Россия
В статье обозначена актуальность проблемы приобщения детей и молодежи к культурным ценностям. Определены особенности организации педагогического процесса, направленного на постижение детьми и молодежью культурных ценностей. Показаны результаты исследования культурных предпочтений детей и молодежи. Представлен опыт реализации культурно-образовательных проектов, способствующих постижению культурных ценностей, определены условия его развития. Статья подготовлена в рамках государственного задания №073-00092-19-00 на 2019 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».
культурные ценности, культурное наследие, постижение культурных ценностей, культурно-образовательный проект, технологическое обеспечение образовательного процесса
Проблема изучения опыта постижения детьми и молодежью ценностей культуры особенно актуальна на современном этапе в контексте таких явлений, как неодинаковая возможность доступа к социально-культурным ресурсам, в том числе и финансовая недоступность, недостаточная подготовленность к восприятию культурных ценностей, переизбыток неструктурированной информации о событиях в культурной жизни, социальная апатия и др. Все это требует осмысления опыта усвоения детьми и молодежью культурных ценностей, определение условий его развития в процессе воспитания, выявления потенциала образовательных учреждений в направлении приобщения учащихся к ценностям культуры.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечено, что одним из требований школьного образования является присвоение обучающимися общечеловеческих ценностей, а также освоение культурных ценностей своей этнической и социокультурной группы [1, с. 63].
Следует отметить, что процесс постижения учащимися ценностей культуры, как российской, так и мировой, способствует реализации личностью потребности в саморазвитии, самоизменении, направлен на самоопределение человека в мире и активное совершенствование себя как элемента социума, культуры. Социокультурная активность личности проявляется в различных формах деятельности и, прежде всего, в познавательной, художественно-эстетической, духовно-нравственной.
В ходе исследования выявлено, что аксиологическая активность воспитанников, занимающихся социокультурной деятельностью, возрастает, если создаются условия для активного восприятия ценностей культуры на основе развития эмоциональной отзывчивости, организации комплексного систематизированного воздействия потенциала разнообразных учебных дисциплин, различных видов искусства, культурных событий, художественно-творческой деятельности.
Актуальность проблемы диктует необходимость разработки и внедрения в воспитательный процесс образовательных организаций, социально-культурных и досуговых центров, технологий приобщения детей и молодежи к культурным ценностям. Такие технологии, включающие в себя сочетание интеллектуальной и эмоционально окрашенной творческой деятельности, обладают высоким педагогическим потенциалом и становятся сферой становления индивидуальности и личностной самореализации.
Следует отметить жанровое разнообразие форм и средств реализации технологий, направленных на постижение детьми и молодежью культурных ценностей. Это могут быть как долгосрочные, так и краткосрочные проекты, организация фестивалей, праздников, концертов, творческих встреч, конкурсов, мастер-классов и т.п.
Технология приобщения детей и молодежи к культурным ценностям может быть представлена в форме культурно-образовательного проекта – относительно новой педагогической категории, направленного на исследование различных объектов, явлений и событий культуры, осмысление культурных доминант, определяющих развитие общества в разные исторические эпохи. Специфика культурно-образовательного проекта заключается в том, что культурологическая проблема анализируется в контексте исторических или современных культурных процессов, отражающих значимые явления, события, объекты, феномены культуры определенной эпохи.
В Москве в настоящее время реализуется ряд культурно-образовательных проектов, направленных на приобщение детей и молодежи к культурным ценностям, на постижение российского культурного наследия.
Так, в рамках Молодежного форума «Партитура будущего», организованного Московской консерваторией при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, с 23 по 29 сентября 2019 г. в парк-отеле Ершово Московской области была организована Школа лидерства для студенческой молодежи творческих ВУЗов Москвы на тему: «Творческая самореализация и продюсирование в сфере культуры и искусства», в которой приняли участие и школьники старших классов, а также учащиеся колледжей. Участники Школы лидерства в рамках интерактивных лекционных и практических занятий, мастер-классов, тренингов получили возможность совершенствовать свои умения и навыки в области самопознания и саморазвития, творческой самореализации, арт-технологий, музыкального менеджмента, создания и управления проектами в сфере культуры и искусства, а также пообщаться с работающими в этих направлениях ведущими специалистами и экспертами.
