СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье изложены результаты социально-педагогического исследования по изучению социокультурного опыта современных сельских и городских подростков, проанализировано общее и особенное в этом опыте. Ведущим методом исследования стал опрос 165 подростков (115 сельских и 50 городских) в возрасте 13–15 лет, проведённый в 2019 г. на базе 8 регионов России. В вопросник, состоящий из 97 вопросов, включены актуальные контексты сегодняшней жизни подростков. Статья подготовлена в рамках государственного задания №073-00092-19-00 на 2019 г. ФГБНУ «ИИДСВ РАО» по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи и педагогическое обеспечение развития воспитания и социализации детей в системе образования».

Ключевые слова:
социокультурный опыт, городские и сельские подростки, социум, сравнительный анализ, жизнеспособность, адаптация, интеграция в общество
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Актуальность изучения социокультурного опыта современных подростков обусловлена рядом причин. Социокультурный опыт подростков является индикатором уровня их подготовленности к самостоятельной жизни, базовой основой для построения ими своей жизнедеятельности (личной, общественной, семейной, профессиональной), фундаментом для  развития у них такого интегрированного качества личности как жизнеспособность. Социокультурный опыт подростков следует рассматривать как реальные предпосылки для дальнейшего их нравственного, жизненного и профессионального самоопределения. Бесспорно: чем богаче и разнообразнее позитивный социокультурный опыт современного подростка, тем более успешно он социализирован, адаптирован к  новым требованиям социума, интегрирован в общество.

Социокультурный опыт современных подростков, проживающих в городских и сельских поселениях, мы рассматриваем как результат их социализации на конкретном этапе взросления и развития, как факт включённости подростков в разнообразную деятельность и общение в разных средах их жизнедеятельности, как необходимую субстанцию, сопровождающую период становления личности растущего человека.

Социокультурный опыт приобретается подростками в процессе деятельности и общения, приобретается как самостоятельно, так и в процессе стихийных воздействий окружающей среды, в процессе целенаправленного воспитания, осуществляемого образовательными организациями, семьёй (если ребёнок живёт в семье).

Сферы обретения подростком социокультурного опыта довольно разнообразны. В первую очередь, это – семья, образовательная организация, семейно-соседское окружение, улица, учреждения дополнительного образования, культуры, социальная и природная среда, окружающая ребёнка.

Социокультурный опыт подростка по своему содержанию многослоен, может быть позитивным и негативным. Он включает жизненный опыт, получаемый подростком в процессе его жизнедеятельности, в различных жизненных ситуациях; опыт учебной деятельности, целенаправленно формируемый педагогами образовательной организации; опыт общественной деятельности, приобретаемый подростком в процессе участия в общественной работе; опыт социального взаимодействия как результат различных коммуникаций; опыт деятельности в природной среде как результат взаимодействия с природной средой; опыт участия в общественно-трудовой деятельности, в социальной жизни общества, в социокультурной жизни поселения (города, поселка, села, деревни); в физкультурно-оздоровительной деятельности; опыт работы с современными информационно-коммуникативными средствами; опыт участия в домашнем труде; опыт семейной жизни, получаемый подростком в родительской семье.

Для позитивной социализации подростка чрезвычайно важно, с какими приращениями в личностном развитии растущего человека сопряжён этот социокультурный опыт. Если этот опыт подростка связан с формированием у ребёнка объективного взгляда на мир, с самостоятельным решением собственных проблем подростка, с приобретением новых полезных знаний, умений, навыков, появлением хороших друзей, расширением круга общения, развитием опредёленных способностей, получением полезной информации, обогащением духовного мира подростка, участием его в жизни семьи, в жизни класса, школы, в социокультурной жизни поселения, то этот опыт следует рассматривать как полезный, личностно и социально значимый для подростка. Если опыт общения и деятельности подростка связан с формированием у него вредных привычек, деформацией и даже разрушением его личности, то этот опыт следует рассматривать как социально опасный, минимизировать влияние негативных воздействий факторов влияния.

Проведённое исследование предполагало изучение точки зрения подростков на различные аспекты их жизнедеятельности. Вопросы, поставленные перед школьниками, касались значимых ситуаций их жизненного опыта, учебной и общественной деятельности; опыта социальных коммуникаций, участия подростков в социокультурной жизни; в общественно-трудовой деятельности; в домашнем труде, в физкультурно-оздоровительной деятельности; опыта их деятельности в природной среде; опыта работы с современными техническими средствами.

Методологической базой исследования стал деятельностный подход, предполагающий изучение включённости подростков в различные виды деятельности в разных сферах их жизнедеятельности.

Опытной базой настоящего исследования явились:

1. Дросковская школа Покровского района Орловской области (Котькова Г.Е.).

2. Новинская школа Орехово-Зуевского района Московской области (Ермилова Т.Г.).

