ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ НА ШЕЛЬФЕ ИСХОДЯ ИЗ ФАЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием комплексной страховой защиты проектов добычи углеводородов (газ, нефть, газовый конденсат) на континентальном шельфе. В частности, речь идет об описании специфики управления подобными проектами, фазах жизненного цикла проектов в зависимости от основных групп производственных процессов. Приводятся основы формирования эффективной системы страховой защиты крупномасштабного нефтегазового проекта с описанием процедуры идентификации и оценки страховых рисков. Рассматриваются принципы формирования портфеля комплексных программ страхования проектных рисков по фазам жизненного цикла проекта.

Ключевые слова:
управление нефтегазовыми проектами, морское базирование, шельф, страхование рисков, комплексная страховая защита
Текст

Введение

Нефтегазовая отрасль – ключевой элемент российской экономики. Именно в этой области реализуются крупнейшие международные проекты по обустройству и разработке новых месторождений нефти и газа в различных регионах мира, каждый из которых обладает своими геополитическими, климатическими, институциональными, экологическими и другими особенностями.

Объем источников углеводородов, расположенных на суше, постепенно снижается. Эта ситуация вынуждает ведущие нефтегазовые компании мира сконцентрировать научные, технические и организационные усилия по освоению залежей углеводородов в море, а точнее, на материковой отмели, именуемой континентальным шельфом. В частности, стратегические перспективы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации связаны с поиском, разведкой и обустройством месторождений континентального шельфа, в частности, с освоением арктического шельфа. Однако большая часть этих территорий находится в суровых природно-климатических условиях, связана с тяжелым ледовым режимом, большими глубинами морей и слабо развитой береговой инфраструктурой. Наличие этих факторов требуют от компаний разработки и применения особых научно-технических, организационных и проектных решений. В частности, требуются уникальные для конкретного месторождения инженерно-технические и логистические решения, инженерные системы, организация строительно-монтажных работ в открытом море, обеспечение производственной безопасности на всех этапах жизненного цикла проекта [[1],[2]].

Ряд катастроф в период 1988-2013 гг., связанных с добычей углеводородов на шельфе, указывает на стратегическую важность эффективной страховой защиты проекта. Примером является взрыв на нефтедобывающей платформе Piper Alpha в 1988 году (полное уничтожение платформы, 167 человек погибло), утечка более 700 тыс. баррелей нефти из танкера Exxon Valdez в 1989 вследствие наплыва на риф, взрыв на буровой платформе Deep Water Horizon в 2010. Согласно Taylor (2013, p.1166) [[3]], эти катастрофические события привели к пересмотру размещения обязательств страховых компаний при страховании рисков нефтегазовых проектов, расположенных на шельфе. В частности, страховщики стали предлагать своим клиентам комплексные программы страхования проектных рисков, предусматривающие максимальное страховое покрытие. Виды страхования объединяются в программы страхования по принципу однородности рисков с выделением специфических рисков, присущих застрахованным объектам. В статье речь будет идти об особенностях выстраивания комплексной страховой защиты проектов добычи углеводородов на шельфе.

 

 

1. Специфика управления проектом по добыче углеводородов на шельфе

 

Добыча в море стали возможны в результате развития технологии обустройства морских месторождений. Проекты в области добычи углеводородов на шельфе характеризуются четкой последовательностью работ при создании необходимой инфраструктуры месторождения. Сами объекты обустройства морского месторождения обеспечивают добычу продукции из пласта через инфраструктуру морского базирования и отправку ее на комплекс береговых сооружений. Система взаимоувязанных объектов морского месторождения обслуживается судами и вертолетами, доставляющими грузы, персонал, вывозящими продукцию, отходы. В зависимости от специфики месторождения, состав используемого оборудования может существенно меняться.