На интерактивной лекции профессора Московской консерватории, доктора искусствоведения Е.Д. Кривицкой «Современное фестивальное пространство и возможности творческой самореализации» участники обсудили особенности и жанровое разнообразие современного фестивального движения, различные модели устройства фестивалей, а также попробовали разработать собственные проекты. Кроме того, на занятии была представлена презентация фестивалей, существующих в России в настоящее время, с оценкой их эффективности и прогнозами развития. На занятии-тренинге «Имидж и построение репутации» участники обсудили понятия «имидж» и «репутация» и в формате деловых игр отработали определенные модели.
С разработками авторских арт-технологий, методик и техник самопознания, направленных на углубленное изучение себя, своих способностей, тренировку коммуникативных навыков и способов разрешения личностных проблем, положительное восприятие и переживание собственного «Я» познакомила на своем мастер-классе «Арт-технологии и методики самопознания и саморазвития личности» канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Е.М. Клемяшова. Участники проекта в рамках мастер-класса познакомились с элементами саморазвития, освоили методики «Персонального видения», где проанализировали собственные ценности, определили ключевые характеристики своей личности и цели самосовершенствования. Участие в мастер-классе предполагало активное взаимодействие его участников между собой – обсуждение в группе (методика «Поведенческие склонности»), работа в парах «Глаза в глаза» – анализ достоинств и недостатков, способностей, творческих возможностей.
На интерактивных занятиях «Коммуникации: как сделать чтобы тебя услышали?» и «Манипуляции в коммуникациях: как не попасть в ловушку?» канд. социол. наук, доцента МГИМО, эксперта Фонда президентских грантов Е.В. Забурдаевой студенты обсудили проблемы выстраивания коммуникационных отношений в современном информационном пространстве, виды, приемы манипуляций в общении.
Важной частью программы стали семинары и презентации д-ра пед. наук, профессора, заместителя директора Центра гражданского образования кафедры экономики МИОО, шеф-редактора информационно-публицистического журнала «Надежда» А. С. Прутченкова и доцента, генерального директора ООО «NewTutor Дистанционный репетитор» С.А. Прутченковой. Первый модуль «Креативное лидерство» был посвящен проблеме воспитания в себе лидера. Он включал интерактивную презентацию, мотивационный практикум, в ходе которого студенты попытались создать портрет творческого лидера, прошли визуальный тест на понимание лидерских компетенций и принципов, познакомились со Scrum-методом управления проектами.
Второй модуль «Проектирование» состоял из серии практических занятий с использованием авторской технологии «Конструктор социальных проектов». С помощью набора карточек участники описывали основные этапы, выстраивая логику проекта в зависимости от его целей и особенностей. Спикеры не только разъяснили профессиональную терминологию, но и детально проработали самые сложные для каждой группы этапы, чтобы участники получили возможность подготовить и представить самостоятельные проекты. «Лидер – в каждом из нас» – в этом убедились на практике все участники проектов.
Полученные знания участники продемонстрировали на презентации творческих проектов, явившейся своеобразным итогом работы Школы. Среди них особенной оригинальностью замысла и важностью затронутых вопросов отличились задумки студентов Московской консерватории и Академии Гнесиных. Гнесинцы в своем проекте «Easy art» обратились к актуальной проблеме нехватки структурированной информации о культурных мероприятиях для студентов и их финансовой недоступности. Они предложили создать единый информационный портал «Искусство быть культурным», где учащиеся Москвы с помощью календаря событий смогут с легкостью находить информацию о концертах, спектаклях и выставках, а также получать бонусы и скидки на билеты. Проект направлен на повышение интереса к культуре и искусству среди студентов. Проект предполагает разработку и моделирование сайта, который включает личный кабинет пользователя, бонусную программу, визуализированный календарь событий, возможность оставлять отзывы / комментарии. На сайте «Easy art» студенты могут узнать, систематизировать и использовать информацию о мероприятиях учреждений культуры и искусства в Москве, в результате чего посетят культурные площадки, экономя бюджет и время.
