ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Во введении актуализируется назревшая необходимость реформирования системы ведомственного образования МВД России, реализовавшаяся как в структурно-организационных, так и в содержательных задачах. Цель настоящей статьи – обоснование профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России с позиции аксиологического, практико-ориентированного и компетентностного педагогических подходов. В основной части статьи переструктурирование образовательных организаций МВД России представлено как необходимость их оптимизации, что в прямой зависимости влияет на повышение уровня эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Отмечается, что использование в образовательном процессе ведомственных образовательных организаций педагогических систем, основанных на компетентностном, аксиологическом, практико-ориентированном подходах способствует решению проблемы непрофессионализма, и как следствие проблемы качества профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Приведен конкретный пример педагогической системы формирования профессионально-ценностных установок у обучающихся образовательных организаций МВД России. А, также пример реализации практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних в Московском университете МВД России имени В.Я.Кикотя в рамках комплексной (поэтапной) практики. Результаты проведенного аналитического исследования показали существенное значение современных педагогических подходов в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов в образовательных организациях МВД России. В заключение статьи содержится общий вывод по результатам проведенного аналитического исследования.

Ключевые слова:
реформирование системы образования МВД России, профессиональная подготовка, сотрудники органов внутренних дел, компетентностный подход, аксиологический подход, практико-ориентированный подход, профессиональная ценностная установка
Текст

Актуальность.

          В начале двухтысячных годов криминогенная обстановка в России оставалась сложной. Существующие социально-экономические факторы, такие как спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, (примерно 10%), снижение уровня доходов и расходов населения, девальвация ценностных ориентиров законопослушного поведения и семейных ценностей, оказывали побуждающее воздействие, подталкивали людей к совершению правонарушений и преступлений. Так, в 2003г. всего зарегистрировано преступлений 2756,4 тысяч, преступлений террористического характера - 8664 (раскрыто 1193), преступлений совершенных несовершеннолетними – 145577, в 2007г. преступлений совершенных сотрудниками ОВД  -5180 [1, 4, 12].

          Цель статьи – обосновать профессиональную подготовку обучающихся (курсантов, слушателей, сотрудников правоохранительных органов) в образовательных организациях МВД России с позиции аксиологического, практико-ориентированного и компетентностного подходов.

Методы исследования, которые были использованы в процессе работы, условно мы раздели на две группы: эмпирические и теоретические. Среди эмпирических методов педагогического исследования наиболее продуктивными оказались: изучение опыта, изучение документов, прослеживание динамики ведомственного образования. Из группы теоретических методов педагогического исследования мы применяли методы-операции, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение информационного материала.

Анализ исследуемой проблемы. Приведенные во введении статистические показатели по сведениям МВД России, демонстрирующие в тот период высокий уровень общей преступности, преступности несовершеннолетних, появление новых видов преступлений и значительный уровень преступности среди сотрудников правоохранительных органов, потребовали существенных изменений в подготовке кадров МВД России. Прежде всего, это переструктурирование всей системы ведомственных образовательных организаций. Важнейшее значение имело перенаправление вектора образовательного процесса системы МВД России в сторону современных педагогических подходов аксиологического, компетентностного, практико-ориентированного [3, 9, 8].

          Таким образом, реализация крупномасштабной реформы МВД России осуществлялась в следующих направлениях: внедрение новых принципов профессиональной деятельности; корректировка ценностных ориентиров профессиональной деятельности; реформирование ВУЗов МВД России; организационно-содержательные изменения профессиональной подготовки полицейских кадров в соответствии с требованиями времени [3, 5, 7, 8, 9].

При этом под системой подготовки кадров для органов внутренних дел РФ понимается целостная многоуровневая совокупность элементов непрерывной многопрофильной подготовки как граждан, впервые поступивших на службу, так и сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций, подразделений МВД России, представленных, ведомственными организациями различного типа и вида, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающую потребность в кадрах, соответствующих современным и прогнозируемым условиям среды функционирования ОВД РФ [3, 5, 6, 7, 8].

Реформирование системы образования МВД России включало реализацию 6-ти основных задач.

При реализации первой задачи в целях осуществления мероприятий по оптимизации образовательных организаций МВД России были ликвидированы три образовательные организации, 9 филиалов, 46 центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России. Так, сегодня в системе МВД РФ функционируют 29 образовательных организаций, среди них 4 академии, 3 университета, 11 институтов, 2 института повышения квалификации, 61 центр профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, 6 суворовских военных училищ, 1 кадетский корпус, 2 школы подготовки специалистов-кинологов.

