ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрыто содержание цифровой модели в сфере общего образования Брянской области в целях формирования кадров в рамках федеральной программы «Цифровая экономика». Отражены практики, реализующиеся на территории Брянской области Управлением Брянской городской администрации, Департаментом образования и науки Брянской области, Управлением информационных технологий департамента экономического развития Брянской области и Российской Федерации по проведению цифровых уроков. Также выявлены основные черты цифровой модели компетенций обучающихся новой цифровой школы, в стенах которой создаются кадры будущего.

Ключевые слова:
цифровая экономика, современная школа, цифровые уроки, модель компетенций, прорывные проекты, персональные помощники, искусственный интеллект, информационные технологии.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Одной из главных задач в системе образования Российской Федерации является необходимость  «обеспечить способность гибкого реагирования на изменение потребностей экономики и динамично развивающегося социума». На первый план выдвигается «компетентностно-ориентированное образование – объективное явление в образовании, вызванное в жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. К числу важнейших задач модернизации, в частности, общего образования следует отнести задачу разностороннего развития обучающихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у школьников готовности

и способностей адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям».

Цель «…современной школы – подготовить подрастающее поколение к учебе, жизни и

труду в динамично меняющемся мире, которому предстоит жить и работать в будущем. Будут ли успешны выпускники школ в дальнейшем обучении, профессиональной деятельности и саморазвитии, если будущее неочевидно, конкуренция глобальна, а рынки нестабильны?» [6].

Президент страны В.В. Путин в процессе проведения урока для подрастающего поколения сказал, что «Россия, устремленная в будущее, что «успешное развитие цифровой экономики напрямую зависит от тех, кому сегодня от 0 и до 18 лет» [6].

«Человек 21 века, который уже сейчас живет в техносфере, во многом влияющей на его развитие, должен обладать такими качествами как критическое мышление, креативность, умение общаться, умение работать в коллективе, выполнение совместной деятельности. И, конечно же, готовить такого гражданина должна школа, которая сама развивается и отвечает на вызовы времени» [6].

К настоящему времени «определены перспективные направления (прорывные проекты) развития нашей страны «Россия, устремленная в будущее» [6]:

-  арктическая транспортная система «Северный морской путь»;

-  универсальные атомные ледоколы нового поколения;

- технология для создания искусственного интеллекта;

- Интернет вещей на базе 5G:

- космический комплекс ракет сверхтяжелого класса;

- транспортно-энергетический модуль для освоения дальнего космоса;

- коллайдер «Наука и технологии»;

- центры аддитивных технологий;

- проекты медицины высоких технологий;

- проекты телемедицины;

- ближнемагистральные  и среднемагистральные самолеты;

- железнодорожная магистраль «Москва-Казань».

Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в образовательных учебных заведениях системы среднего образования проводятся «нестандартные» занятия по программе «Урок Цифры» для формирования у школьников компетенций в сфере цифровой экономики, а также их ранней профориентации в указанной сфере.

В рамках указанного мероприятия проводится цикл уроков информатики, каждый из которых посвящен определенной теме: большие данные, сети и облачные технологии, безопасность будущего, персональные помощники, искусственный интеллект.

Управлением информационных технологий департамента экономического развития Брянской области при поддержке департамента образования и науки Брянской области, управления образования Брянской городской администрации в декабре 2019 г. в ряде городских школ, лицеев, гимназий проводились «Уроки Цифры» по теме «Сети и облачные технологии». Школьникам 9–11 классов в доступной форме сотрудники управления информационных технологий департамента экономического развития Брянской области рассказывали о понятии «большие данные», применении больших данных в повседневной жизни, рассказали о значимости сетевых и облачных технологий в настоящее время, также ребята узнали о мероприятиях, реализуемых в Брянской области в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». До конца учебного года в школах будут проведены следующие «Уроки Цифры»: «Персональные помощники», «Безопасность будущего», «Искусственный интеллект и машинное обучение».

Февральский урок всероссийского образовательного проекта «Урок цифры», который будет проводиться и в Брянской области, посвящен персональным помощникам — программам на основе технологий искусственного интеллекта, которые выполняют разнообразные действия по запросу пользователя. Интерактивное занятие проведет компания «Яндекс» — на нем школьников познакомят с возможностями персональных помощников и расскажут про  сферы  их применения. Ребята также узнают, как помощники обрабатывают запросы людей и какие технологии им в этом помогают.

