НАУКОГРАДЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современный контроль за деятельностью наукоградов, их роль и значимость в развитии государственной системы инноваций, исторические аспекты их совершенствования, а также их функциональные задачи и особенности компонентов, входящих в научно-производственный комплекс, в настоящее время обуславливают, что наукограды в обеспечении интеллектуального потенциала экономической безопасности России занимают особое положение.

Ключевые слова:
наукоград, интеллектуальные возможности, экономическая безопасность, реализация научного потенциала, наукограды в системе безопасности
Текст

Общепризнанно, что наукоград – это такое муниципальное образование, именующееся как городской округ, которое наделено высочайшими научно-техническими возможностями, а на его территории функционирует научно-производственная система в виде единства компаний, производящих операции в сегментах науки, техники, инноваций, разработок экспериментального назначения и испытаний, а также подготавливающих кадры согласно российским приоритетным векторам научного, технологического и технического развитий [1].

Установлено, что большая доля наукоградов России имеет свое расположение в Московской области, что можно пояснить тем, что данные городские поселения с присущими им выработанной инфраструктурой, секторами услуг и производства, промышленными операциями, крупнейшими комплексами науки и техники первостепенно необходимы для того, чтобы были разрешены приоритетные вопросы обороны государства.

С воззрения новейшей экономики по вектору институционализации, именно сепарированные институционально наукограды образуют собой наибольший интерес, поскольку имеют специфически городской статус и нацелены на обеспечение итогов фундаментального и прикладного назначения [2].

Рассматривая наукограды с точки зрения системы трансакционных затрат их актуальность можно трактовать как вероятность экономических выгод в ходе взаимодействия включенных в наукоград компаний и организаций, что объяснено как их формальным отношением к собственно наукоградам, так и преобладающими в них неформальными по сущности отношениями.

Экономия на данных затратах с сильными сторонами сетевых отношений обуславливает в результате комплексный эффект синтезированного функционирования компаний в пределах сферы интеграции наукоградов [4].

В таковых структурах крайне актуально значение исторических причин образования наукоградов, разносторонность ведения бизнес-процессов, форм производственной организации и извлечения образования. Важно указать, что наукограды наделены колоссальным устоявшимся опытом как в осуществлении фундаментальных научных изучений, выступающих доминантными для государства, так и в разработке и изготовление высокотехнологичной продукции по ответвлениям науки [1].

Но образуется спорный момент: а может ли совершенствование наукоградов выступить стратегическим решением выхода государства из текущего спада и институциональных нарушений для смещения его ориентира на вектор инноваций?

На авторский взгляд, сейчас идет новейший этап «жизни» наукоградов, для которого вероятно присуще преобразование их деятельности в области производства, что отражается в конкурсном аспекте разработки и реализации высокотехнологичных изобретений инновации.

На базе исследования программ системного социально-экономического совершенствования наукоградов целесообразно определить следующие их функциональные задачи по соответствующим областям, приведенные в таблице 1 [2].

 

Таблица 1 – Функциональные задачи наукоградов

 

Функциональная область

Задачи

I

Экономика

- формирование благоприятных обстоятельств для инвестиционного привлечения и наращивания деловой активности;

- осуществление константного социально-экономического совершенствования без дотаций;

- наращивание результативность маркетингового комплекса и продаж посредством:

* формирования условий для осуществления интернациональных выставочных мероприятий по демонстрации высокотехнологичной продукции промышленного сегмента, включая военное направление;

* предоставления для компаний связанных промышленных отраслей обстоятельств для реализации такой продукции при помощи выработки передовой инфраструктуры транспорта и логистики;

* формирования обстоятельств для разработок и применения технологий двойного назначения между отраслями для выработки и совершенствования производственных процессов по высокотехнологичной продукции и вывода на мировую арену инновационных разработок;

* экономического совершенствования наукоградов на базе увеличения спектра действия их системы науки и производства;

* наращивания производственных масштабов;

* прироста налоговых поступлений в бюджет, исходящих от наукоградов;

* внедрения как во внешнее, так и во внутреннее рыночное пространство инновационных технологий и разработок науки и техники;

* мотивационный аспект в области образования инновационных учреждений малой и средней форм;

* формирование добавочных рабочих мест для кадров науки и технической инженерии;

* минимизация кадрового оттока из наукоемких сегментов в сектор коммерции.

