СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАФИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи с переходом вузов Российской федерации на обучение студентов по стандартам ФГОС ВО 3++ актуальной становится задача формирования профессиональных компетенций выпускника на основе соответствующих профессиональных стандартов. В статье рассказывается об основных этапах стандартизации высшего профессионального образования в СССР и Российской Федерации и какими документами регламентируется объем преподаваемых графических дисциплин в технических вузах и содержание этих дисциплин. Рассматриваются вопросы компетентностной модели образования такие, как понятие компетенции, классификация компетенций. Большое внимание уделено графическим компетенциям. Рассказывается об опыте работы кафедры начертательной геометрии и черчения Уфимского государственного авиационного технического университета с выпускающими кафедрами при формировании профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, составлении учебных планов и основной образовательной программы.

Ключевые слова:
стандарты высшего профессионального образования, компетентностная модель образования, графические компетенции, профессиональные компетентности, профессиональные стандарты, модернизация классического курса начертательной геометрии
Список литературы

1. Астахова Л.В., Полуэктова О.К. Развитие графической компетенции бу-дущего инженера в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного универ-ситета. Серия: Образование. Педагогические науки. - Челябинск: ЮУРГУ. 2014. - Т.6. - №2. - С.48−58.

2. Байденко В.И., Зантворт Джерри ван. Модернизация профессионального образования: современный этап. − Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. − 674 с.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки спе-циалистов, 2006. - 72 с.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

5. Ермилова Н.Ю. Графическое образование инженера: компетентностный подход [Электронный ресурс] // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политемати-ческая. − 2011. − Вып. 3(17). - 7 с. Режим доступа: www.vestnik.vgasu.ru.

6. Ермилова Н.Ю., Джуган Т.В. Графические компетенции в структуре об-щей профессиональной компетентности будущего инженера [Электронный ре-сурс] // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. − 2011. - Вып. 4(19). - 6 с. Режим доступа: www.vestnik.vgasu.ru.

7. Ефремова Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании. Монография. - Ростов-на-Дону: Аркол. 2010. - 386 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34−42.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. − 2004. - 42 с.

10. Пахарева И.В. Использование современных технологий проектирования как основы формирования графической компетентности студента вуза // Успехи современной науки. - Белгород: Клюев Сергей Васильевич. - 2016. - Т. 2. - №2. - С. 134−137.

11. Поликарпов Ю.В. Содержание вузовского курса начертательной геометрии в эпоху третьей промышленной революции // Геометрия и графика. − 2018. − №. 3. − С. 49−55. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5bc453447db654.91666264

12. Поликарпов Ю.В., Семашко М.А., Худякова Л.П. Об учебно-методическом комплексе дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» в условиях модернизации курса начертательной геометрии // Стандарты и монито-ринг в образовании. − 2018. − №5. − С. 34−40. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5bb6117c69b067.40100676

13. Примерная программа дисциплины «Начертательная геометрия. Инже-нерная графика». Для технических направлений. − Москва: Высшая школа, 2001. - 14 с.

14. Профессиональный стандарт 28.003 - Специалист по автоматизации и механизации технологических процессов механосборочного производства. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Фе-дерации № 503н от 18 июля 2019 г. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации. Регистрационный № 55600 от 14 августа 2019 г.

15. Рекомендации для образовательных организаций по формированию ос-новных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов и иных источников содержащих требова-ния к компетенции работников, в соответствии с актуализированными федераль-ными государственными образовательными стандартами в условиях отсутствия утвержденных примерных основных образовательных программ (Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалифика-циям) от 18.04.2019 №НСПК-53/01.

16. Русских Т.И. Формирование графической компетенции у будущих бака-лавров техники и технологий: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Киров, 2010. - 22 с.

17. Селезнева Н.А. Проблема реализации компетентностного подхода к ре-зультатам образования в высшей школе. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 72 с.

18. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего об-разования (ФГОС ВО). Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки: 15.03.01 Машиностроение. Регистрационный № 957 (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 сентября 2015 г.).

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего об-разования - бакалавриат по направлению подготовки 15.03.01 Машиностроение (проект). http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/150301_B_3_plus_28102019.pdf

20. Федотова Н.В. Основы формирования графической компетентности будущих инженеров // Педагогический журнал. − Москва: Аналитика Родис. - 2011. - № 1. - С. 96−102.

21. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58−64.

22. Шутов А.И. Формирование графической компетентности у студентов технических вузов в процессе изучения инженерной графики // Научное обозре-ние. Серия 2: Гуманитарные науки. − Москва: Экономическое образование. - 2014. - № 4-5. - С. 125−131.

23. Юсупова О.В., Справчикова Н.А. Место графической компетенции в структуре профессиональных компетенций бакалавров, специалистов и магистров направлений «Строительство» и «Архитектура» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. − 2013. - Т. 15. − № 2-4. − С. 938−943.

Войти или Создать
* Забыли пароль?