Проблема снижения интереса молодежи к классической музыке волнует и студентов Московской консерватории, предоставивших проект «Классика – это модно». Цель проекта – привлечь за год не менее 1000 москвичей в возрасте от 13 лет на культурные мероприятия Москвы, где они получат информацию о культурных объектах, произведениях искусства и деятелях культуры посредством лекций, концертов, выставок и экскурсий. Основная идея – привлечь внимание молодого поколения к искусству посредством моды. Качественное продвижение идеи осуществляется с помощью создания определенного мерча, бонусных программ с партнёрами, продвижением в соцсетях. Мерч представляет собой одежду и аксессуары, созданные в едином концепте: на каждом товаре изображен объект культурного наследия (охватывая все сферы искусства: музыка, живопись, архитектура, литература и др.) и QR-код. При сканировании QR-кода через камеру смартфона открывается ссылка на сайт с описанием всех арт-объектов проекта «Классика – это модно». Авторы планируют выпустить коллекцию футболок и толстовок с изображением культурных объектов и деятелей искусств и QR-кодом. Они разработали все детали проекта: от логотипа и хэштега до определения будущих партнеров и спонсоров – коммерческих организаций, социальных сетей и культурных объектов (музеев, театров, концертных площадок, арт-кластеров, общественных пространств). Эта задумка привлекла большое внимание и планируется к реализации в рамках благотворительного проекта «Консерватория – детям».
Не менее интересной была ещё одна работа консерваторцев, разработавших мобильное приложение «Окультуриватель», цель которого – повышение культурного уровня людей разного возраста. Оно включает информацию о композиторах и произведениях, аудио и видео файлы. Большей вовлечённости пользователей будут способствовать конкурсы и соревнования, а также чат, где они смогут знакомиться и обсуждать увиденное и услышанное. Команда не только тщательно проработала проект, но и провела социологический опрос среди населения, подтвердивший, что эта задумка может заинтересовать широкую аудиторию.
Учащиеся Академического училища при консерватории выступили с идеей фестиваля «Живые встречи», благодаря которому учащиеся получат возможность поближе познакомиться с выпускниками училища – выдающимися деятелями искусства и задать им вопросы в неформальной обстановке. Эта задумка также получит воплощение в жизнь (при поддержке студенческого комитета консерватории).
Фестивальный проект «Ярмарка музыки» предложили учащиеся старших классов, планирующие в течение недели знакомить москвичей с музыкой от истоков и до наших дней в одном из павильонов ВДНХ. Идея этого фестиваля – в объединении музыковедов и исполнителей, благодаря чему слушатель получит возможность всестороннего знакомства с музыкой.
На презентации была представлена также концепция мобильного приложения «Путеводитель по культуре», которое будет включать карту и аудиогид с информацией о достопримечательностях Москвы. Кроме того, оно предполагает участие в акциях и получении промокодов. Оригинальная идея «Перефотопись» воплотилась в проекте создания социальной сети, содержащей фотографии, которые жители города будут ежегодно делать в специальных фотобоксах, размещенных на улицах города, и информацию об участниках. Главная цель – по фотографиям проследить изменения (социальные, культурные) в человеке с детских лет до старости.
В процессе исследования опыта постижения детьми и молодежью культурных ценностей был проведен опрос среди школьников, учащихся колледжей и вузов г. Москвы (всего в опросе было задействовано 125 чел.), поднимающий такие проблемы, как культурный потенциал человека, влияние культуры на развитие личности, пути приобщения подрастающего поколения к культуре и искусству.
На вопрос «Что вы вкладываете в понятие "Культурный потенциал личности?"» мы получили такие ответы: «Это понятие открывается для меня в наборе определенных качеств (духовные ценности, способность оценивать различные типы и формы культуры, способность созидать, размышлять и т.д.), приобретенных в процессе роста самой личности. Чем выше уровень социально-культурной среды, в которой живет человек, тем выше будет его культурный потенциал».
«Культурный потенциал личности – это, прежде всего, человек образованный и интересующийся культурным наследием страны».
«Всё, что нас окружает каждый день - улицы, архитектура, музыка и т.д. - есть то, что создано культурой, т.е. деятельностью человека. Человек постоянно эволюционирует, развиваясь лично и развивая общество вокруг. И этот рост зависит только от того, хочет ли этого человек или нет».
«Понятие "Культурный потенциал личности", прежде всего, включает возможности к познанию различных культурных ценностей, которые могут развиваться с течением времени и приобретением опыта».
«Человек самим собой представляет целый исторический культурный пласт».
«Это человек, который разбирается в сфере культуры. Который может проявить свой личностный потенциал в развитие культуры, творчества и передать, привить художественный вкус любому человеку».