В рамках выполнения второй задачи следует отметить, что входящие в состав системы подготовки кадров для ОВД РФ образовательные организации реализуют все виды образовательных программ. Общее образование, основное и среднее реализует кадетский корпус МВД России и суворовские военные училища МВД России соответственно. За три года обучения почти 1000 суворовцы осваивают образовательные программы среднего общего образования. Процент выпускников, поступивших в ведомственные образовательные организации за последние три года вырос почти в два раза, что свидетельствует о качестве профориентационной работы. Среднее профессиональное образование реализуется в образовательных организациях высшего образования МВД России в заочной форме по направлению подготовки 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Образовательные организации МВД России реализуют три уровня высшего образования - «Бакалавриат» (5 направлений), «Специалитет» (13), «Магистратура» (4), подготовка научно-педагогических кадров (9). Так, например, Академия управления МВД России ежегодно выпускает до 300 руководителей-магистров.

Необходимость решения третьей задачи, связанной с подготовкой компетентных сотрудников и развитием у них профессионально ценностных установок [8, 9], обоснована следующими позициями. В начале 2000-х годов в России обострилась проблема снижения уровня профессионализма специалистов в сфере охраны права и порядка. По данным социологических исследований 63% граждан не доверяли полиции, 73% - чувствовали себя незащищенными [1, 2, 9]. В ряду разнообразных причин подобных явлений особо выделяется причина пересмотра основополагающих ценностей, утвердившихся ранее в общественном сознании. И, многие ученые-педагогики (А.В.Буданов, В.Я.Кикоть, Н.В.Сердюк, А.М.Столяренко и др.) справедливо полагают, что случаи непрофессионализма полицейских обусловлены тем, что при их подготовке не уделяется должного внимания развитию ценностной сферы личности [3, 5, 6, 7, 9].

Именно поэтому подготовка будущих сотрудников ОВД сегодня базируется на аксиологическом подходе. Цель обучения: формирование ценностной сферы обучающихся образовательных организаций МВД России. Разработка педагогических систем, в основе которых лежит аксиологический подход к обучению способствует решению проблемы непрофессионализма. Так, например, педагогическая система формирования профессионально-ценностных установок у обучающихся образовательных организаций МВД России нацелена на подготовку сотрудников характеризующихся внутренней готовностью к осуществлению правоохранительной деятельности с ориентацией на ее эффективность, идеал, нормы и эталоны должного в профессиональном поведении. Ее проектирование включает анализ затруднений возникающих в профессиональной деятельности у сотрудников ОВД, для преодоления которых определен состав ценностных установок. В соответствии с составом ценностных установок выявлена совокупность профессиональных компетенций, а в соответствии с ними осуществляется отбор содержания и инструментария обучения [9].

В этой педагогической системе выделены 7 компонентов: структурно-образующий - представляет структуру профессиональной деятельности по конкретной специальности; целеполагающий - подразумевает обоснованные в рамках каждого вида деятельности профессиональные ценностные установки сотрудника правоохранительной деятельности, как цели обучения; моделирующий компонент предполагает совокупность профессиональных компетенций, определяющих готовность полицейского к осуществлению профессиональной деятельности с ориентацией на заданные ее профессиональные ценностные установки; проектирующий - представляет содержание и методы обучения, принципы организации деятельности курсантов, спроектированные педагогом в соответствии с компетенциями; организационный - содержание деятельности педагога на различных этапах обучения в соответствии с принципами организации; рефлексивно-оценочный - включает критерии и показатели оценки эффективности педагогической системы посредством отслеживания динамики сформированности профессиональных ценностных установок у курсанта; коррекционный - предполагает коррекционный педагогический инструментарий [9].

Экспериментальное исследование (1997-2013 гг.) позволило выявить коэффициент эффективности педагогической системы нацеленной на формирование профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России, который оказался равным  1,193797, (больше 1), с доверительной вероятностью α = 0,9 и с учетом того, что границы доверительных интервалов, не перекрываются (верхняя граница контрольных групп - 3,2952; нижняя граница экспериментальных групп - 3,6438). Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали в пользу предложенной педагогической системы [10].

Таким образом, использующиеся в обучении сотрудников ОВД РФ, педагогические системы, основанные на аксиологическом подходе, содержательно наполнены представлениями о высших моральных ценностях (гуманизм, законность, справедливость, толерантность), упомянутыми в ведомственных документах МВД России обеспечивают развитие у сотрудников ценностной сферы личности, способствуют решению проблем подготовки ценностно-ориентированной, профессионально-компетентной личности полицейского, готового к результативному взаимодействию с гражданами.

В рамках решения четвертой задачи, относительно расширения системы образовательных организаций ДПО МВД России, модернизирована система профессиональной (первоначальной) подготовки и Центры профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, передали свои функции образовательным организациям МВД России. ДПО образование осуществляется по программам профессиональной подготовки сотрудников ОВД (первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).

Расширение системы образовательных организаций ДПП, а сегодня оно составляет более трети, позволило, лучшим практикам, имеющим опыт управленческой и оперативно-служебной деятельности пополнить коллективы образовательных организаций МВД России. Результатом этого стало новая модель практико-ориентированного профессионального обучения, максимально приближенного к потребностям территориальных органов.

Так, например, ДПО руководителей ОВД по ДПП в Академии управления МВД России ежегодно выпускается свыше 2000 выпускников из Федерального кадрового резерва, резерва номенклатуры МВД РФ. Кроме того осуществляется очное повышение квалификации, Дистанционное повышение квалификации, повышение квалификации в форме стажировки, повышение квалификации иностранных слушателей.

