В статье на основе анализа нормативно-правовых актов рассмотрены вопросы обеспечения конституционных прав и свобод лица в ходе досудебного расследования.
права и свобода лица, досудебное расследование, адвокатура, уголовный процесс
В докладе Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, обеспечение верховенства Конституции и законов является важнейшим критерием построения в нашей стране правового демократического государства. И с этим основным принципом непосредственно связаны гарантии мира и прогресса, результаты всех реформ. Основным приоритетом открытого, свободного и справедливого общества, которое мы строим, является обеспечение прав и свобод, уважение достоинства каждого человека [1].
В последние годы в нашей стране осуществляется широкомасштабная работа, направленная на обеспечение надежных гарантий прав и свобод граждан, прежде всего, защиты их от преступных посягательств, а также недопущение дискриминации их чести и достоинства, ограничения законных интересов.
В основу проводимых судебно-правовых реформ заложены такие конституционные принципы, как верховенство закона, равноправие граждан перед законом, гуманность, справедливость и презумпция невиновности.
Подобные реформы осуществляются, опираясь на международные правовые нормы и передовой опыт развитых государств в данном направлении. Как известно, на сегодняшний день из года в год повышаются содержание и масштабы прав и свобод человека, по мнению некоторых ученых [2: 70], по сей день уже возникло пятое поколение прав.
В этой связи, в рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017−2021 гг. Принят ряд документов, направленных на обеспечение подлинной независимости и свободы судебной власти, повышение качества и прозрачности правосудия, расширение поддержки института «Хабеас корпус».
Первые шаги на пути обеспечения независимой от прокуратуры, свободной деятельности судов дают ожидаемые результаты, что можно увидеть и на примере лиц, оправданных за прошедшие три года. Как известно, до 2016 г. в судах почти существовала практика вынесения приговора об оправдании. За прошедшие три года решением суда были оправданы 1705 лиц. Если подумать о лицах, посвятивших лучшие годы своей жизни и молодость для того, чтобы оправдать свое доброе имя, честь и достоинство, несложно понять, насколько важным понятием является оправдание.
Первый этап этих новых реформ начался с принятия указа Президента Республики Узбекистан №УП-4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» от 21 октября 2016 г.
Данным указом основными приоритетами государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы определены обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежной защиты прав и свобод граждан, а также повышение уровня доступа к правосудию.
Кроме того, упразднено уголовное наказание в виде ареста с расширением применения альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы. Срок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, сокращен с 72 до 48 часов. Предельный срок применения мер пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следствия сокращен с 1 года до 7 мес. Право выдачи санкции на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации передано судам. Судам предоставлено право применять альтернативные меры пресечения при отказе в применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Отменен институт возвращения судом уголовного дела для производства дополнительного расследования с внедрением механизмов восполнения неполноты следствия в ходе судебного разбирательства.
Отмена порядка возвращения судами уголовных дел для производства дополнительного расследования позволила повысить ответственность судебных и следственных органов за установление истины и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также принятие законного, обоснованного и справедливого решения.
Нельзя игнорировать тот факт, что раньше анализ дел, возвращенных для дополнительного расследования, зачастую указывал на неполность и одностронность следствия, неправильную квалификацию преступления, нарушение права обвиняемого на защиту, недостаточное изучение его личности [3: 149].
Поэтому упразднение данного института, не оправдавшего себя и ущемлявшего конституционные права и свободы личности в уголовном процессе, полностью созвучно с осуществляемыми в системе демократическими реформами.
В постановлении Президента Республики Узбекистан №ПП-2898 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере расследования преступлений» от 18 апреля 2017 г. важнейшей задачей Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальных подразделений определены основные направления повышения эффективности расследования преступлений. В частности, обозначены абсолютно новые направления, такие как неукоснительное обеспечение уголовно-процессуальной нормы, гарантирующей, что каждый, совершивший преступление, будет подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не будет привлечен к ответственности; своевременное раскрытие, всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, безусловное соблюдение приоритета прав, свобод и законных интересов граждан, уважения их чести и достоинства при производстве дознания и предварительного следствия; обеспечение подлинной процессуальной самостоятельности дознавателей и следователей, недопущение незаконного воздействия на них, необоснованного вмешательства в их деятельность; создание достойных условий для работы дознавателей и следователей с целью эффективной реализации возложенных на них задач, решение вопросов их материального и социального обеспечения; широкое внедрение в деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел передовых криминалистических и научно-технических средств, а также современных форм и методов работы.
Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5268 «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» от 30 ноября 2017 г. стал очередным важным этапом по дальнейшему совершенствованию работ в данном направлении. Указом установлено недопущение использования в качестве доказательств по уголовным делам данных, полученных с существенными нарушениями процессуального законодательства или незаконными методами. В частности, отныне не допускается использование в качестве доказательств по уголовным делам данных, полученных незаконными методами и, соответственно, не имеющих юридической силы, в том числе собранных с применением пыток, психологического и физического давления и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников; с нарушением прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту, а также права пользования услугами переводчика; с использованием заблуждения лица, участвующего в уголовном процессе, возникшего вследствие неразъяснения ему прав и обязанностей; в результате проведения процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному уголовному делу; от неизвестного источника либо от источника, который не может быть установлен в процессе производства по уголовному делу; из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в ходе предварительного следствия, которые не нашли своего подтверждения в суде совокупностью имеющихся доказательств; из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, основанных на догадке, предположении или слухе, за исключением случаев их подтверждения совокупностью имеющихся доказательств.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-3723 «О мерах по кардинальному совершенствованию системы уголовного и уголовно-процессуального законодательства» от 14 мая 2018 г. утверждена Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан.
В данном постановлении в качестве приоритетных направлений и задач совершенствования системы уголовного и уголовно-процессуального законадательства определены:
− унификация норм уголовного законодательства;
- совершенствование системы уголовной ответственности и наказания;
- обеспечение действенной и надежной охраны прав и свобод граждан, интересов общества и государства;
- систематизация и гармонизация норм уголовно-процессуального законодательства;
- совершенствование механизмов надежного обеспечения гарантий прав и свобод личности в уголовном процессе;
- внедрение новых форм и процедур уголовного процесса.
Кроме вышеупомянутых были приняты законы №ЗРУз-470 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием мер по усилению гарантий прав и свобод граждан и судебно-следственной деятельности» от 4 апреля 2018 г. и №ЗРУз-515 «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса» от 14 января 2019 г.
В докладе на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, Президент Шавкат Мирзиёев, говоря о реформах, осуществляемых в судебно-правовой системе страны, отметил, что закрытие в этом году колонии по исполнению наказания в поселке Жаслык стало еще одним практическим проявлением такой гуманной политики.
Закрытие данной колонии вызвало положительный резонанс как в нашей стране, так и в международном масштабе. До этого и в прошлом году в Республике были закрыты две тюрьмы. Благодаря подобной гуманной политике, за короткий период число заключенных в нашей стране сократилось в два раза.
Исходя из полномочий, предоставленных ему Конституцией, Президентом Узбекистана за последние три года было принято 8 указов о помиловании лиц, совершивших преступления, из мест исполнения наказания освобождены свыше 4 тыс. чел.
Глава государства отметил, что нам необходимо продолжить работу по развитию культуры уважения прав и свобод человека в обществе, что повысит авторитет нашей страны на международной арене. Он подчеркнул, что правоохранительные органы должны стать ведомствами, действующими только в интересах народа.
В докладе также подчеркнуто, что обеспечение подлинной независимости судов является для нас самой приоритетной задачей, в частности мы не должны допускать, чтобы суды оказались под влиянием тех или иных должностных лиц, в связи с этим необходимо усилить ответственность за вмешательство в судебные дела либо давление на суд. Ибо, «принцип независимости предоставляет право судам и вместе с тем требует от них справедливого рассмотрения дел в суде и соблюдения прав сторон [4:16]».
