К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ И УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится теоретический анализ современного состояния проблемы изучения адаптации и успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей. Рассмотрена профессия «специалист по работе с семьей», с учетом профессионального стандарта. Описаны особенности профессиональной деятельности, в рамках субъект-субъектного взаимодействия, специалиста по работе с семьей. Намечена необходимость и своевременность исследования защитного и совладающего поведения, профессиональной адаптации данной категории профессионалов. Представлены результаты современных исследований специалистов по работе с семьей и определения успешности выполнения профессиональной деятельности. Обозначены прикладные направления исследований – оптимизация процедур профессионального отбора (в рамках действующего профессионального стандарта), профессиональной адаптации специалистов социальной службы на различных этапах профессионального развития; совершенствование практикоориентированных программ, ориентированных на развитие адаптационных механизмов личности, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению работоспособности, эффективности и успешности выполнения профессиональной деятельности; уточнение, с учетом современных требований, профессиографического описания профессиональной деятельности специалиста по работе с семьей; выявление психологических факторов успешности труда в социальной сфере – в рамках которых необходимо реализовывать исследования профессиональной адаптации и профессионального здоровья.

Ключевые слова:
специалист по работе с семьей, адаптация, профессиональное здоровье, психологическое сопровождение, защитные механизмы, совладающее поведение, успешность профессиональной деятельности
Текст

Актуальность. Профессия «специалист по работе с семьей» как самостоятельный вид профессиональной деятельности в России была определена Приказом Минтруда Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей». Данный профессиональный стандарт подразумевает, что основная цель вида профессиональной деятельности в рамках социального обслуживания семьи – оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей. Другими словами – предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении [17].

Необходимо отметить, что предпосылки становления данной профессии заложены в становлении социальной работы как отдельного вида профессиональной деятельности. В России социальная работа начала формироваться с 1991 года и была официально введена профессия «специалист социальной работы» [19]. До этого времени функции данной категории специалистов распределялись между такими учреждениями, как здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, правоохранительные органы, которые слабо взаимодействовали между собой. Таким образом, официально был оформлен накопленный опыт в России за многие столетия опыт по оказанию социальной помощи и поддержки различным категориям граждан [20].

Направленность современного российского общества на социальную помощь семье требует квалифицированного психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей. Важным элементом формирования профессиональной пригодности специалиста по работе с семьей является профессиональная подготовленность, т.е. формирование у будущего социального работника необходимых профессиональных и психологических знаний, умений, навыков, компетенций [16].

Проблема. Выполнение функциональных обязанностей специалистов по работе с семьей сопряжено с повышенной психолого-социальной и профессиональной ответственностью за свои действия. Выполнение профессиональной деятельности в социальных учреждениях нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, различными психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с различными социально-статусными группами лиц и требует от специалиста адекватных действий и способности выстраивать целевые и профессионально обусловленные взаимоотношения. Такие специфические особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние как на личностные характеристики специалистов по работе с семьей, так и на успешность выполнения своего труда в целом.

Работа специалистов по социальной помощи семье многосторонняя и разнонаправленная, так как они выполняют различные функции (диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная и др.) в зависимости от учреждения (центр социальной помощи семье и детям, комплексный центр социальной защиты населения, территориальный центр социального обслуживания населения и др.) и самой специфики их деятельности. Специалисты по работе с семьей в процессе выполнения профессиональной деятельности, в результате постоянной стрессогенности своей работы, сталкиваются с многочисленными трудностями психологического характера, в результате чего среди специалистов по социальной работе широкое распространение могут получать различные профессиональные деформации личности.

Описание противоречий. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показывает, что труд специалистов по работе с семьей обычно рассматривается в общем, без изучения специфики профессиональной деятельности, а работы, посвященные анализу психологических факторов профессиональной успешности специалиста по работе с семьей, пока представлены достаточно фрагментарно [8, 12, 15]. Можно смело утверждать, что обеспечение наиболее эффективного профессионального отбора молодых специалистов и психологического сопровождения уже работающих профессионалов по работе с семьей возможно через выявление психологических конструктов успешного специалиста [3, 6].

С учетом вышесказанного, в современных социально-образовательных условиях представляется необходимым и практикоориентированным исследовать различные факторы профессиональной адаптации специалистов по работе с семьей (личностные, социальные, внутриорганизационные, экономические и др.) и факторы профессиональной работоспособности, которые обеспечивают необходимую успешность выполнения профессиональной деятельности и сохраняют профессиональное здоровье работника в целом. Функциональную и содержательную поддержку, с целью выявления различных проблемных вопросов в профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей, может обеспечить содружественная работа социально-психологических служб и образовательных структур.