 

1.1 Сложности управления крупномасштабными проектами

Проекты добычи углеводородов на шельфе по ряду параметров (Мазур, 2002 [[4]]) можно отнести к крупномасштабным или мега проектам. Существуют определенные специфика и сложности управления такими проектами. В виду масштабности работ, числа различных участников, сложных финансовых схем на крупный проект в процессе управления оказывает влияние множество факторов, что создает рисковую среду (Моррис, 1988). Поэтому крупный проект может быть рассмотрен как открытая система взаимодействия различных компонент. С термином «открытая система» сопряжено понятие «общая теория систем», разработанная в 1930-х гг. Берталанфи Л. [[5]]. Его последователи Эшби Р., Бэйтсон Дж., Бир С. изучали природу сложных систем, к которым относятся эко-системы, крупные организации и человеческое тело. Главный вывод научных исследований в этой области заключался в возрастающей неопределенности состояния системы в зависимости от ее размеров. При увеличении масштабов системы или проекта количество межорганизационных связей и взаимодействия компонентов (подпроекты) растет с нелинейной зависимостью [[6]]. В проектах в результате этой динамики продуктивность команды проекта значительно падает при «расширении» проекта.

Управление крупными проектами осложняется числом участников и аккумулированием различных материальной, технической и интеллектуальной баз знаний и уровней ответственности. В результате, крупные проекты требуют значительной реорганизации и рационализации множества функциональных областей компании. Киин (1981) [[7]] зафиксировал все сложности, связанные с организационными изменениями и их влиянием на людей, задействованных в крупных проектах. В частности, в его работе речь идет о политических трудностях, вызываемых высокой степенью изменений.

Моррис (1988) [[8]] в качестве основных критериев крупномасштабного проекта называет масштаб и громоздкость, напрямую влияющие на сложность управления. Ограничения во времени и длительности самого проекта также усложняет задачу менеджерам, увеличивая неопределенность. Все это приводит к «расползанию» организационных связей при реализации крупного проекта. Поэтому требуется более высокий уровень межорганизационной кооперации.

Пекка-Хамери (1997) [[9]] в качестве основных характеристик крупного проекта, помимо временных рамок, ограниченного бюджета и требований к качеству, относит высокую трудоемкость и взаимодействие различных индустрий.

 

1.2 Фазы жизненного цикла проекта добычи углеводородов на шельфе

Каждый реализуемый проект добычи углеводородов на шельфе уникален, поскольку определенное сочетание различных факторов будет предъявлять требования к конструктивным решениям морской и береговой инфраструктурам, что будет оказывать существенное влияние на конечные сроки и бюджет проекта. Для целей настоящей работы подробное описание технико-технологических особенностей проекта нецелесообразно, поэтому процесс управления проектом представлен укрупненно в виде фаз жизненного цикла, а основные производственные процессы – в виде групп. Жизненный цикл проекта подразумевает последовательную реализацию следующих фаз: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную (вывод месторождения из эксплуатации).

Прединвестиционная фаза проекта предполагает разработку проектно-сметной документации, на основании которой впоследствии будут организованы строительно-монтажные работы. Основным риском для компании является правильность и адекватность составления проектно-сметной документации.

Инвестиционная фаза предполагает непосредственно выполнение строительно-монтажных работ (далее – СМР) в соответствии с проектно-сметной документацией, в частности:

  • подготовительные работы к строительству;
  • строительно-монтажные работы;
  • пусконаладочные работы (далее – ПНР);
  • постгарантийные обязательства (далее – ПГО).

Данная фаза проекта в большей степени сопряжена с техническими рисками в виду выполнения большого объема СМР. Для их реализации необходимо строительное оборудование и техника, отделочные материалы, а также грузы, транспортировка которых нуждается в качественном страховом покрытии.

На фазе эксплуатации происходит непосредственное использование отремонтированных, реконструированных и возведенных основных фондов, сопряженное с промышленными (производственными) рисками штатной работы основных средств, а также с рисками нанесения вреда компонентам природной среды (экологические риски).

Ликвидационная фаза связана с завершением проекта: консервация скважин, закрытием месторождения в результате выработки запасов углеводородов (20-30 лет) [[10]], ликвидацию, утилизацию основных фондов.

Применительно к шельфовым проектам на каждой фазе последовательно реализуются специфические процессы [[11]]: геологоразведочные работы (далее – ГРР) и подтверждение запасов углеводородов [[12]]; разработка месторождения; добыча углеводородов[[13]]; вывод из эксплуатации.

На Рисунке 1 укрупненно изображены фазы жизненного цикла шельфового проекта с соответствующими группами основных производственных процессов. 

 

Полагаясь на указанные на Рисунке 1сроки реализации каждого процесса, срок всего проекта в области добычи углеводородов на шельфе составляет в среднем 43 года.