Действительно, «расширение полномочий суда в предварительном следствии способствует обеспечению эффективной защиты конституционных прав и свобод лица. Это полностью созвучно с международными обязательствами, которые взяла на себя Республика Узбекистан и их исполнением. В том числе, согласно части 3 статьи 9 международного пакта "О гражданских и политических правах" от 1966 года каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо с срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право существлять судебную власть» [5:40].
Как известно, в последние годы в нашей стране в качестве важной составляющей судебно-правовых реформ осуществляется весомая работа по усилению роли и значения адвокатуры, являющейся одним из эффективных институтов обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Последовательно реализованы меры, направленные на организацию надлежащего действия принципа спора сторон на всех этапах судебного делопроизводства, создана необходимая законодательная база для осуществления профессиональной деятельности адвокатов.
Как отмечалось в докладе, выполнен ряд работ по усилению правового статуса данной системы, расширению полномочий адвокатов.
Действительно, указ Президента Республики Узбекистан №УП-5441 «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» от 12 мая 2018 г. имеет важное значение в дальнейшем совершенствовании работ в данном направлении.
В соответствии с данным указом, адвокат имеет право принимать меры по досудебному урегулированию споров, примирению сторон, а также выступать в качестве третейского судьи, за исключением случаев, когда адвокат является представителем одной из сторон. Срок обязательной стажировки в адвокатском формировании для получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью сокращается с шести до трех месяцев, при этом работники юридической службы государственных органов и организаций и лица, проработавшие в должности судьи, следователя или прокурора не менее трех лет, освобождаются от обязательной стажировки. Срок невыполнения адвокатом без уважительных причин своих профессиональных обязанностей, являющийся основанием для прекращения лицензии, продлевается с действующих трех до шести месяцев.
Согласно указу, свидания адвокатов со своими подзащитными обеспечиваются своевременно и беспрепятственно в специальных комнатах, не имеющих устройств аудио- и видеонаблюдения, а также без присутствия посторонних лиц, при этом должна сохраняться визуальная видимость адвоката и подзащитного с исключением слышимости их беседы со стороны третьих лиц.
За несвоевременное представление, предоставление ложной или недостоверной информации по запросу адвоката виновные должностные лица привлекаются в установленном порядке к административной ответственности на основании прямого обращения адвоката в суд.
В вышеупомянутом докладе главы нашего государства отмечалось, что для поднятия работы по обеспечению прав человека на новый уровень, необходимо продолжить совершенствование института адвокатуры.
Действительно, в сфере все еще имеется ряд проблем, ожидающих своего решения. К примеру, нельзя положительно оценить тот факт, что на более чем 33-миллионное население Узбекистана приходится лишь 4 тыс. адвокатов. В настоящее время возраст 60 процентов всех адвокатов в стране превышает 50 лет. Как можно объяснить, что среди них молодых, не достигших 30 лет, лишь 70 человек?!, сказал Президент.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению верховенства Конституции и закона, усилению общественного контроля в данном направлении, а также повышению правовой культуры в обществе» от 13 декабря 2019 г., начиная с 1 апреля 2020 г. внедряется обязательный порядок видеосъемки действий по задержанию лица, разъяснению ему процессуальных прав, отказу от защитника, на сотрудников правоохранительных органов после задержания ими лица возлагается обязанность по незамедлительному уведомлению о его задержании и месте содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц.
Начиная с 1 июля 2020 г., факты применения процессуальных принудительных мер, ограничивающих права, в том числе задержания лица, вносятся в единую систему электронного учета.
В срок до 1 мая 2020 г. будет разработан и внесен в установленном порядке соответствующий проект закона, предусматривающий непосредственное обжалование в суд заинтересованными лицами решений прокурора, дознавателя или следователя о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела, назначении ревизии, приостановлении дознания или предварительного следствия и прекращении уголовного дела, усиление ответственности по фактам вмешательства в разрешение судебных дел, в том числе воздействия в любой форме на судью с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела, вынесения неправосудного приговора, решения, определения или постановления.