II

Финансы

- предоставление государственных заказов на производимую в пределах наукограда продукцию;

- выработка действенных программ по оказанию финансовой помощи для наукоградов;

- инвестиционное привлечение;

- извлечение прибыли от реализации высокотехнологичных и наукоемких изобретений;

- поддержка осуществляемых исследовательских процедур и разработок в рамках наукоградов.

III

Инновации

- формирование надлежащих обстоятельств для инновационного предпринимательства, новейшие технологические разработки, изготовление высокотехнологичной и наукоемкой, способной к конкуренции продукции;

- формирование и совершенствование результативного инновационного климата, предоставляющего возможности для продвижения идей науки в производственные процессы;

- формирование и совершенствования управленческого комплекса в области инноваций в наукограде в качестве достижения целей городского экономического роста;

- предоставление для инвестиционных высокотехнологичных проектов притока по надлежащим сегментам научно-технических секторов из иных отечественных регионов, а также из других государств;

- формирование комплекса непрерывного образования по соответствующим профилям инновационных процессов и производств с наукоемкой продукцией;

- предоставление высочайшей степени фундаментальных изучений науки и ввода продуктов инноваций;

- изготовление продукции в оборонных, внешнеполитических и экономических интересах безопасности государства;

- преобразование в конечный продукт образованных на предприятиях идей инноваций и их последующее слаженное производство;

- инновационное совершенствование инфраструктуры;

- предоставление возможностей для совершенствования фундаментальных исследований и высшего образования, сведение к коммерческой выгоде от извлеченных знаний;

- обеспечение услугами специализированных центров пользования инновационных организаций для получения ими дорогостоящего оборудования;

- поддержка осуществляемых инновационных проектов от институтов развития на уровнях федерации и регионов;

- введение субсидий на участие инновационных предпринимательств малой и средней форм в выставочных мероприятиях в рамках научно-технических направлений, помощь в производстве ими образцов и инновационном проектном исполнении, результаты от коих могли бы быть уместны для муниципального образования. 

IV

Социум

- построение действенного взаимодействия меж компонентами научно-производственной системы в пределах наукоградов;

- формирования результативных планов по совершенствованию наукоградов;

- преобразование инфраструктурного пространства наукоградов;

- выработка эластичного комплекса привлечения, совершенствования и удержания таких кадров, которые действительно являются квалифицированными;

- подготовка кадров, квалифицированных высоко, в сфере наукоемких технологических процессов и доминирующих научно-технических векторов;

- наращивание трудовой занятости с организацией рабочих мест и надлежащей оплатой труда;

- формирование обстоятельств для того, чтобы знания актуализировались, творческие проекты перспективных кадров науки и техники реализовывались, выработка студентов и кадров к мышлению в рамках инноваций, надлежащих навыков посредством их прямого включения в проекты инноваций;

- предоставление жилья для молодых и квалифицированных кадров, включенных в научно-производственную систему компаний.

V

Экология

- создание муниципального комплекса контроля за экологией;

- формирование комплекса охраняемых в особой степени природных локаций региональной принадлежности.

VI

Регион

- мотивация к взаимодействию ВУЗов, научных организаций, промышленных и инновационных компаний, предпринимательских сообществ для того, чтобы в дальнейшем производилось извлечение прибыли от наукоемких проектов и технологий, способных к конкуренции;

- организация действенного взаимодействия меж центрами и учреждениями науки, включая иные наукограды;

- образование аспектов роста региона в виде пространства сотрудничества в рамках экономики, технологий, интеллектуального потенциала;

- совершенствование сотрудничества на уровне регионов и государств;

- наращивание вклада от наукоградов в валовый продукт по региону;

- построение взаимодействия с властями по разрешению аспектов поддержки со стороны государства.