Это означает, что серьезной нагрузкой на финансовый результат и эффективность проекта может быть компенсация ущерба, причиненного воздействием аварии на производственном объекте на имущество, жизнь и здоровье сотрудников и третьих лиц, окружающую природную среду. Таким образом, особую роль при управлении проектом следует отдавать управлению риском аварийности на потенциально опасных производственных объектах (далее – ОПО). Этот риск не может быть сведен к нулю благодаря превентивным мероприятиям, поскольку постоянно присутствуют объективные факторы вероятностного характера, которые могут привести к внеплановым потерям:

  • природные стихийные бедствия;
  • техногенные аварии и катастрофы;
  • человеческий фактор;
  • вторичные эффекты, происходящие на сопредельных ОПО (источниках аварийного воздействия);
  • преднамеренные противоправные действия (поджоги, спланированные взрывы и т.д.);
  • неизвестные или достоверно не прогнозируемые на данный момент «механизмы» и причинно-следственные связи ухудшения состояния оборудования.

 

2. Основы формирования эффективной системы страховой защиты крупномасштабного нефтегазового проекта

 

В отечественной и зарубежной литературе не так много описаний процедуры формирования страховой защиты проекта – в основном информацию можно найти в нормативной документации, кейсах крупных промышленных предприятий, на специализированных порталах, посвященных страхованию (к примеру, Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня»[1]), международных стандартах в области управления рисками и статьях по теме.

С экономической точки зрения страхование представляет собой услугу по возмещению убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством распределения убытков между многими лицами (страховой совокупностью). В современных реалиях эффективная страховая защита как элемент системы управления рисками является фактором эффективного управления крупными стратегическими проектами нефтегазового сектора. Система эффективной корпоративной страховой защиты должна обеспечивать [[2]]:

  • максимальное смягчение последствий реализации страховых рисков;
  • формирование оптимального страхового портфеля проекта;
  • снижение рисков неисполнения обязательств страховыми компаниями;
  • адаптивность составляющих системы к изменению комплекса страховых рисков и к изменению финансового состояния страховых компаний, динамике рынка перестрахования [[3]].

Корпоративная система страхования предполагает [[4]],[[5]],[[6]]:

  • формирование структур управления рисками предприятий;
  • объединение всех участников процесса страхования для функционирования на единой, специально созданной информационной, методической и нормативной основе;
  • комплекс корпоративных стандартов и нормативно-методических документов в области организации страховой зашиты предприятия, в том числе применительно к управлению проектами;
  • комплекс методов выявления и оценки рисков;
  • алгоритм и подходы к идентификации и оценке страховых рисков;
  • механизмы проведения внутреннего производственного аудита и сопоставление его результатов с результатами сюрвейерских оценок;
  • принципы и подходы к определению основных параметров страховой защиты (оценка имущества предприятий в целях определения страховой стоимости (страхователем и независимыми оценочными компаниями), определение вида и уровня франшиз, подходы к определению лимитов ответственности и др.);
  • механизмы проведения тендеров страховых компаний, мониторинга их финансового состояния;
  • наличие системы мониторинга и оценки эффективности страховой защиты;
  • управление рисками невыполнения обязательств страховщиков.

Бизнес процесс управления страхованием, также как и процессы других функциональных областей (производство, продажи и т.д.), имеет начало (инициацию), период действия, мониторинг и завершение. В связи с этим, процессы формирования страховой защиты рисков проекта можно представить как последовательность следующих этапов:

  • инициация страховой защиты проекта:
    • принятие решения о разработке комплексной программы страхования рисков проекта;
  • планирование комплексной страховой защиты проекта:
    • идентификация страховых рисков проекта и предварительная оценка ежегодных расходов на страхование;
    • оценка страховых рисков проекта и разработка условий страхования по комплексным программам страхования рисков проекта;
  • реализация комплексных программ страхования рисков проекта:
    • выбор страховщика;
    • заключение договоров страхования рисков проекта;
    • оплата страховой премии;
    • организация и контроль востребования страхового возмещения;
  • мониторинг эффективности комплексной страховой защиты рисков проекта
  • завершение комплексной страховой защиты проекта, оценка эффективности за период действия.