На вопрос «Как Вы считаете, какой пласт культуры (музыкальной, художественной, литературной, театральной…) следует освоить растущей личности?» юноши и девушки дали следующие ответы: «На мой взгляд подрастающее поколение должно знать самых выдающихся деятелей культуры, исторические даты важнейших событий истории. Как только будут знать азы - станут интересоваться и другим».
«Растущая личность может окунуть себя в один вид искусства, но должна развиваться многогранно».
Размышляли школьники и студенты и над таким вопросом: «Как Вы считаете, произведения каких композиторов, какие жанры, направления, стили следует включить в программу по музыке для общеобразовательных школ?»
«В первую очередь школьников нужно познакомить с основными жанровыми фундаментами музыки, дать разнообразные образцы песен, марша и танца (приводя зарубежные и отечественные примеры); дать обзор эпох и стилей в истории музыки; следует представить ту музыку, которая называется «популярная классика», включая известные образцы из творчества Баха, Генделя и Вивальди, симфонии и оперы Моцарта, музыку Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана и Листа, наследие Глинки, Мусоргского, Бородина и Чайковского, Прокофьева и Шостаковича; по необходимости и желанию учащихся или педагога можно рассказать о музыкальной культуре на эстраде в XX веке и в современности».
В программу по музыкальной литературе музыкальных школ и школ искусств, по мнению студентов консерватории - будущих педагогов, исполнителей, музыковедов, следовало бы включить основательный рассказ о жанрах классической музыки, дать обзор культурных эпох и стилей, в хронологической последовательности представить творчество выдающихся композиторов эпохи барокко, классицизма, романтизма, а также русских классиков. Стоит познакомить учеников с музыкальными инструментами, с различными оркестрами, с выдающимися дирижерами, музыкантами и исполнителями, с известными мировыми концертными залами и музыкальными театрами. Так же, для более полного представления, необходимо включить в программу народную музыку – фольклор, как отечественный, так и других стран (танцы и песни Польши, Чехии, Норвегии и др). Следует рассказать о советских композиторах, жанрах советской и постсоветской музыкальной культуры, а также с жанрами и стилями эстрадной музыки ХХ и XIX в.
Школьники-шестиклассники, завершающие обучение по предмету «Музыка», хотели бы слушать на уроках классическую музыку, российскую (опера М. Глинки «Жизнь за царя») и зарубежную, произведения И.С. Баха, Л. Бетховена, Э. Грига, мировые хиты 20 в. (Beatles, Queen, Элвис Пресли), больше современной музыки (Dubstep, Hip-hop), джаз.
Более всего из сферы культуры и искусства повлияло на развитие личности опрашиваемых учащихся из области музыкальной культуры: музыка зарубежных композиторов (Моцарта и Бетховена) и отечественных (творчество Чайковского и Рахманинова, детская музыка Прокофьева, творчество И.С. Баха, Л.В. Бетховена и Д.Д. Шостаковича. Бах Месса h-moll, Верди «Аида», песни Шуберта, концерт Рахманинова d-moll; хоровая музыка XIX–ХХ вв.), а также творчество М. Магомаева, А. Пахмутовой, и В. Высоцкого, музыкальная культура джаза.
Из литературы наибольшее влияние оказало творчество русских поэтов и писателей XVIII–XIX вв., Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, ХХ в., а также французских романтиков (Гюго, Ж. Санд и А. Дюма). «Вся классическая русская и зарубежная литература, Булгаков "Мастер и Маргарита", а также произведения середины и конца ХХ в. в жанре фэнтези».
Учащиеся шестых классов отметили влияние на развитие своей личности творчества Гоголя, Есенина, Маяковского, Пушкина, Л. Толстого, Лермонтова. Некрасова, Чехова, Мамина-Сибиряка, Булгакова, а также произведений Конан Дойля, детективов, научной фантастики, произведений Стругацких.
В области живописи школьники выделили таких художников, как Ван Гог, Шишкин, Леонардо да Винчи, Айвазовский, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, а также такие полотна, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Чёрный квадрат» К. Малевича.
Студенты выделили творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Клода Моне, И. Босха, Боттичелли Весна, русская и европейская живопись конца XIX– начала ХХ в., творчество Айвазовского, а также изобразительное искусство Японии. «Работы, представленные в Третьяковской галерее, потому что именно с нее началось мое знакомство с живописью как русских художников, так и зарубежных», – отметила одна из опрашиваемых.
