РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ НУЖД В РАМКАХ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проанализированы перспективы государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза. На основе теории относительных преимуществ Д. Рикардо обосновал подход к оценке эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза. С использованием методов экономического анализа разработан критерий оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза.

Ключевые слова:
разработка, критерии, оценка эффективности, государственные закупки, Единое экономическое пространство, Евразийский экономический союз
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

В условиях ускорения процессов мирового экономического развития и усложнения характера процессов реализации международных экономических отношений (включая режим экономических санкций Запада) для России приобретает все большую актуальность решение проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок.

Рост актуальности решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок для национальной экономики обусловлен тем, что в Российской Федерации доля государственной собственности в хозяйственной системе страны очень велика (по экспертным оценкам доля экономики, контролируемой государством, составляет порядка 70%), и в динамике она имеет тенденцию к продолжающемуся росту.

При этом, с одной стороны, при совершенствовании системы государственных и муниципальных закупок необходимо решать традиционную проблему повышения уровня ее открытости и прозрачности, ориентируясь на достижение максимальной эффективности указанных закупок по соотношению их цены и качества.

С другой стороны, при совершенствовании системы государственных и муниципальных закупок необходимо в условиях непрекращающихся (и перманентно наращиваемых) экономических санкций Запада (в первую очередь, США) в отношении России возникает необходимость в поиске новых путей поддержания конкурентной среды при осуществлении государственных и муниципальных закупок с учетом выявления потенциальных возможностей таких закупок в дружественных странах, в частности, в странах, образующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Предыдущие исследования, выполненные авторами по данной проблематике [16], показали, что развитие системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации за счет использования возможностей участия в этих процессах стран – участниц ЕАЭС позволит [18]:

– повысить уровень конкуренции между поставщиками продукции как участниками процесса осуществления закупок в интересах государственных и муниципальных нужд;

– демпфировать негативное влияние на систему государственных и муниципальных закупок экономических санкций Запада в отношении России, локализовать ущерб, которыми страны Запада стремятся нанести этими санкциями ущерб национальной экономике.

Актуальность решения проблемы совершенствования системы государственных и муниципальных закупок в России с участием стран – участниц ЕЭП объясняется также тем, что реализация процесса совершенствования обеспечит не только непосредственный, но и опосредованный эффект, связанный с вкладом процессов развития системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации в интеграционные процессы развития ЕАЭС и в повышение экономической мощи всего Союза.

Таким образом, решение задачи совершенствования системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации с участием стран – участниц Единого экономического пространства в части разработки критериев оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС представляется актуальной и требующей самостоятельного рассмотрения.

Цель исследования

Целью представленного исследования является разработка критерия оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС.

Методологическая и методическая база исследования

Методологическую базу исследований составили принципы, законы, теории международных экономических отношений и подходы, сложившиеся в этой сфере. Методическую базу исследований составили инструменты экономического анализа.

Основные результаты исследований

Проведенные исследования показали, что проблемам закупок в интересах государственных и муниципальных нужд посвящено большое количество работ, в том числе таких авторов, как Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. [2], Доронин С.Н., Рыхтикова Н.А., Васильев А.О. [3], Костенников М.В., Куракин А.В. [5], Кузин В.И., Зуев С.Э. [6], Рыхтикова Н.А. [7], Савельев Ю.Р. [8], Сарафанов В.И. [9], Спектор А.А., Туманов Э.В. [10], Стахова М.В., Урумова Е.С.[11], Тасалов Ф.А. [12], Храпов И.В. [20], Юсупова Г.Ф. [21] и др.

Анализ известных работ, посвященных проблемам закупок в интересах государственных и муниципальных нужд, показывает, что в них не нашла должного отражения экономическая оценка эффективности государственных и муниципальных закупок в целом, так и оценка их эффективности в рамках надгосударственных международных союзов, в частности.

  При обосновании экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС за основу была принята теория сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо, согласно которой торговля между двумя странами выгодна каждой из этих стран даже в том случае, когда ни одна из стран не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретного рассматриваемого товара [1].    

Проецируя теорию относительных преимуществ Д. Рикардо на задачу оценки экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС, будем исходить не только и не столько из учета рабочего времени, необходимого на производство единицы рассматриваемого товара в конкретной стране по сравнению с другой страной [4], сколько из учета себестоимости и соответственно цены на производство в одной стране по сравнению с другой страной.

При оценке экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС помимо сравнительных цен на один и тот же товар в разных странах следует учитывать: изменение логистических издержек, увеличение емкости рынка закупок и другие факторы. 

В результате проведенного рассмотрения и с учетом ранее проведенных исследований [13–19], была сформирована модель, демонстрирующая приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами – участницами Единого экономического пространства ЕАЭС вида:  

Обсуждение результатов

При формировании модели, демонстрирующей приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами – участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, мы исходим из того, что согласно теории сравнительных (относительных) преимуществ Д. Рикардо, страны – партнеры России по ЕАЭС действительно обладают сравнительными преимуществами по соотношению цена – качество продукции за счет более дешевой рабочей силы в этих странах, которую можно оценить соотношением покупательной способности населения через ВВП на душу населения стран – участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности (табл. 1).

