В статье исследуются вопросы мониторинга и оценки выполнения государствами международных договоров в сфере противодействия коррупции. Дается определение международных антикоррупционных стандартов. Исследуются различные критерии и индикаторы международного мониторинга проявлений коррупции, включая политические, правовые, информационные, социальные индикаторы с учетом опыта функционирования различных международных организаций. Формулируются предложения по формированию Евразийской антикоррупционной стратегии при продвижении евразийской интеграции.
Международный мониторинг, проявления коррупции, антикоррупционные стандарты, международные договоры, международные организации, Евразийская антикоррупционная стратегия, Евразийский союз, Глобальная программа по борьбе с коррупцией, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.
В настоящее время в российской юридической доктрине появилось значительное количество научных трудов, посвященных противодействию коррупции, причем как на внутригосударственном, так и на международном уровне, включая вопросы взаимодействия международно-правовых и внутригосударственных антикоррупционных предписаний. Вместе с тем, на наш взгляд, вопросы оценки выполнения международных антикоррупционных обязательств в свете тех процессов, которые происходят на международно-правовом уровне, заслуживают отдельного рассмотрения, что связано как с доктринальными аспектами рассматриваемой проблемы, так и с международно-правовыми тенденциями антикоррупционного сотрудничества государств и практикой международных антикоррупционных организаций.
Международные обязательства в сфере противодействия коррупции сосредоточены в основном в международных договорах, в том числе в международных антикоррупционных конвенциях, которые приняты как под эгидой международной универсальной организации — Организации Объединенных Наций, так и на уровне ряда международных региональных организаций: Совета Европы, Европейского Союза, Организации экономического сотрудничества и развития и др. Определенная часть международных обязательств для государств вытекает из юридически обязательных решений международных организаций, имеющих в своей компетенции согласно учредительным документам право принимать юридически обязательные решения для государств-участников в сфере противодействия коррупции.
Международные антикоррупционные конвенции опираются главным образом на юридически обязательные международно-правовые предписания, обязывающие государства при вступлении в силу соответствующих международных договоров имплементировать их в национальное законодательство. В настоящее время Российская Федерация является участницей универсальной Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и важнейших региональных конвенций, в том числе Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 1997 г. Также рассматривается вопрос об участии России в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г. При этом в международно-правовых актах содержатся как базовые, так и специальные антикоррупционные стандарты, радиус правового воздействия которых на государства различен. В связи с этим в виду множественности международно-правовых актов, содержащих несовпадающие антикоррупционные стандарты, можно говорить о конкуренции международных антикоррупционных стандартов, содержащихся в документах различных международных организаций (ООН, ГРЕКО, ОЭСР, Совет Европы и др.). При этом далеко не всегда правовые коллизии, возникающие при конкуренции различных антикоррупционных стандартов, решаются в пользу универсальных, к которым в настоящее время мы можем отнести антикоррупционные стандарты, принимаемые под эгидой ООН.
Таким образом, развитие конвенционного регулирования и деятельности международных организаций в сфере противодействия коррупции привело к значительной дифференциации и многообразию международных антикоррупционных стандартов. В то же время понятие международных антикоррупционных стандартов (международных стандартов в сфере противодействия коррупции) не закреплено на международно-правовом уровне, равно как и их перечень. В связи с этим наполнение данного важнейшего понятия осуществляется с помощью доктрины.
1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов: науч.-практ. пособие / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. И. Спектор. М., 2012.
2. Власенко Н. А., Грачева С. А., Рафалюк Е. Е. и др. Правовые средства противодействия коррупции: науч.-практ. пособие / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2012.
3. Каширкина А. А. Антикоррупционные стандарты ОЭСР: понятие и направления имплементации // Журнал российского права. 2013. № 10.
4. Каширкина А. А. Международно-правовые модели имплементации антикоррупционных конвенций // Журнал российского права. 2014. № 3.
5. Коррупция: природа, проявления, противодействие: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2012.
6. Морозов А. Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. 2014. № 3.
7. Плохой О. А., Семилютина Н. Г., Цирин А. М. и др. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2014.
8. Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: матер. Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 30-31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Цирин. М., 2012.
9. Правовые проблемы противодействия коррупции: матер. Междунар. науч. конф. Москва, 2 ноября 2011 г. / отв. ред. Л. В. Андриченко, О. О. Журавлева. М., 2012.
10. Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: науч.-практ. пособие / отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2012.
11. Хабриева Т. Я., Тиунов О. И., Кашепов В. П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: монография / отв. ред. О. И. Тиунов. М., 2012.