В процессе выполнения пятой реформационной задачи были выделены специализирующие направления всех ведомственных образовательных организаций, что способствовала более глубокому изучению и разработке, как научных оснований, так и практических рекомендаций. В частности, сегодня Академия управления МВД России профилируется на подготовке руководящих кадров для системы ОВД; Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя – на подготовке специалистов в области информационной безопасности и в области педагогики и психологии девиантного поведения.

Приоритет профиля образовательной организации не исключает, а предусматривает подготовку кадров по другим специальностям с учетом потребностей комплектующих территориальных органов. Кроме того, профилизация образовательных организаций позволила усилить практическую ориентацию обучения в части установления более тесной взаимосвязи, взаимодействия, сотрудничества с практическими органами, организациями, подразделениями МВД России и сторонними организациями.

Так, например, в Московском университете МВД России имени В.Я.Кикотя подготовка специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) предусматривает комплексную практику, непрерывный поэтапный процесс ввода курсантов, будущих инспекторов ПДН, в работу с объектом профессиональной деятельности [11]. Соответственно структура учебной практики представляет собой совокупность логически выстроенных элементов. На втором курсе обучающиеся знакомятся с педагогической деятельностью социального педагога образовательных организаций, в которых обучаются, большей частью, несовершеннолетние без поведенческих отклонений. На третьем курсе объектом практики курсантов становятся несовершеннолетние с отклонениями в поведении. Практика проходит в Центре содействия семейному воспитанию, в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. На четвертом курсе практика предполагает социально-педагогическое взаимодействие курсантов с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, и проходит на площадках Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и др. На пятом курсе, логическое построение учебной практики завершается полномасштабной стажировкой в подразделениях ПДН.

И, наконец, решение шестой задачи, позволило учесть кадровые потребности территориальных ОВД. Сегодня поступление в образовательные организации МВД России осуществляется по двум видам набора. По целевому набору кандидат на обучение получает направление в кадрах ОВД, что обязывает выпускника прослужить в этом ОВД не менее 5 лет. Подобный вид набора позволяет спрогнозировать и спланировать кадровый потенциал территориальных ОВД. По прямому набору кандидат на обучение самостоятельно подает заявление в образовательную организацию МВД России и по ее окончанию, направляется на службу в любой регион. Такой вид набора помогает устранить, образовавшиеся пробелы целевого набора.

          Выводы.

Таким образом, сложившаяся многопрофильная и многоуровневая структура образовательной системы МВД России, с одной стороны, и усиление аксиологической, практико-ориентированной составляющей в образовательном процессе, с другой стороны, позволила повысить эффективность подготовки кадров ОВД РФ. Реализация поставленных задач привела к снижению уровня преступности. Так, в 2018 г. зарегистрировано в сравнении с 2003 годом меньше почти на 800 000 преступлений, преступлений террористического характера было совершено меньше приблизительно в 5 раз, причем их раскрываемость повысилась более чем в 3 раза. Несовершеннолетние совершили меньше преступлений почти в 4 раза, а сотрудники правоохранительных органов в 2 раза [4, 12].

Список литературы

1. Варыгин А.Н. О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденции // Вестник казанского юридического института МВД России № 1 (11) - 2013. - С.21-25.

2. Гимпельсон, В.Е. Доверие полиции: межстрановой анализ: препринт WP3/2012/05 /В.Е.Гимпельсон, Г.А.Монусова - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 53 с.

3. Личностно-развивающая среда непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел: Коллективная монография /Под ред. Н.В. Павличенко, Н.В. Ходяковой. Волгоград, 2018.

4. Отчеты ГИАЦ МВД РФ «О Нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел» формы НЗ за 1989-2010 годы.

5. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел: учебник /под ред. проф. А.А.Буданова. - М.: Академия управления МВД России, 2013.

6. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник / Под ред. В.Я.Кикотя, А.М.Столяренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 512с.

7. Сердюк Н.В. Педагогика понимания в органах внутренних дел: учебное пособие. - М., АУ МВД России, 2013.

8. Скляренко И.С., Мариновская И.Д., Калинкина Т.В. Компетентностный подход к профессиональным и личностным качествам выпускника-юриста /Государственная служба и кадры № 4, 2018. - С.240-245.

9. Скляренко, И.С. Формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов: Монография. Уссурийск: УГПИ, 2009.

10. Скляренко, И.С. Экспериментальное исследование по формированию ценностных установок профессионального общения у курсантов образовательных организаций МВД России /И.С. Скляренко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2016. - № 1. - С. 18-22.

11. Таничева Е.Д., Никитская Е.А. Роль учебной практики в подготовке будущих социальных педагогов в ВУЗе системы МВД России: сборник научных статей /Материалы XI международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2019» //Научное обозрение №3, 2019. - С.123-126.

12. https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics.


Войти или Создать
* Забыли пароль?