Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются теоретические подходы к исследованию понятия «деловая репутация», а также изучены понятия и виды предпринимательской деятельности. Обосновывается вывод, что позитивно сформированная деловая репутация деятельности предпринимателя позволяет привлекать новых клиентов, создавать сильные конкурентные преимущества компании.

Ключевые слова:
деловая репутация, имидж, предпринимательская деятельность, репутационный менеджмент
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Деловая репутация сегодня является важной составляющей в любом направлении предпринимательской деятельности, направленной на развитие и повышение своей конкурентоспособности, привлечении клиентов и создания позитивного имиджа, что определяет потребность изучения особенностей ее формирования и управления в современных социально-экономических условиях [1, с. 67].

Изучение деловой репутации не как этической, а как социально-экономической категории осуществляется на протяжении нескольких столетий. Впервые о феномене деловой репутации заговорили в Западной Европе, где за прошедшие века данный термин претерпевал значительные изменения. Сегодня в мировой научной мысли существует большое количество разнообразных подходов к определению сущности деловой репутации.

В целом, под репутацией понимается приобретенная кем-либо или чем-либо общественная оценка, формирующая общее представление о характеристиках, достоинствах и недостатках. В общее понятие «репутации» входят понятия деловой, социальной, политической, профессиональной и других типов репутации [2].

На сегодняшний день в научной мысли нет единого определения понятия «деловой репутации». Ученые различных областей знания делают акценты на разных аспектах данного явления при его определении. Это связано, в первую очередь, с тем, что деловая репутация представляет собой понятие, которое широко используется в различных сферах хозяйственно-правовой жизни организации и предпринимательской деятельности, бухгалтерском учете и гражданском праве, социально-экономической теории и т.д.

Герасимова Е.А. и Рузаева Е.А. деловую репутацию определяют как сложившееся мнение о достоинствах и недостатках предприятия в области деловых отношений, с помощью которого определяется отношение к нему во внешней среде и влияет на получение им прибыли и устойчивость функционирования [3].

Горчакова Р.Р. полагает, что деловая репутация – это оценка организации, предприятия или предпринимателя со стороны их контрагентов, смежников и потребителей. Это представление партнеров о фирме и ее руководстве, которое оказывает влияние на всю ее деятельность и учитывается в условиях хозяйствования [4, с. 43].

Некоторые исследователи приравнивают понятие деловой репутации к понятию гудвилла. Однако, гудвилл является только элементом деловой репутации.

Гудвилл – это условная стоимость деловых связей компании, определенная денежная оценка ее нематериальных активов, среди которых фирменный знак, имидж, наличие устойчивых клиентов и т.д.

В качестве основных свойств гудвилла можно выделить следующие:

− существование гудвилла зависит непосредственно от наличия у компании какого-либо определенного преимущества, которое обеспечивает ему прибыль, и превышает средний уровень по отрасли, в которой функционирует компания;

− гудвилл, которым обладает бизнес, является от него неотделимым;

− совокупность элементов, составляющих гудвилл, по своим характеристикам не дает точной возможности для идентификации его границ;

− величина гудвилла может учитываться только при осуществлении сделки купли-продажи организации [5, с. 14].

Также зачастую современные исследователи сводят понятие деловой репутации к понятию имиджа организации. Однако, данные понятия не являются тождественными и имеют некоторые различия.

Имидж – поверхностное, часто искусственно созданное представление относительно организации, складывающееся в сознании людей [6, с. 79].

Деловая репутация может быть представлена как сформированное положительное или отрицательное общественное мнение потребителей, конкурентов и потенциальных партнеров в отношении деятельности определенной организации или предпринимателя.

В научной литературе понятие «предпринимательство» используется на протяжении длительного времени, а в процессе развития общества и научной мысли его содержание претерпевало некоторые изменения.

Значительный вклад в понимании предпринимательской деятельности был сделан Тюненым И., который характеризует предпринимателя как обладателя целого ряда специфических свойств: умение рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия, в связи с чем он может рассчитывать на получение незапланированного (непредсказуемого) дохода. Ученый отмечает, что предприниматель не обязательно должен быть инноватором. Ключевая предпринимательская функция связана с несением ответственности за возможные риски и неопределенности в процессе развития предпринимательской деятельности в сформировавшейся социально-экономической ситуации [7, с. 54].

Существует большое количество различных оснований для классификации предпринимательской деятельности.

Так, по виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство и др.

Для оценки деловой репутации в предпринимательской деятельности в ноябре − декабре 2019 г. было проведено социологическое исследование среди потребителей рекламного агентства «Геометрия Рекламы». Все опрошенные старше 18 лет и проживают в г. Краснодаре.

Для того, чтобы оценить деловую репутацию рекламного агентства «Геометрия Рекламы», был проведен опрос потребителей услуг, предлагаемых компанией. Для этого перед началом опроса всем респондентам задавался вопрос-фильтр «Являетесь ли Вы клиентом рекламного агентства "Геометрия Рекламы"?», что позволило включить в выборку целевую аудиторию клиентов. Было опрошено 58 мужчин и 42 женщины. 89% опрошенных имеют высшее образование, 7% среднее специальное и 4% несколько высших образований. 64% заняты в сфере торговли, 13% являются индивидуальными предпринимателями, 12% в сфере промышленности, транспорта, строительства, 6% – общественного питания, 3% – здравоохранения, 2% – банки, страховые компании, бухгалтерские и экономические услуги.

Говоря о частоте обращений в рекламное агентство, 57% опрошенных ответили, что обращались более 5-ти раз, 24% – 3-4 раза, 13% – 1-2 раза и 6% только один раз, вследствие чего можно отметить, что большинство опрошенных являются постоянными клиентами рекламного агентства.