При выполнении профессиональной деятельности важным представляется поддержание здоровья специалиста на определенном уровне, что, в свою очередь, будет способствовать и успешному выполнению труда в целом [4]. Одним из компонентов профессионального здоровья и аспектов рассмотрения может выступать зрелость конструктивных способов разрешения повседневных профессиональных ситуаций. Исследователями справедливо утверждается, что для адаптации и регуляции стрессовых ситуаций, при изучении адаптационных возможностей специалиста, субъекта труда, необходимо рассматривать такие личностные конструкты, как механизмы психологической защиты и стратегии совладания (копинг-стратегии), которые в целом формируют возможности гибкой адаптации и стратегии поведения в социуме [5, 10, 13].

Механизмы психологической защиты и стратегии совладания современными исследователями объединяются в конструкт «защитно-совладающее поведение», который понимается как сложное личностное образование, в основе которого лежат отношения субъект-субъектного характера личности [11]. Данные адаптационные стратегии определяют как эмоциональную, так рациональную составляющие в поведении и профессиональной деятельности личности специалистов по работе с семьей.

Проведенный теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, социальной работе позволяет нам говорить о том, что к настоящему времени пока можно выделить некоторое количество работ, посвященных исследованию адаптации социальных работников к условиям профессиональной деятельности, особенностей личности специалистов социальных служб, профессиональному развитию в профессии.

В контексте исследования адаптации субъекта труда в обеспечении успешности трудовых задач А.А. Алдашева и М.Е. Зеленова делают акцент на компонентах профессионального менталитета специалистов социального профиля. Особую роль авторы отводят наличию профессионально сформированных знаний, адаптационным характеристикам личности специалиста, а также мотивационно-потребностной сфере. Подчеркивается, что важное значение, с точки зрения адаптации, может принадлежать сознательным способам адаптации, которые позволят совладать со стрессовыми ситуациями и делать их прогноз [1].

Е.С. Асмаковец проводит подробный анализ профессиональной деятельности социального работника в разрезе изучения аспектов профессиональной деформации [2]. Ключевым личностным ресурсом, по мнению исследователя, является эмоциональная гибкость специалиста, которая представляет собой определенное сочетание личностных качеств, среди которых выделяются эмоциональная устойчивость и положительная эмоциональная экспрессивность. Определяя возможные методы диагностики, автор предлагает использовать как комплексные личностные опросники, так и опросники, связанные с изучением стратегий копинг-поведения, удовлетворенности жизнью, выраженности профессионального стресса и др.

Л.Ж. Караванова обосновывает комплексную систему психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе в контексте повышения профессионализма, точнее, его формирования уже на начальных этапах обучения в образовательной организации. В этом плане психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущих социальных работников подразумевает реализацию в условиях, которые смогут обеспечить специалисту реализацию с учетом своих собственных индивидуальных профессиональных достижений, с включением механизмов профессионального самоопределения в ходе социальных интеракций участников образования [8].

Научный интерес представляет исследование Ю.И. Ульяновой, которая проводит анализ взаимосвязей личностных особенностей социальных работников и выраженности чувства юмора [18]. Автором подчеркивается, что данное профессиональное важное качество в профессиональной деятельности социальных работников представляет собой чувство личности, которое заключается в способности понимать смешное, при взаимодействии с другими людьми, склонности к переживанию удовольствия от когнитивной оценки комичного и может выражаться в индивидуальной форме эмоциональных и поведенческих реакций. Разработанные автором рекомендации указывают на то, что формирование данного профессионально важного качества может снижать, в динамике профессиональной деятельности, повседневное психологическое напряжение и поддерживать определенный уровень профессионального здоровья.

Профессиональная деятельность специалиста социальной сферы представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. Субъектность представляет собой стержневую характеристику личности, которое возникает на определенном уровне личностного и профессионального становления и включает в себя такие компоненты личности, как активность, самостоятельность, саморегуляцию, рефлексивность. Взаимодействие специалиста по работе с семьей с различными людьми строится на основе потребности в совместной работе по решению определенных проблем и представляет собой обмен первичной информацией друг с другом, выработку стратегии действий, восприятие друг друга, формирование мнение о ситуации. Исследователями выделяются такие характеристики специалиста по работе с семьей в рамках взаимодействия с различными участниками, как интенсивность, устойчивость, широта, включенность. Каждая из данных характеристик содержит в себе, в своем потенциале, параметры субъект-субъектного взаимодействия специалиста по работе с семьей [9].