Как и другие уроки проекта, разработанный Яндексом «Урок цифры» будет представлен в трех вариантах: для младшей, средней и старшей школы. Детям разных  возрастов предложат разные задания в тренажере. Например, одно из заданий для малышей — определить, к какому устройству должен обратиться персональный помощник для выполнения того или иного поручения пользователя: пылесос убирает комнату, лампочка освещает стол и так далее. Старшеклассникам, в свою очередь, предложат спроектировать цепочку действий, которые должны выполняться при обработке запроса: от получения помощником команды от человека до конечного результата.

«Урок цифры» проводится второй учебный год подряд. Задачи проекта — развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием. В прошлом учебном году «Урок цифры» охватил больше половины российских школьников. За год дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, больше 14 миллионов раз [3].

Фонд развития культуры и кинематографии «СТРАНА» разрабатывает проекты, которые должны мотивировать школьников к приобретению компетенций и навыков в «цифровых науках». Одним из таких инструментов является цифровой урок «Профессии будущего».

Одна из главных целей урока в увлекательной форме донести до обучающихся возможности, которые открываются с развитием цифровых технологий, мотивировать к получению компетенций в сфере цифровой экономики [4].

Цифровая экономика – уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, общества. Федеральная программа «Цифровая экономика» рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы» [2].

Программа [1] определяет ряд базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года, среди них – нормативное регулирование, кадры и образование, информационная инфраструктура, информационная безопасность, цифровое государственное управление, цифровые технологии.

Основными целями [1] направления, касающегося кадров и образования, являются:

- создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

- совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

- рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики;

- создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

В проект входит обеспечение цифровой экономики высококомпетентными кадрами, поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики, содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.

Мероприятия федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» прежде всего, направлены на реализацию ряда ключевых направлений развития системы образования:

обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью [1].

Вероятнее всего, в процессе реализации основных направлений цифровой экономики должны будут принимать участие представители разных направлений: в первую очередь – специалисты в сфере государственного и муниципального управления, разработчики новых математических аспектов, организаторы разработки нового программного обеспечения, а также инвесторы и, в некоторой степени, предприниматели. В любом случае - категория участников должна обладать профессиональными знаниями на достаточно высоком уровне.

Брянская область активно включилась в реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Один из региональных проектов, принятый в соответствии с программой, - проект «Информационная инфраструктура».

Реализация данного проекта в основном направлена на обеспечение доступа к сети «Интернет» социально значимых учреждений — школ, ФАПов, сельских администраций, пожарных частей в небольших населенных пунктах, обеспечивать связью которые за счет средств операторов связи не представляется возможным в связи с нерентабельностью.

Заказчиком мероприятия выступает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Исполнителем по Брянской области определено ПАО «Ростелеком».

Правительство Брянской области согласно возложенным министерством полномочиям оказывает всестороннюю поддержку оператору связи. Координацию проекта в регионе осуществляет департамент экономического развития Брянской области.

В рамках мероприятия, рассчитанного до конца 2021 года, более тысячи социально значимых учреждений будут иметь доступ в сеть.

В настоящее время завершается первый этап подключения — 215 социально значимых учреждений принимаются испытательными комиссиями, в составе которых — органы местного самоуправления, профильные департаменты и ведомства.

Проверяется соответствие установленным требованиям по скорости передачи данных, технологии подключения. Школы подключаются с обязательной фильтрацией контента.

По условиям государственного контракта до конца 2021 года услуга является бесплатной для социально значимых учреждений, трафик оплачивается из федерального бюджета. Было осуществлено тестовое подключения с демонстрацией скорости передачи данных, продемонстрированы построенные коммуникации и установленное оборудование. Комиссия смогла убедиться, что все технические требования соблюдены.

Надежный и быстрый Интернет в данных учреждениях позволит обеспечить их участие в проектах по цифровизации образования, обеспечит подключение к ведомственным информационным сетям, дает возможность оказания услуг на высоком уровне в соответствии с современными требованиями [5].

Вместе с этим высокоскоростного подключения к сети «Интернет и базовых знаний информационных технологий, и даже основных моделей их применения недостаточно для эффективной деятельности гражданина и профессионала в XXI веке.

Необходимо способствовать развитию совершенно новых компетенций: критическму и творческому мышлению, инициативности, ответственности, адаптивности, инновационности, предприимчивости, эмоциональному интеллекту. Существуют следующие блоки компетенций:

- цифровые компетенции – уверенное и эффективное использование (ИКТ) для работы, отдыха и общения.

- инициативность и предпринимательские компетенции – способности превращать идеи в действия через творчество, инновации и оценку рисков, а также способности планировать и

управлять проектами.

- soft skills – личностные качества, способности выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться и совершенствоваться и др.».