Процессы управления страхованием присущи системе обеспечения страховой защиты крупномасштабных проектов, подразумевая развитую инфраструктуру риска со своими процедурами и выходами [[7]]. Типовой алгоритм разработки системы страховой защиты проекта можно представить на Рисунке 2.

Сложности в оценке страхового риска заключаются в особенностях объектов страхования крупного проекта, таких как высокая стоимость, уникальность и сложность основного производственного оборудования (большая часть которого относится к опасным производственным объектам) и технологических процессов (морское бурение, система подводных трубопроводов), высокая ответственность за причинение вреда третьим лицам и окружающей природной среде в процессе осуществления операционной деятельности, сложность и масштабы СМР, разновидностей транспортируемых грузов и пр. Соответственно, для получения объективных результатов необходимы уникальные компетенции, которыми обладают сюрвейеры – независимые по отношению к страхователю и страховой компании физические или юридические лица, проводящие экспертизу страховых рисков и обладающие специальными познаниями для оказания услуг по осмотру принимаемого в страхование или застрахованного имущества и выдаче заключения о его состоянии и оценке страхового риска, а также иных услуг, соответствующих содержанию такой деятельности [[1]].

К основным услугам сюрвейеров относятся [[2]]:

  • идентификация факторов риска;
  • анализ потенциальных рисков и угроз;
  • минимизация рисков путем проведения превентивных мероприятий;
  • рекомендации по снижению уровня риска и оценка эффективности предложенных методов управления рисками;
  • рассмотрение наихудшего сценария развития рисковой ситуации с расчетом максимально возможного убытка (далее – МВУ).

В частности, для формирования программы страхования в процессе сюрвейерского осмотра (инженерной оценки риска, страхового/предстрахового аудита) оцениваются такие факторы, как структура обследуемого предприятия, природно-климатические особенности территории страхования, особенности производственного процесса, состояние основных фондов, оснащение системами безопасности, окружение обследуемого объекта и прочие факторы, необходимые для наиболее точных оценок риска, передаваемого в страхование.

Непосредственно при анализе рисков и угроз выявляется степень подверженности обследуемого объекта основным рискам, изучается статистика по убыткам прошлых лет, оценивается стоимость имущества (на основе отчетов независимых оценщиков), на основе чего даются рекомендации по определению страховых сумм, приводится расчет МВУ и вероятностей его возникновения [[3]].

Результатом сюрвейя является отчет, содержащий сведения о техническом состоянии, уровне изношенности основных фондов, наиболее рисковых зонах и общем уровне производственного риска на предприятии. Проведенные оценки рисков, подлежащих страхованию, позволяют сформировать дифференцированные комплексы рисков с соответствующими страховыми суммами для различных видов имущества; дифференцировать убытки по уровням и частоте наступления негативных событий; обосновать лимиты ответственности и приемлемые для страхователя уровни и виды франшиз в зависимости от уровней страховых рисков.

 

3. Формирование портфеля комплексных программ страхования проектных рисков по фазам жизненного цикла проекта

 

Основываясь на анализе международного рынка морского страхования, можно выделить следующие виды страхования, используемые в нефтегазовых проектах на шельфе (Орлов и Чечиков, 2005 [[4]], [[5]]) (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Возможные элементы системы страховой зашиты морского нефтегазового проекта (включая береговую и морскую части)

№ п.п.

Группа видов страхования

Виды страхования

Международное наименование

1

Страхование имущества

  1. Контроль над скважиной
  2. Груз, принятый к перевозке
  3. Физический ущерб имуществу (страхование по принципу «всех рисков»)
  4. Машины и механизмы / оборудование котельное и машинное
  1. Control of Well
  2. Cargo Policy
  3. Physical Damage (“All Risks insurance”)
  4. Machinery Breakdown / Boiler and Machinery (BM)

2

Страхование ответственности

  1. Общая ответственность
  2. Окружающая среда (загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв)
  1. General Liability
  2. Pollution Liability

3

Страхование специфических рисков

  1. Перерывы в производственной деятельности
  2. Повреждение или утрата специального бурового оборудования
  3. Ответственность владельца средств воздушного транспорта
  4. Профессиональная ответственность (гражданская ответственность за ошибки, допускаемые страхователем при осуществлении основной деятельности)
  1. Business Interruption (BI)
  2. Specialty Tools Coverage
  3. Aircraft Liability
  4. Professional Liability (PL, PLI) / Errors and Omission (E&O)