Порекомендовали бы Вы рекламное агентство своим знакомым, коллегам 71% опрошенных и 29% скорее порекомендовали, из чего можно сделать вывод о высокой оценке деятельности компании в представлении потребителей.

Наиболее важными при выборе рекламного агентства для потребителей являются следующие факторы: ценовая политика (82%), качество товаров и услуг (76%), положительная репутация (63%), надежность, стабильность (51%), широта оказываемых услуг и товаров (43%), советы знакомых, коллег (38%), личная симпатия к агентству (29%), социальная ответственность бизнеса (4%). Также отмечались скорость работы (21%), соответствие качества и цены (13%), совпадение реальности с ожиданиями (8%).

Таким образом, важно подчеркнуть актуальность деловой репутации как одного из влиятельных факторов, определяющих предпочтения в выборе рекламного агентства потребителями.

По мнению 73% опрошенных, рекламное агентство на рынке имеет положительную репутацию, или скорее положительную, по мнению 22%. 5% респондентов затруднились ответить. В целом, среди опрошенных преобладает мнение о высокой деловой репутации агентства на внешнем рынке.

В большей мере на формирование репутации компании оказывают влияние: ценовая политика (87%), продукция и услуги (74%), спектр оказываемых услуг и товаров (52%), надежность, стабильность (48%), позитивные оценки клиентов (39%), сильное руководство (23%), устойчивое финансовое положение (16%), реклама (14%), социальная ответственность бизнеса (2%).

Отсюда следует, что для формирования представлений о деловой репутации в сознании потребителей важными являются стоимость предлагаемых товаров и услуг, а также стабильность положения компании.

Отмечается, что для 68% опрошенных важно наличие положительных отзывов о деятельности рекламного агентства для формирования собственного отношения к его репутации, для 23% скорее важно. 9% отметили, что для них это скорее не имеет значения. Следовательно, наличие позитивных откликов является важным фактором для формирования потребительского мнения о репутации предпринимателя.

Никогда не встречались негативные отзывы о деятельности рекламного агентства «Геометрия Рекламы» 79% опрошенных, тогда как 21% иногда встречают такие отзывы, что позволяет сделать вывод о высокой оценке деятельности компании в отзывах потребителей, что является важным для формирования позитивной деловой репутации компании.

Респондентам, которым встречались негативные отзывы о деятельности рекламного агентства, был задан вопрос о том, где именно они с ними сталкивались. Выяснено, что чаще всего негативные отзывы встречаются в социальных сетях (95%), от клиентов рекламного агентства (81%), от конкурентов рекламного агентства (19%), или от сотрудников рекламного агентства (9%). Таким образом, зачастую негативные отзывы о деятельности компании публикуются в Интернет-пространстве, или распространяются самими потребителями.

После услышанных негативных отзывов ухудшилось отношение к деятельности рекламного агентства у 52% опрошенных и у 48% отношение не изменилось, что свидетельствует о значительном влиянии эмоциональных откликов на представление о деловой репутации компании в сознании потребителей.

Высокое качество услуг, продукции рекламного агентства «Геометрия Рекламы» отметили 84% опрошенных и 16% отметили среднее качество. Отсюда можно сделать вывод о положительной оценке качества предоставляемых услуг компанией. Качество услуг, продукции рекламного агентства «Геометрия Рекламы» скорее влияет на его репутацию среди конкурентов, по мнению 63% опрошенных, и точно влияет в представлении 26%. 11% ответили, что это скорее не имеет значения. Следовательно, качество продукции и оказываемых услуг является важным фактором формирования представлений о деловой репутации компании.

На этом основании необходимо отметить, что в представлении потребителей руководитель рекламного агентства имеет высокую деловую репутацию в деловой среде, что может положительно отражаться на репутации предпринимательской деятельности компании в целом.

Все это позволит поддерживать положительный образ предпринимательской деятельности в представлении потребителей, повышать уровень лояльности и привлекать новых клиентов, создавая конкурентные преимущества, необходимые для развития бизнеса.

 

Список литературы

1. Чурсина О.О., Муха В.Н. Репутация организации как феномен современной социальной системы (на примере организации ПАО "Сбербанк России") // Сборник лучших научных работ молодых ученых Кубанского государственного технологического университета, отмеченных наградами на конкурсах в 3-х частях. Краснодар. − 2016. − С. 67−69.

2. Рустамова И.Т. Генезис деловой репутации как объекта экономических исследований [Электронный ресурс] // Вопросы современной экономики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-delovoy-reputatsii-kak-obekta-ekonomicheskih-issledovaniy (дата обращения 20.01.2020).

3. Рузаева Е.А., Герасимова Е.А. Повышение деловой репутации предприятия на рынке за счет использования репутационного потенциала // [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет. URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s070/s070- 016.pdf (дата обращения 20.01.2020).

4. Малахов Ф.В. Роль репутации организации и ее изучение в период мирового финансового кризиса [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. URL: https://izvuz_on_eng.pnzgu.ru/ files/izvuz_on_eng.pnzgu.ru/ 12209.pdf (дата обращения 20.01.2020).

5. Кузубов С.А. Гудвилл как объект учета: истоки происхождения // Международный бухгалтерский учет. − 2015. − № 2 (344). − С. 12−20.

6. Кирнисова О.В., Горбунова Ю.В. Имидж и репутация организации: содержание, подходы, оценка // Научно-практические исследования. − 2017. − № 7. − С. 79−81.

7. Банзрагч Б. Понятие и содержание предпринимательства // Проблемы науки. − 2017. − № 1. − С. 52−57.

Войти или Создать
* Забыли пароль?