – необходима. С помощью грамотной расстановки в вышеуказанных моментах возможно сокращение преступлений в экономике до минимальных значений. Опираться на старые правовые акты, правовые формы не стоит. Время идет, а, соответственно, законы должны идти в ногу со временем. Нужны комплексные специальные законы, которые в дальнейшем будут  развиваться, совершенствоваться, дополняться. В случае с экономическими преступлениями нужно постоянно искать новые пути расследования данных видов преступления, ведь динамика совершения этих преступлений растет, можно сказать, ежеминутно, а следовательно мошенники находят новые пути обхождения преград в совершении противозаконных  действий.

Таким образом, мы видим, что борьба с экономическими преступлениями, а именно эффективная борьба зависит непосредственно от правового регулирования, появляются новые экономические отношения, соответственно, и законы должны «подгоняться» за этими отношениями и искать способы их регулирования. Также необходимо устранить противоречивость в правовой базе, законодательстве, а еще обязательно нужно, чтобы законодательство стояло на одной линии с процессами, происходящими в обществе, и не отставало от них, тогда будет гораздо проще урегулировать большинство возникающих отношений. Немаловажно и развитие экономики, укрепление стабильности общества в социально-экономической сфере, это, возможно, понизит уровень экономических преступлений, так как большинство из них совершается именно из-за нестабильности в обществе, а точнее низкого уровня доходов. Чтобы усилить борьбу с экономическими преступлениями, стоит отвести большое внимание на профилактику и предупреждение данного вида преступлений. В настоящее время профилактика экономических преступлений не совсем развита в правоохранительных органах, ее  нужно совершенствовать и «подгонять» под существующие разновидности мошеннических действий. Нужно усилить осуществление профилактики с прокурорской стороны,  с позиции правоохранительных органов также необходимо улучшение работы по направлению профилактики в области экономических преступлений, а также сплоченная работа всех силовых структур, нацеленная на результат, уменьшение уровня экономической преступности. Стоит отметить и то, что действия, направленные на борьбу с этим видом правонарушений, должны координироваться с деятельностью исполнительной власти и осуществляться взаимосвязанно между этими ветвями власти.

Список литературы

1. Алиев В.М. Современные тенденции в распространении экономической преступности // Безопасность бизнеса. − 2018. − № 3. − С. 34−36.

2. Ларичев В.Д. Правовые меры предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. − 2016. − № 1. − С. 27−31.

Войти или Создать
* Забыли пароль?