Из театральных постановок учащиеся выделили следующие: Ревизор по пьесе Гоголя, постановки балетов Ю.Н. Григоровича: «Спартак», «Иван Грозный». Классические пьесы Фонвизина, Грибоедова и Гончарова, которые идут в различных театрах Москвы (Малом театре, Театре им. Пушкина, Театре на Малой Бронной, театре им. Спесивцева и др.).
В области кинематографии были отмечены: «Классика мирового и советского кино», «Легенда №17», фильмы Квентина Тарантино, творчество Гая Ричи, «Вечное сияние чистого разума».
«На меня влияет все, что входит в мою жизнь. Будь то намокший от дождя асфальт, в котором отражается вечерний закат или испещренная узорчатыми трещинами паркетная зала в мраморном дворце Санкт-Петербурга. Вся жизнь-искусство. Искусство, которое порождает культуру. И я часть этого», – размышляет один из опрашиваемых.
На вопрос: Какие культурные события оказали на меня наибольшее влияние? были получены следующие ответы: шестиклассники отметили просмотренные мюзиклы, посещение филармонии, школьные концерты, художественные выставки (выставку Поленова в Третьяковской галерее), выставку видеоигр. Были выделены первый осознанный просмотр «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки, проведение Года театра в России, поездка в Санкт-Петербург, посещение музеев и театров в Москве и в других городах.
На студентов наибольшее влияние оказали различные концерты, посещённые в России и за рубежом, а также художественные выставки, а том числе интерактивные.
«Посещение различные выставок (посвященных изобразительному искусству и скульптуре, музыкальному искусству, истории России, и пр.), музыкальных и драматических спектаклей, концертов инструментальной и вокальной музыки, а также участие в различных творческих мероприятиях (олимпиадах и квестах)».
Многие студенты консерватории отметили Конкурс имени П.И. Чайковского.
Вопрос: «Какие пути приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры Вы можете предложить?» побудил школьников и студентов задуматься о различных вариантах решения этого значимого вопроса.
Учащиеся 6-х классов отметили, что на уроках нужна импровизация, показ познавательных фильмов. Необходимы культпоходы в музеи, экскурсии, прогулки, во время которых школьники узнавали бы много нового и интересного, приобщались к культурному наследию. Обязательно знание истории – «хотя бы через интернет, но лучше – в школе или у родителей, у старшего поколения». «Брать книги в библиотеке или скачивать через интернет». «Играть в Онлайн игры с рейтингом 0+». Привлекать к культуре детей, полагают школьники, следует через их интересы и понимание предмета. «Нужно, чтобы ребёнку стало интересно это узнать». «Также хорошо бы сходить в музей, театр, кино всем классом». «Нужны дополнительные уроки по искусству, музыке, литературе». «Знания на уроках желательно давать в игровой форме (квесты, увлекательные проекты)».
Учащиеся колледжей, студенты отметили следующее: «Необходимо больше уделять внимание работе с подрастающим поколением в рамках различных концертов и выставок. Так же необходимо создавать образ человека, который живёт активной культурной жизнью, часто посещает различные мероприятия, интересуется новинками и достижениями культуры, и этот образ должен пропагандироваться в СМИ, чтобы стать ориентиром и примером для подражания подросткам».
«Приобщение подрастающего поколения к культуре будет эффективным лишь в том случае, если будет осуществляться комплексно, пронизывать весь процесс обучения и воспитания как в школе, так и в семье. Ведь большую роль в раннем возрасте играет именно семья, так как круг первоначального общения ребёнка ограничен родителями и ближайшими родственниками, поэтому в этой микросреде закладываются первые элементы эстетической культуры личности. Отсюда важно, чтобы уже родители начали приобщение ребёнка к культуре. Переживая эпоху духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний духовного богатства, мы должны с вниманием отнестись к тому, чтобы наши будущие поколения не упустили в этом многообразии культурной информации то ценное, что передавалось веками».
«Необходимо просвещение в обучающих заведениях, на улицах, в музеях, в транспорте, теле/радио-эфирах».
«Рассказывать подрастающему поколению о культуре в интересной форме, а именно: презентации, лекции на одном языке, информативные видео, альтернативные выставки, QR-коды».
