Системно-деятельностный подход является одним из ключевых в Федеральном государственном образовательном стандарте и его реализация возможна при определенных дидактических условиях обучения. В статье показаны возможности организации процесса обучения с использованием системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.
системно-деятельностный подход, ФГОС, активная познавательная деятельность, мотивация.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечается большое значение системно-деятельностного подхода в организации познавательной деятельности учащихся. Новый стандарт (ФГОС), в отличие от действующего стандарта (ГОС), в большей степени нацелен на конечный результат обучения. Само понятие «деятельность» можно определить как систему, направленную на достижение конкретного планируемого результата.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна при обеспечении ряда дидактических условий в процессе обучения. Чрезвычайно важно полностью исключить пассивность каждого из участников учебно-воспитательного процесса и включить всех в активную познавательную деятельность.
При этом важно обеспечить предварительную мотивацию изучения учебного материала и оптимальную нагрузку каждого учащегося. Возникновение интереса к изучению проблемы не должно падать по причине перегрузки ученика заданиями и упражнениями и их неоправданной сложностью, заданной без учета уровня подготовки и развития каждого из учащихся. При этом важно обеспечить возможность саморазвития учащихся и выбор ими своей индивидуальной образовательной траектории развития (рис. 1).