4

Страхование строительно-монтажных рисков

Комплексное страхование строительно-монтажных рисков «от всех рисков»

Contractor’s All Risks / Erector’s All Risks (CAR/EAR)

5

Страхование работников

  1. Обязательная ответственность работодателя по выплате компенсаций работникам в случае причинения вреда здоровью, наступления болезни, нетрудоспособности или смерти работника, в соответствии с требованиями действующего законодательства
  2. Добровольная ответственность работодателя по выплате компенсаций 
  1. Worker’s Compensation
  2. Employer’s Liability

6

Страхование руководителей

Ответственность директоров и должностных лиц

Directors and Officers Liability (D&O)

7

Страхование морской инфраструктуры

  1. Платформа, прочее имущество
  2. КАСКО корпуса судна, судовых машин и механизмов (кроме перевозимого груза)
  3. Гражданская ответственность судовладельца за ущерб перед третьими лицами в связи с морским предприятием и другими обстоятельствами
  4. Груз, принятый к морской перевозке
  5. Ответственность фрахтователей
  6. Страхование ответственности при разливах нефти
  1. Platforms, property
  2. Hull and Machinery (H&M)
  3. Protection and Indemnity (PI)
  4. Cargo Policy
  5. Charterer’s Legal Liability
  6. Oil Spill Financial Responsibility

 

В управления крупным проектом, тем более на шельфе, наиболее экономически эффективным решением по сравнению с фрагментарными договорами страхования выступают комплексные программы страхования, которые предлагаются большинством страховых компаний. Комплексное страхование представляет собой сочетание различных видов страхования, покрывающих однородные риски проекта в виде реализации программы страхования, которая разрабатывается специалистами страховой компании, страхователя или же специализированными организациями-консультантами. Целью программы комплексного страхования является обеспечение финансовой устойчивости предприятия путем реализации экономически эффективной страховой защиты от рисков, представляющих угрозу бизнесу, здоровью персонала, имущественным интересам акционеров и инвесторов, третьим лицам и окружающей природной среде.

Комплексные программы страхования экономически более выгодны как страхователю, так и страховщику, поскольку при комплексной оценке рисков проекта и одновременном оформлении всех документов снижаются расходы страховщика на ведение дел. Как результат, добровольным видам страхования предоставляются скидки по страховым тарифам от 5 до 15% в зависимости от видов страхования и объема страхового покрытия [[6]]. Таким образом, страховая защита, формируемая комплексными программами страхования, является неотъемлемой частью системы управления проектными рисками. Совокупность заключенных договоров страхования на основании разработанных комплексных программ страхования представляет страховой портфель конкретного проекта. Для большей ясности на Рисунке 4 изображена взаимосвязь комплексной программы страхования, договора страхования и портфеля страхования.

Среди наиболее распространенных видов комплексных страховых программ для проектов добычи углеводородов на шельфе выделяют:

  • комплексное страхование имущества инфраструктуры проекта (объекты берегового базирования);
  • комплексное страхование строительно-монтажных работ по проекту (CAR/EAR);
  • комплексное морское страхование.

Комплексное страхование имущества включает в себя все имущество (движимое и недвижимое), относящееся к инфраструктуре проекта (береговое базирование), и состоит из следующих видов страхования:

  • прямой физической гибели, утраты и повреждения имущества страхование имущества от поломок;
  • страхование машин и механизмов;
  • страхование трубопроводов;
  • страхование грузов;
  • страхование углеводородов;
  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и загрязнение окружающей среды.

Комплексное страхование СМР (CAR/EAR) покрывает риски, связанные со строительными и монтажными работами на объекте и предоставляет страховое покрытие, обеспечиваемое следующими видами страхования (AIG, 2015 [[1]]):

  • страхование профессиональной ответственности проектировщиков;
  • страхование строительно-монтажных работ (далее – СМР) (материальный ущерб);
  • страхование ответственности подрядчика перед третьими лицами при проведении СМР;
  • страхование существующих объектов на строительной площадке;
  • страхование строительных машин и оборудования строительной площадки;
  • страхование послепусковых гарантийных обязательств подрядчика.

