ФОРМИРОВАНИЕ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТА ОБЩЕГО ТИПА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в статье рассматривается проблема взаимоотношений пожилых людей, проживающих в КОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее КДИ) с разным социальным статусом, в том числе имеющих погашенные судимости. Обращается внимание на личностные установки проживающих в КДИ граждан (далее Проживающие), их возрастные особенности, заслуги перед обществом и государством. Дается обзор хорошо зарекомендовавшим себя стратегиям работы психолога интерната. Кратко описывается программа снижения тревоги и формирования бесконфликтного взаимодействия пожилых людей. В исследовании использовались следующие методы: метод экспертной оценки ситуации по Е.В. Битюцкой, мониторинг суицидального риска, включающий следующие методики: Госпитальная шкала тревоги и депрессии; методика Спилберга-Ханина, определяющий ситуативную и реактивную тревожность; Суицидальный риск 45; Прогностические критерии суицидального риска, дополнительное анкетирование. Исследование показало, что интеграция отбывших наказание в дома-интернаты требует специальной подготовки персонала, который в настоящее время не готов регулировать отношения между Проживающими виду отсутствия необходимых знаний. В ходе диагностики установлено, что Проживающие привлекали внимание к существующей проблеме взаимоотношений, которую не могли решить самостоятельно. Основной причиной беспомощности и безнадежности явились физические недуги такие как: слепота, отсутствие способности к передвижению.

Ключевые слова:
пожилой человек, бесконфликтное взаимодействие, среда, установки, психологическая коррекция
Текст

Актуальность. Во второй половине 2017 года участились жалобы в устной форме от младшего обслуживающего персонала КДИ (санитарка-уборщица, санитарка-палатная, санитарка-буфетчица, охранник и т.д.) на делинквентное, аддиктивное, девиантное поведение проживающих. Персонал всерьез был обеспокоен безопасностью пребывания на своих рабочих местах. За помощью в правоохранительные органы никто не обращался, служебные записки отсутствуют. Возникла острая ситуация высокой интенсивности по регулированию безопасной среды для работы персонала и проживания в интернате граждан. Было принято решение изучить ситуацию и создать благоприятную среду для работы и жизни. Возникла необходимость в проведении масштабных исследовательских работ, включающих мониторинги отклоняющегося поведения, суицидального риска, принятия ряда управленческих решений. Данное исследование необходимо для проведения анализа интеграции пожилых людей в условия проживания дома-интерната общего типа.

Интернат общего типа – государственное учреждение социального обслуживания граждан в стационарных условиях, частично или полностью утративших навыки к самообслуживанию, не страдающих психическими заболеваниями. На проживании в интернате находятся граждане разного социального статуса. В Собрании законодательства Российской Федерации ст.3734 №29 от 1999 года отмечено: «В социальные дома-интернаты принимаются на обслуживание граждане частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе из числа освобожденных из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелые и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством» [12]. Возникает беспокойство по поводу готовности обслуживающего персонала и административного аппарата к работе с бывшими заключенными.

В мае 2019 года в министерстве социального развития Кировской области состоялся круглый стол по вопросам социального сопровождения лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Представитель уголовно-исполнительной системы Э. Аюпов сообщил, что в 2018 году освободились 119 престарелых и инвалидов, из них 9 человек нуждались в направлении на постоянное проживание в дома-интернаты. Также были признаны нуждающимися в социальном обслуживании 29 человек [11].

Также в Кирове работает автономная некоммерческая организация «Ника», где оказывают помощь нуждающимся бывшим заключенным. То есть в Кирове оказывается поддержка нуждающимся в социальном обслуживании бывших заключенных, находящихся в пожилом возрасте.

Однако пожилой человек имеет особенности влияния геронтогенеза и при учете приобретенного паттерна поведения в местах лишения свободы забота о нем, интеграция в общество носит, мало говоря, специфический характер. Социологи Г.Г. Сорокин и В.В. Гаврилюк утверждают, что «пока не решена проблема бесконфликтного взаимодействия поколений, любые мероприятия, направленные на интеграцию пожилых в производственно-экономическую сферу, повышение их социальной активности будут неэффективными и бессмысленными» [4, 37]. Поэтому при создании условий для жизни бывших заключенных пожилого возраста, необходимым является подготовка общества к их существованию (в узком смысле, подготовка среды домов-интернатов к их приему).