«Сейчас все подростки имеют смартфоны и постоянно пользуются интернетом и соцсетями. Там огромное количество полезного контента на тему культуры (каналы на YouTube, Telegram, группы в VK и т.д.). Через эти площадки можно эффективно привлекать подрастающее поколение к полезной информации и приобщать к культуре. Главное - грамотно выделять полезное от ненужного».
«Нужно бороться с подростковой ленью».
«Формировать неравнодушное отношение к культурному наследию отечественной культуры».
«Учить видеть за художественными образами жизнь во всей полноте и сложности».
«Нужно быть самому разносторонне образованным, и не только в своей профессии».
«Прививать человечность, доброту, сострадание».
«Нужно грамотно рекламировать (пиарить) ценности культуры (классическую музыку, живопись, литературу, театр, архитектуру и т.д.)».
«Сделать свободное (бесплатное) массовое посещение школьников и студентов различных выставок, музеев, концертов и спектаклей».
«Придумать различные интерактивные мероприятия (олимпиады, игры типа «Что? Где? Когда?», квесты, челленджи и пр.), направленные на просвещение молодого поколения».
«Устраивать просветительские концерты в стенах общеобразовательных школ и колледжей».
«Задействовать молодое поколение в различных детских и молодежных проектах на радио и телевидении, посвященных культуре и искусству (например, чтение классики по главам, исполнение несложных муз. произведений детским оркестром, хором, собранным и существующим только в рамках этого проекта и т.д.)».
Результаты опроса показательны. Учащиеся проанализировали свои вкусы и культурные предпочтения, определили насущные проблемы, связанные с приобщением молодежи к культурным ценностям, внесли свои предложения по развитию культурного потенциала подрастающего поколения. Следует отметить, что ряд идей и высказываний юношей и девушек, участников Школы лидерства, перекликаются с теми мыслями, которые лежат в основе представленных ими на конкурс проектов. Следует отметить, что значительная часть опрошенных юношей и девушек продемонстрировала довольно широкую осведомленность о культурных событиях и явлениях как российских, так и зарубежных, показала высокий уровень собственного культурного потенциала.
В век цифровых технологий отмечается возникновение следующих социальных проблем у детей и молодежи, таких как недостаток реального общения, ухудшение креативности, интернет-зависимость, впитывание ложных ориентиров и моральных ценностей. Для решения этих проблем необходимо предоставлять молодежи возможность живого общения вне интернета, преодолевать проблемы разобщенности и опасности виртуального общения, искать новые формы взаимодействия, поддерживать творческие инициативы и стимулировать социальную активность, проводить культурно-образовательные мероприятия с целью самореализации творческого потенциала учащихся.
Итак, реализация культурно-просветительских проектов, фестивали искусств, молодежные форумы, просветительская деятельность учебных заведений, учреждений культуры способствуют созданию творческой и благоприятной культурной среды в Москве и других регионах Российской Федерации, поддержанию культурно-исторической идентичности и развитию культурного самосознания детей и молодежи, взрослого населения с использованием современных арт-, медиа-, цифровых технологий в гармоничной связи с высокопрофессиональными традициями классического искусства. Участие детей и молодежи в культурно-образовательных проектах расширяет доступ к национальному художественному наследию российских композиторов и художников, предоставляет новые возможности для реализации творческих способностей талантливой молодежи, их профессионального роста.
В целом, реализация культурно-образовательных технологий, обладающих высоким воспитывающим потенциалом, содействует развитию опыта постижения детьми и молодежью произведений искусства и культуры, популяризации и освоению российских культурных, нравственных и семейных ценностей, сохранению, исследованию и приумножению исторического культурного наследия нашей страны, предоставлению к ним доступа разных слоев населения и, как итог, способствует инновационному развитию нашей страны.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М.: Просвещение, 2013.
2. Вагнер И.В. Социокультурный опыт школьников и его развитие в процессе воспитания: Монография. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - 111 с.
3. Клемяшова Е.М. «Технологии и условия приобщения детей и молодежи к культурному наследию» [Электронный ресурс] / Е.М. Клемяшова // Журнал педагогических исследований. М. - 2018. - Т. 3. - №1. - С. 79-92.
4. Яковлев С.В. Ценностный потенциал воспитывающей социокультурной среды /С.В.Яковлев // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - М. - 2016. - №4. - С. 9-16.