Комплексное морское страхование распространяется на объекты шельфового базирования, находящегося как над уровнем моря, так и под водой. Виды страхования, входящие в данную программу, подбираются с учетом выбранной технологической схемы и типа добываемого углеводородного сырья (Lloyds, 2018; СОГАЗ, 2020 [[2],[3]]):

  • страхование морской добычной (или буровой) платформы, бурового оборудования;
  • страхование подводной инфраструктуры, включая райзеры, коллекторы и манифольды;
  • страхование подводных скважин, включая риск потери контроля над скважиной;
  • страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и загрязнение окружающей среды;
  • страхование судов и ответственности фрахтователя;
  • морское страхование грузоперевозок КАРГО.

По страхованию риска потери контроля над подводной скважиной покрываются такие дополнительные потери страхователя, как (Swingle Collins and Associates, 2015 [[4]]):

  • затраты по перебуриванию;
  • затраты на удаление обломков и расчистку территории;
  • юридические/договорные обязательства перед третьими лицами за загрязнения окружающей среды;
  • внезапное и аварийное просачивание опасных веществ и загрязнение водных ресурсов;
  • затраты на эвакуацию персонала;
  • намеренный поджог скважины.

Компании предпочитают приобретать комплексные программы страхования под каждую фазу жизненного цикла проекта, так как это экономически наиболее выгодно. В Таблице 2 представлен перечень производственных процессов морского нефтегазового проекта и присущие им виды страхования в рамках фаз жизненного цикла проекта.

 
 

[1] Официальный сайт страховой компании AIG [сайт]. URL: https://www.aig.ru/

[2] Официальный сайт страховой площадки Lloyd’s of London [сайт]. URL: https://www.lloyds.com/

[3] Официальный сайт страховой компании «СОГАЗ» [сайт]. URL: https://www.sogaz.ru/sogaz/pressroom/release/826386/

[4] Официальный сайт страхового агентства Swingle Collins and Associates [сайт]. URL: http://www.swinglecollins.com/


[1] Глоссарий страховых терминов, используемых при проведении страховых операций. International Finance Corporation – World Bank Group. Москва, 2008

[2] Брызгалов, Д., Цыганов, А. (2003) Все о страховом сюрвейе. Как оценить, не переплатить и все получить. Директор-Инфо № 20 [Электронный ресурс]. URL: http://www.director-info.ru/article.aspx?id=13420&iid=561

[3] Кириллова, Н.В. (2007) Управление производственными рисками в металлургии. Вестник Финансового университета, № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proizvodstvennymi-riskami-v-metallurgii

[4] Orlov, V., Chechikov, I. (2005) ‘Creation of complex insurance programs for large oil producing companies’, Oil of Russia, Vol. 9 (own translation from the Russian text) [электронный ресурс]. URL: http://www.oilru.com/nr/148/3152/

[5] Официальный сайт страхового брокера Cargo Broker [сайт]. URL: http://www.cargobroker.ru/dictionary/%D0%BA

[6] Миллерман, А.С. (2011) Возможности страховой защиты. Генеральный директор, № 3


[1] Официальный сайт Медиа-Информационной Группы «Страхование сегодня» [сайт] URL: https://www.insur-info.ru

[2] Страхование. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. А. Орланюк-Малицкая [и др.] ; ответственный редактор Л. А. Орланюк-Малицкая, С. Ю. Янова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3863-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/425576

[3] Н. В. Кириллова (2007) Механизм формирования корпоративной страховой защиты крупных промышленных предприятий. Вестник башкирского университета, №12, стр. 29-32

[4] Стандарты управления рисками (Risk Management Standards), разработаны Федерацией европейских ассоциаций риск менеджеров (FERMA), Институтом Риск Менеджмента (IRM), Ассоциацией Риск Менеджмента и Страхования (AIRMIC).

[5] Общепринятые принципы управления рисками (Generally Accepted Risk Principles (GARP)), разработаны Coopers & Lybrand, 1996, при участии представителей Barclays, JP Morgan, Bank of England, CFTC, SEC, SFA, SIB.