 

Основываясь на приведенных функциональных задачах, укажем, что центральной целью текущего этапа для наукоградов выступает их трансформация в сосредоточение генерирования знаний и извлечения от них прибыли, кроме того, разрешение актуальных вопрос обороны, промышленности, экономики и социума, наращивание вклада в совершенствование отечественного инновационного комплекса.

Для подробного рассмотрения того, как наукограды обеспечивают интеллектуальный потенциал в отношении экономической безопасности нашей страны, оценим их инновационную структуру.

Успешный выход из каждой новой «кризисной волны» экономики России сейчас в большинстве своем связывают с образованием национальной инновационной системы (общепринятая аббревиатура – «НИС»), которая находится в соответствии с современными нормами экономико-технологического совершенствования. При этом одним из приоритетных векторов отечественной инновационной политики предстает собственно поддержка и содействие масштабированию инфраструктурных особенностей НИС и ее компонентов-наукоградов, которые необходимы способствовать тому, что интеллектуальный потенциал государства использовался результативно и бесперебойно нарастал [4].

Важно указать, что текущий интеллектуальный потенциал России эффективно развивается исключительно по некоторым направлениям, что являет собой опасность для образования долевой НИС, что обуславливает сокращение конкурентоспособности на долгий срок экономики России.

Инновационное функционирование наукоградов в качестве компонента НИС производится при помощи образованных в их пределах научно-производственных комплексов с их структурными элементами (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Структура научно-производственного комплекса наукограда

 

 

Каждый из приведенных компонентов системы наукограда имеет непосредственную связь с внешним миром:

- в комплексе образования производится подготовка востребованных по стране специалистов, кроме того, здесь проходят стажировку и иногородние студенты;

- в комплексе науки происходит кооперация структур и учреждений науки, что порождает циркуляцию соответствующих знаний и необходимых кадров;

- комплекс производства осуществляет изготовление таких наукоемких и высокотехнологичных ценностей, которые вводятся в производственные процессы и в иных регионах страны;

- комплекс инноваций выступает долевым сегментом аналогичного комплекса всего государства, отмечает процедуры инновационной диффузии в пределах конкретной сети [4].

Взаимодействие компонентов научно-производственного комплекса наукограда можно объяснить следующим приведенным на рисунке 2

 

Рисунок 2 - Взаимодействие компонентов научно-производственного комплекса наукограда

 

Основываясь на сказанном выше, выделим, что наукограды, помимо присущих им высочайших научно-технических возможностей, обладают особыми структурными компонентами научно-производственного комплекса.

Результат от взаимодействия компонентов научно-производственного комплекса, высочайшая степень их внедрения и функционирования дает возможность как оптимально изготавливать продукты инноваций, так и осуществлять подготовку квалифицированных кадров в имеющей наибольшей интерес для наукограда сфере [3].

Помимо сказанного, выступая крупнейшим институтом обслуживания с точки зрения инфраструктуры инновационных операций, наукограды могут формировать по своему месту нахождения всевозможные инновационные структуры, в связи с чем можно утверждать о важности совершенствования наукоградов как в виде одного из основополагающих механизмов преобразования отечественной экономики, так и для обеспечения интеллектуального потенциала в целях удержания российской экономической безопасности.

Список литературы

1. Акинфеева Е. В., Абрамов В. И. Роль наукоградов в развитии национальной инновационной системы России // Проблемы прогнозирования. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-naukogradov-v-razvitii-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy-rossii

2. Милькина И. В. Развитие наукоградов как территорий инновационного развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2011. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-naukogradov-kak-territoriy-innovatsionnogo-razvitiya

3. Руднев А. В. Формирование и развитие системы управления инновационными территориальными образованиями // Вестник ГУУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-sistemy-upravleniya-innovatsionnymi-territorialnymi-obrazovaniyami

4. Суходолов М. И. Взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов инновационной деятельности в наукоградах // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-subektov-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-naukogradah


Войти или Создать
* Забыли пароль?