НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты прикладного исследования, осуществленного в Московском институте открытого образования, который является ведущим в системе непрерывного педагогического образования региона. Актуальность исследования обусловлена тем, что, согласно новому законодательству, у дополнительного профессионального образования нет федеральных государственных стандартов (ФГОС), федеральных государственных требований (ФГТ), отменена государственная аккредитация программ. В статье приведены данные внутреннего комплексного мониторинга качества действующих программ дополнительного профессионального об- разования учителей, описаны внутренние требования к подобным программам, процедура и результаты самоаудита вновь созданных программ. Проведенное исследование призвано стать основой региональных стандартов качества программ дополнительного про- фессионального образования учителей. Исследование отвечает социальным, профессиональным, личностным запросам и нацелено на создание конкурентоспособных программ в системе ДПО в условиях перехода на компетентностную парадигму образования.

Ключевые слова:
дополнительные профессиональные программы, образование учителей, мониторинг, внутренняя экспертиза, компетентностная парадигма.
Текст

В настоящее время происходят существенные изменения законодательства, регулирующего вопросы организации дополнительного профессионального образования (ДПО), в том числе переход от государственной аккредитации программ этого сегмента к негосударственной. Новое законодательство отводит дополнительным профессиональным программам (ДПП) ключевую роль в обеспечении быстрого реагирования на социальные и профессиональные запросы. Эти обстоятельства поставили перед организациями ДПО задачу быстрого обновления программ и подтверждения их качества.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» (МИОО) — старейший вуз, долгие годы выступавший системообразующим в непрерывном педагогическом образовании Москвы, сегодня оказался в условиях жесткой конкуренции.

Согласно приказу Минобрнауки России, услуги по реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки теперь могут оказывать разные учреждения1. Будучи заинтересованным не только в сохранении своих позиций в системе ДПО, но и в реализации миссии ее координатора, участии в федеральных программах модернизации образования, институт ориентирован на инновационное развитие, которое требует создания востребованных рынком высококачественных программ.

Успешное прохождение программами профессионально-общественной аккредитации, присвоение им своеобразного знака качества позволит МИОО подтвердить лидерские позиции в системе повышения квалификации учителей, максимально охватить целевую аудиторию, влиять на качество педагогических кадров в региональной системе образования.

Для успешного прохождения аккредитации ДПП институт должен решить следующие задачи:

  • ƒƒразработать и реализовать систему внутреннего комплексного мониторинга качества действующих ДПП;
  • разработать внутренние требования к ДПП. В качестве основных должно выступать соответствие действующему законодательству и отраслевым нормативным актам в области ДПО, требованиям ФГОС, профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и пр.;
  • провести внутренний аудит ДПП на соответствие установленным требованиям.

___________

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Список литературы

1. Кузнецов В.И. Мониторинг в сфере дополнительного профессионального образования // Успехи современного естествознания. 2010. № 10. С. 109-111.

2. Похолков Ю.П. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Кому и зачем она нужна? // Инженерное образование. 2010. № 6. С. 50-57.

3. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования: монография / М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др.; науч. ред. В.Н. Кеспиков. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

4. Чечель И.Д., Потемкина Т.В., Фирсова М.М. Управленческая компетентность руководителей общеобразовательных организаций: монография / под ред. И.Д. Чечель. М.: АПКиППРо, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?