[6] Официальный сайт ПАО «Лукойл» [сайт]. URL: www.lukoil.ru

[7] Бахчеева М.Н. (2008) Новый метод формирования страховой защиты металлургического предприятия, Горный информационно-аналитический бюллетень, № 9,сс. 125-127 [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12364004_18015572.pdf


[1] Агапчев М.И, Саттаров Ч.Г., Мирзоев Д.А. Опыт проведения буровых работ на морских нефтегазовых месторождениях Аляски и арктических районов Канады // Обз. информ. Сер. Разработка газовых и газоконденсатных месторождений / ВНИИЭГазпром. – М., 1997. – Вып. 17

[2] Eranti E., Lee G.C. Cold region structural engineering. – V.C.  Grave Hill. 1986/ - P.529

[3] Taylor, T. (2013) ‘Offshore energy construction insurance: allocation of risk issues’, Tulane Law Review, Vol. 87 (5/6): pp. 1165-1195

[4] Мазур, И.И. Управление проектами : справочник для профессионалов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – М. : Высшая школа, 2002. – 875 с.

[5] L. von Bertalanffy, General System Theory—A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962, p. 1—20. Перевод Н. С. Юлиной

[6] R. Thomsett (1990) Effective Project Teams: A Dilemma, a Model, a Solution,  American Programmer, Vol. 3, nos 7-8,  July/August

[7] P.G.W. Keen. Information Systems and Organizational Change. Communications of the A.C.M., Vol. 24, No.1., 1981.

[8] Morris, P. W. G. Lessons in Managing Major Projects Successfully in  European Context. Technology in Society, Vol. 10, pp. 71-98 (1988)

[9] Ari-Pekka Hameri (1997). Project management in a long-term and global one-of-a-kind project. International Journal of Project Management Vol. 15, No. 3, pp. 151-157

[10] Вяхирев Р.И., Никитин Б.А., Мирзоев Д.А. Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство Академии горных наук, 2001. – 459 с.: ил. 5-7892-0070-2

[11] An Overview of Offshore Oil and Gas Exploration and Production Activities (2001). Department of Trade and Industry [сайт]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/197799/SD_SEA2EandP.pdf

[12] Овчинников В.П., Кузнецов В.Г., Нагарев О.В., Овасенянц Т.А. (н.д.) Заканчивание скважин, Электронный учебник [электронный ресурс]. URL: http://bngs.samgtu.ru/sites/bngs.samgtu.ru/files/zakan_skvazin.pdf

[13] Официальный сайт канадского объединения производителей нефти (Canadian Association of Petroleum Producers) [сайт]. URL: http://atlanticcanadaoffshore.ca/offshore-oil-gas-lifecycle/

Список литературы

1. Агапчев М.И. Опыт проведения буровых работ на морских нефтегазовых месторождениях Аляски и арктических районов Канады [Текст] / М.И. Агапчев, Ч.Г. Саттаров, Д.А. Мирзоев // Обз. информ. Сер. «Разработка газовых и газоконденсатных месторождений». - М.: ВНИИЭГазпром, 1997. - Вып. 17.

2. Eranti E., Lee G.C. Cold region structural engineering. - V.C. Grave Hill. 1986. P. 529.

3. Taylor T. Offshore energy construction insurance: allocation of risk issues // Tulane Law Review. 2013. Vol. 87 (5/6). Pp. 1165-1195.

4. Мазур И.И. Управление проектами: справочник для профессионалов [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2002. - 875 с.

5. Bertalanffy L. von. General System Theory / пер. Н.С. Юлиной // A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962, p. 1-20.

6. Thomsett R. Effective Project Teams: A Dilemma, a Model, a Solution // American Programmer. 1990. Vol. 3. No. 7-8, July/August.

7. Keen P.G.W. Information Systems and Organizational Change. Communications of the A.C.M., Vol. 24, No. 1. 1981.

8. Morris P.W.G. Lessons in Managing Major Projects Successfully in European Context. Technology in Society. 1988. Vol. 10. Pp. 71-98.

9. Ari-Pekka Hameri. Project management in a long-term and global one-of-a-kind project // International Journal of Project Management. 1997. Vol. 15. No. 3. Pp. 151-157.

10. Вяхирев Р.И. Обустройство и освоение морских нефтегазовых месторождений [Текст] / Р.И. Вяхирев, Б.А. Никитин, Д.А. Мирзоев. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во Академии горных наук, 2001. - 459 с.