Именно поэтому цель системы образования в настоящее время – создать условия для подготовки учащихся к нормальному функционированию в условиях сетевых технологий, цифровой экономики.

Цифровая модель компетенций в сфере общего образования включает три основных блока [8]:

  • личностные качества: принятие базовых национальных ценностей, - любознательность, инициативность, настойчивость, лидерские качества, социальная и культурная включенность в общественную жизнь, осознанная ответственная деятельность;
  • компетенции: критическое мышление, творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе, совместная деятельность и сотрудничество;
  • базовые умения и навыки: навыки чтения и письма, математическая грамотность, гуманитарные знания, естественнонаучные знания, финансовая и предпринимательская грамотность, ИКТ-грамотность, общекультурная и гражданская грамотность, цифровая грамотность [8].

Данная модель позволит создавать и непрерывно обновлять образование в процессе индивидуальной или групповой практико-ориентированной инновационной личностно-значимой деятельности.

Принимая во внимание важность развития дополнительного образования и формирования кадров для Цифровой экономики в образовательных учреждениях Брянской области в соответствии с задачами федерального проекта «Успех каждого ребенка» и федеральной программы «Цифровая экономика» с 20 января до конца учебного года в школах региона запущен образовательный проект «Шкодим 2020». Проект реализует компания «Первая Цифровая» при поддержке Департамента образования и науки Брянской области.

Цель проекта: реализация образовательных программ технической направленности в системе дополнительного образования, ориентированных на развитие технических и творческих способностей и умений, формированию цифровых навыков у детей младшего и среднего школьного возраста, а также повышение компетентности педагогического состава в части использования современных информационных технологий в современном образовательном процессе [3].

Образовательный проект «Шкодим 2020» предполагает реализацию нескольких образовательных мероприятий, направленных на формирование цифровых навыков у детей от 7 до 12 лет. Проект будет реализовываться в форме бесплатных курсов в рамках программы дополнительного образования на базе образовательных учреждений с использованием онлайн-платформы «Шкодим».

В рамках проекта школьники смогут познакомиться со средой программирования «Scratch», с понятием «алгоритмы», получат необходимые навыки для создания компьютерных игр, анимированных роликов и мультфильмов, реализовать собственный проект на основе полученных знаний.  

В процессе обучения всем школьникам будет предоставлена возможность принять участие в заочной Олимпиаде по Scratch – программированию. Олимпиада будет проводиться в марте 2020 г.

Стоит отметить, что каждый школьник, принявший участие в образовательном проекте «Шкодим 2020», получит уникальную возможность попробовать себя в ИТ, прикоснуться к миру информационных технологий и показать себя в программировании.

Таким образом, применение цифровой модели в сфере общего образования Брянской области способствует актуализации знаний учащихся и формированию их цифровой идентичности. Благодаря взаимному обмену и созданию знаний в сетевом образовательном пространстве последует позитивное взаимодействие, рефлексия инновационной деятельности. Общеобразовательная школа возьмёт на себя функции одного из сетевых центров развития личности, формирования кадров для Цифровой экономики, «мотивации и реализации инновационной деятельности всех участников образовательных отношений» [6]. Стоит отметить, что цифровая модель в сфере общего образования постоянно обновляется, дополняется и совершенствуется. Поэтому очень важно развивать и укреплять цифровое образовательное пространство, обеспечивать повсеместную доступность общества к знаниям  о доступных коммуникациях, поддерживать продуктивное сотрудничество, персонализированное обучение, проектную и исследовательскую деятельность будущих кадров цифровой экономики Российской Федерации и ее регионов.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/.

2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» - Официальный сайт Информационно-правового портала «Гарант.ру» https://www.garant.ru/ .

3. Официальный сайт Департамента образования и науки Брянской области [Электронный ресурс]. Б.,2020. - Режим доступа: URL: http://www.edu.debryansk.ru/

4. Официальный сайт Управления образования Брянской городской администрации [Электронный ресурс]. Б.,2020. - Режим доступа: URL: https://uobga.ru/.

5. Официальный сайт Правительства Брянской области [Электронный ресурс]. Б.,2020. - Режим доступа: URL: http://bryanskobl.ru/.

6. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Cб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 133 с.). - СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019. - Систем. требования: Adobe Reader XI; экран 10”

7. Паршин, М.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски [Текст] / М.А. Паршин, Д.А. Круглов. // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 5.

8. Кондаков, А.М. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации // Институт мобильных образовательных систем, М.: Мир психологии, МПСИ, 2017. -№1, -С.219-229 ISSN: 2073-8528.

Войти или Создать
* Забыли пароль?