Определяя введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования как инновационный проект, направленный на достижение качественно нового уровня развития системы образования, автор статьи рассматривает экспертизу основной образовательной программы (ООП) образовательной организации для уровня основного общего образования в качестве эффективного инструмента обеспечения динамичного управления развитием образовательной системы. Приводится описание методики и результатов проведения экспертизы ООП, а также методики организации самоаудита готовности образовательной организации к переходу на ФГОС основного общего образования, являющейся предшествующей экспертизе ООП процедурой и неотъемлемой частью проблемно-ориентированного анализа состояния образовательной системы. Использование предложенных инструментов позволяет на основе аналитических данных о текущем состоянии образовательной системы выстроить прогноз ее развития, выявить реперные точки и определить основные векторы управленческой деятельности.
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, основная образовательная программа, экспертиза, самоаудит готовности образовательной организации к переходу на ФГОС основного общего образования, опережающее управление, инструмент управления.
Кризис школьного образования заключается в том, что оно перестало удовлетворять запросам современного общества. Разработка и утверждение новых образовательных стандартов стали естественной реакцией государственной образовательной политики на сложившуюся кризисную ситуацию и реализацией стремления выйти из нее. Взятый ориентир на демократизацию системы образования законодательно закреплен принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с указанными документами школе, именуемой с момента вступления в силу нового закона (с 1 сентября 2013 г.) «образовательной организацией», предоставляется возможность и право для обеспечения вариативности содержания образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Реализовать такую возможность образовательная организация может через принятие основной образовательной программы, разрабатываемой для каждого уровня общего образования.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) осуществляется стремительно. В Распоряжении Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 5 ноября 2011 г. № 2180-р) приведен план-график поэтапного перехода на ФГОС ОО, в котором школьным командам рекомендуется не следовать за естественным ростом учащихся, начавших обучение в 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а планировать важные направления деятельности, связанные с переходом на ФГОС основного и среднего общего образования (повышение квалификации и аттестация педагогов, приведение в адекватное состояние материальнотехнических, финансовых, информационных ресурсов и т.п.), и по мере готовности осуществлять указанный переход.
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
3. Самоаудит готовности. http://www.niiso.ru/struktura/?596
4. Федеральные государственные стандарты общего среднего образования. www.edu.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 30 с.