11. An Overview of Offshore Oil and Gas Exploration and Production Activities (2001). Department of Trade and Industry. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/197799/ SD_SEA2EandP.pdf

12. Овчинников В.П., Кузнецов В.Г., Нагарев О.В., Овасенянц Т.А. (н.д.) Закачивание скважин: электронный учебник [Электронный ресурс]. - URL: http://bngs.samgtu. ru/sites/bngs.samgtu.ru/files/zakan_skvazin.pdf

13. Официальный сайт канадского объединения производителей нефти (Canadian Association of Petroleum Producers) [сайт]. - URL: http://atlanticcanadaoffshore.ca/ offshore-oil-gas-lifecycle

14. Официальный сайт Медиаинформационной группы «Страхование сегодня». - URL: https://www.insur-info.ru

15. Страхование. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Л.А. Орланюк-Малицкая [и др.] [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.А. Орланюк-Малицкая, С.Ю. Янова. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с. - URL: https://urait.ru/bcode/425576

16. Кириллова Н.В. Механизм формирования корпоративной страховой защиты крупных промышленных предприятий [Текст] / Н.В. Кириллова // Вестник Башкирского университета. - 2007. - № 12. - С. 29-32.

17. Стандарты управления рисками (Risk Management Standards) [Текст]. Разработаны Федерацией европейских ассоциаций риск менеджеров (FERMA), Институтом риск-менеджмента (IRM), Ассоциацией риск-менеджмента и страхования (AIRMIC).

18. Общепринятые принципы управления рисками (Generally Accepted Risk Principles (GARP)) [Текст]. Разработаны Coopers & Lybrand, 1996, при участии представителей Barclays, JP Morgan, Bank of England, CFTC, SEC, SFA, SIB.

19. Официальный сайт ПАО «Лукойл». - URL: www.lukoil.ru

20. Бахчеева М.Н. Новый метод формирования страховой защиты металлургического предприятия [Электронный ресурс] // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - № 9. - С. 125-127. - URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_12364004_18015572.pdf

21. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст].

22. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Текст].

23. Финансы. Толковый словарь [Текст]. / Батлер Б., Джонсон Б., Сидуэл Г. [и др.]; общ. ред. И.М. Осадчая. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, Весь Мир. 2000.

24. Страховой консультант (2011). Общие принципы классификации и виды рисков [Электронный ресурс]. - URL: http://www.askins.ru/index.php/princip

25. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Н.Б. Грищенко. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. - 274 с.

26. Кириллова Н.В. Страхование промышленных предприятий: теория, методология, практика [Текст]: автореф. дис. … д-ра экон. наук Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве РФ» / Н.В. Кириллова. - М., 2008.

27. Глоссарий страховых терминов, используемых при проведении страховых операций // International Finance Corporation - World Bank Group. - М., 2008.

28. Брызгалов Д., Цыганов А. Все о страховом сюрвейе. Как оценить, не переплатить и все получить. Директор-Инфо № 20 [Электронный ресурс]. 2003. - URL: http://www.director-info.ru/article.aspx?id=13420&iid=561

29. Кириллова Н.В. Управление производственными рисками в металлургии [Электронный ресурс] // Вестник Финансового университета. - 2007. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proizvodstvennymiriskami-v-metallurgii

30. Orlov V., Chechikov I. Creation of complex insurance programs for large oil producing companies // Oil of Russia. 2005. Vol. 9 (own translation from the Russian text) [Электронный ресурс]. URL: http://www.oilru.com/nr/148/3152

31. Официальный сайт страхового брокера Cargo Broker. URL: http://www.cargobroker.ru/dictionary/%D0%BA

32. Миллерман А.С. Возможности страховой защиты [Текст] / А.С. Миллерман // Генеральный директор. - 2011. - № 3.

33. Официальный сайт страховой компании AIG. - URL: https://www.aig.ru/

34. Официальный сайт страховой площадки Lloyd’s of London [сайт]. - URL: https://www.lloyds.com/

35. Официальный сайт страховой компании «СОГАЗ». - URL: https://www.sogaz.ru/sogaz/pressroom/release/826386

36. Официальный сайт страхового агентства Swingle Collins and Associates. - URL: http://www.swinglecollins.com.

Войти или Создать
* Забыли пароль?