Следует отметить, что лишь в отдельных работах по исследованию профессиональной деятельности специалистов социальной сферы встречаются исследования, посвященные влиянию стрессовых факторов и стрессоустойчивости, профессиональной адаптации, профессионального здоровья личности социального работника; анализ защитных механизмов личности и совладающего поведения представлен единично. Также необходимо подчеркнуть, что в современных исследованиях представлена прикладная направленность в виде реализации отдельных тренингов, семинаров, психологического просвещения для специалистов социальной сферы, а комплексная, целостная модель, или система психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей пока не рассматривалась. Психологическое сопровождение представляет собой целостный процесс изучения специалиста, в динамике его профессиональной деятельности, процесс формирования и развития личности профессионала [14]. И одна из ключевых задач при реализации психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей – развитие личностных адаптационных ресурсов, конструктивных механизмов профессиональной адаптации в своей профессии.

Выводы. Мы полагаем, что результаты исследования профессионального здоровья, профессиональной адаптации, защитного и совладающего поведения личности специалиста по работе с семьей научно значимы по следующим направлениям: оптимизация процедур профессионального отбора (в рамках действующего профессионального стандарта), профессиональной адаптации специалистов социальной службы на различных этапах своего профессионального развития; совершенствование практикоориентированных программ, ориентированных на развитие адаптационных механизмов, которые, в свою очередь, будут способствовать повышению работоспособности, эффективности и успешности выполнения профессиональной деятельности; уточнение, с учетом современных требований, профессиографического описания профессиональной деятельности специалиста по работе с семьей; выявление психологических факторов успешности труда в социальной сфере. Можно смело утверждать, что те способы, адаптации и стратегии, которые использует специалист в профессиональной деятельности, отражают качество развития его личности и определяют качество жизни [7].

Таким образом, актуальность исследования адаптационных факторов, защитного и совладающего поведения специалистов по работе с семьей может определить базис для реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей; уточнить ориентиры профессиональной подготовки и непрерывного профессионального образования в социальной работе; выявить уровни и факторы успешности профессиональной деятельности специалистов по работе с семьей.

Список литературы

1. Алдашева А.А., Зеленова М.Е. Профессиональный менталитет как ресурс успешности социальных воспитателей // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Том 3. № 1. С. 23-47.

2. Асмаковец Е.С. Стрессоры специалистов в области социальной работы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 6-14.

3. Головнева И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях «человек - человек» // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2018. № 1. С. 42-55.

4. Гуцыкова С.В. Взаимосвязь интегративных профессионально важных качеств и личностных характеристик специалистов с разной эффективностью деятельности: автореф. … канд. психол. наук. М., 2012. 30 с.

5. Дикая Л.Г. Актуальные проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 3. С. 29-44.

6. Жалагина Т.А., Соколова А.С. Психологические основы успешности профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 31-37.

7. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

8. Караванова Л.Ж. Развитие профессионализма социального работника: психолого-педагогические особенности сопровождения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Том 2. № 1. С. 191-219.

9. Козлова И.Ю. Общая характеристика готовности социального работника к субъект-субъектному взаимодействию // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 4. С. 107-110.

10. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Детерминанты изменений профессионального развития и перспективные задачи психологии труда // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 2 (82). С. 3-11.

11. Леньков С.Л., Зиньковский А.К., Антоновский А.В. Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья и эффективности работы учителя // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2011. № 1. С. 23-36.

12. Лифанова Т.Е. Профессиограмма специалиста по социальной работе: современный подход // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 6 (82). С. 99-101.

13. Львов В.М. Профессиональная адаптация и ее роль в формировании психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2017. № 2 (82). С. 17-23.

14. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е., Петров В.Е. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учебное пособие. М.: Издательский Центр РИОР, 2020. 136 с.

15. Мороз М.В. Профессиональное становление социального работника // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 4. С. 144-152.

16. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 76 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2018 № 50185) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.12.2019).

17. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 № 683н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30849) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.12.2019).

18. Ульянова Ю.И. Индивидуально-психологические особенности чувства юмора в профессиональной деятельности социальных работников: дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 182 с.

19. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. М.: МГСУ «Союз», 1996. 448 с.

20. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. М.: Изд-во «Юрайт», 2011. 905 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?