Таблица 1

Оценка соотношения покупательной способности населения через ВВП на душу населения стран – участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности (ППС)

Страна

ВВП на душу населения по ППС, $*

Соотношение ВВП на душу населения по ППС страны – партнеры России по ЕАЭС и ВВП на душу населения по ППС в РФ

1

Россия

29 267

1

2

Армения

10 176

0,347695

3

Беларусь

20 003

0,683466

4

Казахстан

27 550

0,941333

5

Киргизия

3844

0,131342

* Примечание: табл. построена на основе данных Рейтинга стран мира по ВВП на душу населения 2019 г. https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2019-goda.html

                                                                                                                                                

Как следует из табл. 1, все страны – партнеры России по ЕАЭС имеют более низкую покупательную способность населения, оцениваемую через ВВП на душу населения стран – участниц ЕАЭС по паритету покупательной способности, а, значит, обладают сравнительными преимуществами перед Россией по соотношению цена – качество продукции за счет более дешевой рабочей силы в этих странах.

В сочетании с увеличением емкости рынка (за счет его расширения) сравнительные преимущества стран – партнеров России по ЕАЭС по соотношению цена – качество продукции обеспечат рост эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС.

Выводы

Таким образом, разработка критерия оценки эффективности государственных закупок для отечественных нужд в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС показала, что приращение экономической эффективности государственных закупок для нужд Российской Федерации за счет использования рынков товаров, производимых другими странами – участницами Единого экономического пространства ЕАЭС, определяется мультипликативным эффектом от  снижения цены на закупаемую продукцию для государственных нужд Российской Федерации у других стран – участниц Единого экономического пространства ЕАЭС за счет более дешевой рабочей силы в странах-партнерах по сравнению с Россией и за счет роста емкости рынка закупок за счет прибавления емкостей рынков товаров стран – участниц Единого экономического пространства ЕАЭС к емкости рынка товаров, производимых Российской Федерацией, скорректированное на долю роста логистических издержек при расширении рынка закупок товаров для нужд Российской Федерации до уровня Единого экономического пространства ЕАЭС.

Список литературы

1. Блауг М. Закон сравнительных преимуществ // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. - М.: Дело, 1994. - С. 111-115. - XVII, 627 с.

2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" / А.Н. Борисов, Т.Н. Трефилова. - М.: Деловой двор, 2017. - 592 c.

3. Доронин С.Н. Госзакупки. Законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления / С.Н. Доронин, Н.А. Рыхтикова, А.О. Васильев. - М.: Форум, 2019. - 232 c.

4. Киреев А.П. Международная Экономика Ч.1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Международные отношения, 1997. - 416 с.

5. Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: моногр. / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. - 128 c.

6. Кузин В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления / В.И. Кузин, С.Э. Зуев. - М.: СИНТЕГ, 2018. - 120 c.

7. Рыхтикова Н.А. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления. / Рыхтикова Н.А. - М.: Форум, 2019. - 185 c.

8. Савельев Ю.Р. Искусство историзма и государственный заказ: монография. / Ю.Р. Савельев. - М.: Совпадение, 2017. - 400 c.

9. Сарафанов В.И. Информатизация системы государственного управления России: монография. / В.И. Сарафанов. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2017. - 458 c.

10. Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. - М.: Юркомпани, 2017. - 192 c.

11. Стахова М.В. Госзакупки. Новые правила игры / М.В. Стахова, Е.С. Урумова. - М.: Инфотропик Медиа, 2018. - 152 c.

12. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США. Сравнительно-правовое исследование / Ф.А. Тасалов. - М.: Проспект, 2019. - 238 c.

13. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Анализ современного состояния условий закупок для государственных нужд в Евразийском экономическом союзе. Маркетинг и логистика. -2018. - № 3 (17). - С. 97-112.

14. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Историко-логические основы развития систем закупок для государственных нужд. В сборнике: Тенденции и перспективы развития социотехнической среды Материалы III международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 325-331.

15. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Научно-практические проблемы импортозамещения в сфере информационно-коммуникационных технологий. В сборнике: О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере информационно-коммуникационных технологий. Сборник материалов Межведомственной научной конференции. Российская таможенная академия. - 2016. - С. 81-91.

16. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. О перспективах развития системы государственных и муниципальных закупок стран - участниц Евразийского экономического союза. // Журнал исследований по управлению. - 2019. - Т. 5. - № 3. - С. 52-60.

17. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Принципы построения и реализации системы государственных закупок // Транспортное дело России. - 2018. - № 2. - С. 60-63.

18. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Проблемы развития системы государственных и муниципальных закупок в России и потенциальные пути их решения в рамках единого экономического пространства ЕАЭС // Маркетинг и логистика. - 2018. - № 2 (16). - С. 93-105.

19. Тебекин А.В., Жигулин В.Г. Современные мировые особенности и тенденции развития систем закупок для государственных нужд // Транспортное дело России. - 2018. - № 4. - С. 85-92.

20. Храпов И.В. Информационная поддержка мониторинга государственных закупок: монография. / И.В. Храпов. - М.: Синергия, 2019. - 872 c.

21. Юсупова Г.Ф. Аукцион - достаточное условие конкуренции? Сговор на рынке государственных закупок: монография. / Г.Ф. Юсупова. - М.: Синергия, 2018. - 975 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?