Согласно определению бесконфликтного взаимодействия Е.Н. Емельяновой – это «процесс установления и развития контакта между людьми …на основе общепринятых норм поведения, требовательности к себе, внимательного и сопереживающего отношения к партнеру ответственного и уважительного отношения к взаимной репутации, анализа сложившейся ситуации и усвоения полученного опыта в контексте возрастных особенностей и субординации [5; 9]. Из определения очевидно, что для бесконфликтного взаимодействия необходима сохранная когнитивная сфера. У 70% проживающих в интернате граждан отмечено старческое слабоумие (деменция), сто ставит под сомнение возможность формирования бесконфликтного взаимодействия между пожилыми людьми.

Методы. Новая команда сотрудников, пришедшая к управлению КДИ, в первую очередь провела диагностику ситуации с привлечением психолога, который применил следующие методы исследования:

1. Метод экспертной оценки ситуации по Е.В. Битюцкой

На момент обследования однозначно можно было утверждать, что требования возникшей среды к личности и группе находились за пределами нормы [8]. По материалам Е.В. Битюцкой можно было диагностировать, что ситуация приобрела статус «трудной жизненной ситуации» для Проживающих и персонала, так как были активными все ее компоненты: беспокойство, высокие затраты ресурсов, потери, неподконтрольность и неопределенность ситуации, необходимость быстрого реагирования, затруднения в принятии решения [1].

 К негативным факторам возникшей ситуации следует отнести:

- ликвидация медицинского отделения в 2015 году (70 штатных единиц), в том числе медицинских постов, замена его на врачебную амбулаторию (поликлиническая работа), которая входит в состав Кировского клинико-диагностического центра (далее КДЦ), а не интерната. Из данного факта следует, что снижение медицинского контроля, наблюдения за протеканием инволюционных процессов в системе не проводилось, обращения граждан были только по факту недомогания и диспансерного наблюдения. По этой причине, развитие отклоняющегося поведения могло способствовать отсутствие должного медицинского контроля;

- уплотнение площади для проживания. В комнатах до 2019 года регистрировались до 6 проживающих.

- наличие 10% от общего количества проживающих лиц с погашенной судимостью, из них: 54 человека (в возрасте от 43 до 90 лет ±22). Разница в возрасте объясняется тем, что в интернате общего типа проживают пожилые граждане от 55 лет женщины и от 60 лет мужчины, а также совершеннолетние инвалиды, потерявшие навыки к самообслуживанию. Данные лица отбыли наказания, с их слов, в течение 1 года до 30 лет± 18.

Вызывает доверие утверждение Кутякина С.А.: «Именно криминальная субкультура воспитывает в осужденных антисоциальную иерархию жизненных ценностей и приоритетов. Отсюда можно сделать вывод о том, что существующая в исправительных учреждениях среда оказывает негативное влияние на психику осужденных» [8; 81]. Отбыв наказание в местах лишения свободы, человек приобретает специфический паттерн поведения, которое легко воспроизводится в социальной среде с ограниченными внешними контактами, например, такой как интернат.

Совершенно очевидно, что интеграция отбывших наказание в дома-интернаты требует специальной подготовки персонала, который в настоящее время не готов регулировать отношения между Проживающими виду отсутствия необходимых знаний.

2. Психологическая диагностика. Психологом был осуществлен мониторинг суицидального риска, включающий следующие методики: Госпитальная шкала тревоги и депрессии; Спилберга-Ханина, определяющий ситуативную и реактивную тревожность; Суицидальный риск 45; Прогностические критерии суицидального риска, дополнительное анкетирование. Результаты показали, что 4 человека из 60 выразили желание уйти из жизни, при наличии антисуицидальных факторов и незначительной тревоге. В ходе диагностики и беседы установлено, что Проживающие таким образом привлекали внимание к существующей проблеме взаимоотношений, которую не могли решить самостоятельно. Основной причиной беспомощности и безнадежности явились физические недуги такие как: слепота, отсутствие способности к передвижению. С обследованными была проведена психокоррекционая работа, изменены условия проживания путем переезда в другие секции.

Как показала практика, ротацией места жительства проблема не была решена. Поскольку интернат не является режимным объектом, то доступ к любым секциям есть у каждого проживающего. Поэтому возникла необходимость в создании комиссии, которая рассматривала бы нарушения Правил проживания в интернате и применяла санкции к нарушителям.

3. Дисциплинарная комиссия. Для урегулирования вопросов систематического нарушения правил проживания в интернате была создана комиссия по предотвращению противоправного поведения, на которой рассматривались жалобы от проживающих и персонала в форме заявлений и служебных записок. Психологом интерната разработан бланк докладной записки, создана учетная таблица.

В течение 2018 года поступили 433 докладные записки на 115 человек. Проведено 5 комиссий при участии 47 человек, из них с 10 расторгнуты договоры об оказании социальных услуг; 79 человек погасили административные штрафы на общую сумму 122950 рублей.