В срок до 1 мая 2020 г. путем широкого обсуждения с участием международных организаций, общественности, специалистов и экспертов сферы будет разработан и внесен в установленном порядке проект Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающий обеспечение полноценного исполнения международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека, совершенствование механизмов осуществления мониторинга за соблюдением прав и свобод граждан, создание системы организационно-правовых и иных комплексных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека, повышение эффективности механизмов и порядка имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и практическую деятельность государственных органов, в частности правоохранительных органов, повышение правовой грамотности населения в области прав человека, в том числе распространение в данном направлении эффективной информации и просвещения, организацию образовательной деятельности, поднятие на новый этап сотрудничества с международными и региональными структурами, национальными институтами зарубежных стран в области защиты прав человека.
В целях дальнейшего совершенствования института адвокатуры и коренного повышения статуса адвокатов постановлением предусмотрено в срок до 1 мая 2020 г. утвердить Концепцию развития института адвокатуры.
По нашему мнению, в данной концепции должны быть предусмотрены следующие аспекты:
− приведение механизма привлечения следователем, прокурором и судом адвокатов за счет государства в соответствии с международными стандартами;
- исходя из численности населения увеличение числа адвокатов из числа молодых, образованных и высококвалифицированных специалистов;
- совершенствование гарантий адвокатской деятельности;
- расширение прав адвоката и предоставление ему дополнительных льгот в ходе осуществления его профессиональной деятельности;
- усиление ответственности за несвоевременное представление, предоставление ложной или недостоверной информации по запросу адвоката;
- совершенствование принципов и организационных форм адвокатской деятельности;
- создание механизма обеспечения необходимой защиты государством при возникновении опасности для жизни и здоровья в связи с исполнением им профессиональных обязанностей. Данная норма предусмотрена ст. 8 Закона (Обеспечение защиты адвокатской деятельности) Республики Узбекистан «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» от 25 декабря 1998 г., однако отсутствует механизм его исполнения;
- организация служебных кабинетов для адвокатов во всех государственных органах, ответственных за ведение уголовного дела;
- внедрение порядка регистрации точного времени задержания, а также прибытия адвоката в государственный орган, ответственный за ведение уголовного дела (в целях устранения долгого ожидания адвокатом, вызванным для участия в следственных действиях у двери государственного органа, ответственного за ведение уголовного дела);
- предоставление адвокатам полномочий проведения независимых следственно-процессуальных действий. В действующем законодательстве подобное полномочие предоставлено частично (сбор улик и т.д.). Адвокат не должен ограничиваться лишь сбором улик, а превратиться в субъект доказательства;
- с учетом того факта, что в нашей стране имеются социально уязвимые семьи, принятие закона Республики Узбекистан «О бесплатной правовой помощи».
Высказанные выше предложения и рекомендации будут способствовать утверждению в обществе нового принципа «Объективное следствие, сильная защита, прозрачный контроль, справедливый суд».
1. Мирзиёев Ш.М. Верховенство Конституции и законов - важнейший критерий правового демократического государства и гражданского общества. // Доклад Президента Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. // Газета “Народное слово”,11 декабря 2019 года.
2. Исмаилов Б.И. Становление современной системы международно-правовой защиты прав человека. - Ташкент: Республиканский центр повышения квалификации юристов Министерства юстиции Республики Узбекистан, 2012. - 70 с.
3. Миразов Д.М. Дастлабки терговда контроль ваназорат: тарихий, ташкилий ва процессуал жиҳатлари: Монография / Юридик фанлар доктори., профессор. Б. Х. Пўлатовнинг умумий таҳририда. - Т.: Ўзбекистон Республикаси ИИВ Академияси, 2015. - 149 б.
4. С.Саҳаддинов: Ўзбекистон Республикасининг Жиноят-процессуал кодексига шарҳлар. Умумий қисм (илмий-амалий шарҳ) / Масъул муҳаррир: профессор Б.Х.Пўлатов. - Тошкент: Янги аср авлоди, 2014. - Б.16.
5. Международные договора по правам человека: Собрание. - Т., 2004. - Б.40.