ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕР-СПОРТСМЕН В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ НА ВЕЛОЭРГОМЕТРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Социальное взаимодействие тренера и спортсмена носит системный психофизиологический характер. Методологической основой для построения физиологической модели социального взаимодействия тренера и спортсмена являлась концепция системного квантования поведения, предложенная К.В. Судаковым. Показано, что словесный инструктаж тренера формирует системную организацию социального уровня взаимодействия тренер-спортсмен (СИСТЕМОКВАНТ), которая имеет более высокий уровень иерархии по отношению к самой тренировочной деятельности спортсмена. При этом деятельность спортсмена в СИСТЕМОКВАНТЕ представлена последовательностью системоквантов спортсмена, которые характеризуются этапными результатами деятельности и имеют более низкую иерархию по отношению к конечному результату СИСТЕМОКВАНТА. Все это позволяет говорить о «вписанности» системоквантов спортсмена как системных организаций более низкого уровня в СИСТЕМОКВАНТ социального взаимодействия тренер-спортсмен. Введение количественной интегральной оценки параметров достигнутых спортивных результатов и их «физиологической цены» позволяет проводить своевременную коррекцию деятельности спортсмена. Анализ динамики параметров результатов и их «физиологической цены» позволяет тренеру оценить «нагрузочную ценность» каждого этапа тренировочной деятельности спортсмена, выявить критические этапы физической нагрузки. Это оптимизирует процесс тренировки спортсмена и ускорит приобретение им должного уровня спортивной подготовки. Заметим, что зависимость «физиологической цены» спортивного результата от его параметра определяется как индивидуальными способностями спортсмена, его функциональным состоянием на момент тренировки, так и видом спорта. Все сказанное позволяет думать, что физиологическая модель социального взаимодействия тренер-спортсмен может быть использована в тренировочном процессе спортсменов. При этом следует отметить, что такого рода системный подход к изучению проблемы социального взаимодействия может быть использован не только в спорте, но и в педагогической и производственной практике обучения, где при обучении активно используется словесный инструктаж. Используя мониторинг, имеющий обратную связь, инструктор (педагог) всегда будет иметь информацию об успешности выполнения его инструкций и физиологических затратах обучающегося.

Ключевые слова:
социальное взаимодействие, тренер, спортсмен, функциональная система, системоквант, иерархия, результат, «физиологическая цена».
Список литературы

1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М: Медицина, 1968. 547 с.

2. Анохин П.К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности // Вопросы фило-софии. 1970. N6. C. 107-118.

3. Анохин П.К. Избранные труды. Системные меха-низмы высшей нервной деятельности. М: Наука, 1979. 453 с.

4. Вебер М. Избранные произведения. О некоторых категориях понимающей социологии. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

5. Гомельская Т.В. Проблемы взаимоотношения тренера и спортсмена. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в XXI веке: Сб. научных трудов. Волгоград: 2004, вып. 2. С. 77-80.

6. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: Изд. Центр «Академия», 2000. 288 с.

7. Судаков К.В. Системное построение функций че-ловека. Актовая речь. М: ММА им. И.М. Сеченова, 1998. 24 с.

8. Судаков К.В. Избранные труды. Т. 1: Развитие теории функциональных систем. М.: ГУНИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН. 2007. 343 с.

9. Фудин Н.А., Судаков К.В., Хадарцев А.А., Классина С.Я., Чернышев С.В. Индекс Хильдебрандта как интегральный показатель физиологических затрат у спортсменов в процессе возрастающей этапно-дозированной физической нагрузке // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т.18. N3. C. 244-247.

10. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978. 239 с.

11. Хадарцев А.А., Фудин Н.А., Радчич И.Ю. Физиологические основы визуального восприятия при подготовке спортсменов с позиций синергетики // Вестник новых медицинских технологий. 2012. Т. 19. № 2. С. 17-20.

12. Хадарцев А.А., Несмеянов А.А., Еськов В.М., Фу-дин Н.А., Кожемов А.А. Принципы тренировки спортсменов на основе теории хаоса и самоорганизации // Теория и практика физической культуры. 2013. № 9. С. 87-93.

Войти или Создать
* Забыли пароль?