В 2019 году поступило 427 докладных записок на 164 человека; 38 человек погасили административные штрафы на общую сумму 13950 рублей. Проведено 5 комиссий при участии 20 человек, из них отчислено 3 человека, 4 выразили желание переехать в другие интернаты, двое прошли лечение у психиатра с госпитализацией. Следует отметить, что уровень злоупотребления спиртосодержащей продукции снизился, но увеличилось количество докладных записок на неадекватное поведение, что требует принятия мер медицинского характера. Данный факт подтверждается тем, что на проживание в КДИ стали поступать дементные граждане с 3, 4 степенью утраты навыков к самообслуживанию.

С целью формирования бесконфликтного взаимодействия пожилых людей, снижению тревожности психологами интерната используются стратегии психологической коррекции, включающие образовательные технологии:

Общедидактический метод включает в себя объяснительно-иллюстрированное, репродуктивное, частично-поисковое изложение материала.

Интерактивный метод включает лекцию-визуализацию, игры-упражнения, направленную дискуссию и другое представление материала. 

Формы: лекция-визуализация, игры-упражнения, направленная дискуссия и т.д.

Приемы: творческое самовыражение по средствам пения, рисования; «лови ошибку» – психолог зачитывает текст, заранее содержащий явные и скрытые ошибки, спрашивает о том, что не смущает ли ничего в прочитанном Проживающих? «Заверши фразу» – слушателям зачитывается текст, с просьбой завершить фразу. Часто используются загадки и рифма. «Цепочка пожеланий» – участникам занятия выдаются листочки, фломастеры для написания взаимных пожеланий и др.[2, 3, 7].

Также психолог выступает фасилитатором в освоении Проживающими методов саморегуляции: утренняя гимнастика с кинезиологическими приемами, пальчиковая гимнастика для активизации мыслительной деятельности, дыхание по Стрельниковой и т.д. 

В заключении следует отметить, что проблема взаимоотношений пожилых людей с разным социальным статусом, проживающих в КДИ, в том числе имеющих судимости, не является новой. Для обеспечения комфортного проживания поступивших граждан в КДИ необходимо: повышение квалификации специалистов организации всех уровней в области пенитециарной психологии; увеличение штата обслуживающего персонала, в том числе психологов. Создание и реализация психологических программ, для адаптации вновь поступивших граждан в КДИ; организация комнаты психологической регуляции для персонала. Поэтому формирование бесконфликтного взаимодействия среди пожилых людей интерната на сегодняшний момент маловероятно и требует тщательного изучения.

Список литературы

1. Александрова О.В. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) / О.В. Александрова, И.Б. Дерманова // Вестник СПбГУ, 2016. - Сер. 16. - Вып. 4. - С.40-50.

2. Барышева Г.Н. Активные и интерактивные приемы и методы обучения как основа развития творческой личности // Г.Н. Барышева // Пятая научно-практическая конференция: «Искусство. Педагогика. Культура», 2019 - с. 10-14.

3. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Кнорус, 2009. - 432 с.

4. Гаврилюк В.В. Геронтообразование как способ сокращения межкультурной дистанции поколений / В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин // Социально-правовые и экономические исследования, 2017 - Том.3. - №2. - С.36-52.

5. Емельянова Е.Н. Формирование бесконфликтного взаимодействия студентов вуза: дис…канд.пед.наук 13.00.01 / Емельянова Елена Николаевна. - Казань, 2018. - с.221.

6. Заборовская Ю.М. Деятельность органов самоуправления в сфере профилактики правонарушений среди инвалидов и лиц пожилого возраста, освободившихся из мест лишения свободы / Ю.М. Заборовская // Государственная власть и местное самоупраление. - М.: «Юрист», 2018. - С.38-40.

7. Клюева М.И. История метода тренингов / М.И. Клюева, И.В. Корнеева // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2019. - №2(31) - С.55-62.

8. Кутякин С.А. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: миф или реальность? / С.А. Кутякин // Ресоциализация осужденных в условиях гражданского общества. - 2014. - С.80-83.

9. Логинов Д.А. Ресоциализация как стратегический элемент профилактики преступности / Д.А. Логинов // Ресоциализация осужденных в условиях гражданского общества. - 2014. - С.25-28.

10. Парфенова Н.Б. О подходах к классификации и диагностике жизненных ситуаций / Н.Б. Парфенова // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. № 9. С. 109-117.

11. Официальный сайт ФСИН России по Кировской области. Электронный ресурс [код доступа: http://www.43.fsin.su/news/detail.php? ELEMENT_ID=459713].

12. Фаршатов И. Комментарий к Жилищному кодексу РоссийскойФедерации. - М.: Городец, 2006. - 464 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?