3. Ёмсненская школа Нерехтскогораона Костромской области, средняя школа №4 г. Нерехта Костромской области (Богданова Е.К.).

4. Школы Боровского района и г. Боровска Калужской области (Клочинова П.Д.).

5. Школы Перевозского района и школы г. Перевоз Нижегородской области (Клюшникова О.Е.).

6. Пряжинская школа имени героя Советского Союза М.В. Мелентьевой Пряжинского района Республики Карелия (Сеппянен Т.П.).

7. Сибирякская СОШ. Сафакулевского района Курганской области, гимназия №30 г. Курган (Дементьева Л.А.).

8. Школа поселка Краснооктябрьский Куменского района; средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Фаленки Фаленнского района; школа пгт. Рудничный Верхнекамского района Кировской области; средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №9 г. Кирова (Колеватова Т.Ю.).

Первый блок исследования предполагал изучение таких аспектов жизни подростков, как опыт обучения в другой школе; другом городе; опыт обучения в школе во вторую смену; опыт поездок в другие города России, в Москву; опыт посещения театров, музеев; опыт путешествий в зарубежные страны; опыт пребывания в детском лагере в России, за рубежом; опыт самостоятельного зарабатывания денег; опыт работы на рабочем месте родителей; опыт профессиональных проб в какой-либо профессии.

Установлено, что 33% опрошенных сельских и 18% городских подростков имеют опыт обучения в другой школе. При этом 30% сельских детей имеют опыт обучения в другом месте (городе, посёлке, регионе) и 12% городских подростков имеют опыт обучения в другом месте (городе, посёлке, регионе). Смеем предположить, что подобный опыт сельских подростков связан с реструктуризацией сети  общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности.

30% сельских и 68% городских подростков имеют опыт обучения во вторую смену.

38% сельских и 36% городских подростков добираются в школу на транспорте.

76% сельских и 88% городских подростков имеют опыт поездок в другие города России, 47% сельских и 58% городских подростков имеют опыт поездок в Москву.

48% сельских и 88% городских подростков имеют опыт путешествий на поезде; 21% сельских и 36% городских подростков имеют опыт полётов на самолёте.

68% сельских и 88% городских подростков имеют опыт посещения театров, 78% сельских и 88% городских подростков  опыт посещения музеев.

27% сельских и 14% городских подростков имеют опыт путешествия в другие страны.

42% сельских и 50% городских подростков имеют опыт пребывания в детском лагере; 8,6% сельских и 2% городских подростков имеют опыт пребывания в детском лагере за рубежом.

Более половины сельских (55,6%) и 54% городских подростков имеют опыт зарабатывания денег.

37% сельских и 16% городских подростков имеют опыт работы на рабочем месте родителей.

36% сельских и 22% городских подростков имеют опыт профессиональных проб в какой-либо профессии.

Второй блок исследования включал изучение социокультурного опыта, полученного подростками в процессе учебной деятельности,  в частности,  их  участия в разработке детского проекта; опыта выступления перед публикой; опыта подготовки презентации на компьютере; опыта выступления на конференции; опыта участия в олимпиаде за честь школы; опыта занятий в профильном классе; опыта работы с репетитором; опыта углублённого освоения иностранного языка; опыта занятий вне школы (школа искусств, музыкальная школа, спортивная школа и др.); опыта занятий в каком-либо кружке в школе.

Установлено, что 48% сельских и 46% городских подростков имеют опыт участия в разработке детского проекта;

78,2% сельских и 82% городских подростков имеют опыт выступления перед публикой;

82% сельских и 80% городских подростков опыт подготовки презентации на компьютере;

36,5% сельских и 54% городских подростков имеют опыт выступления на конференции;

55,6% сельских и 52% городских подростков имеют опыт участия в олимпиаде за честь школы;

17% сельских и 30% городских подростков имеют опыт занятий в профильном классе;

41% сельских и 54% городских подростков имеют опыт работы с репетитором.

25% сельских и 30% городских подростков имеют опыт углублённого изучения иностранного языка.

65% сельских и 78% городских подростков имеют опыт занятий вне школы (школа искусств, музыкальная школа, спортивная школа и др.).

61,7% сельских и 72% городских подростков имеют опыт занятий в каком-либо кружке в школе.

Третий блок исследования включал изучение опыта участия сельских подростков в общественной деятельности, таких как: выполнение подростком постоянного общественного поручения; исследование опыта его участия в школьном самоуправлении; опыта работы в роли помощника (классного руководителя, социального педагога, вожатого, социального педагога, тьютора, социального работника, психолога); членство в детской общественной организации; опыта публикации в прессе (школьной, районной); опыта выступления на каком-либо конкурсе; опыта написания стихов.

Установлено, что 67% сельских и 42% городских подростков имеют опыт выполнения постоянного общественного поручения;

42% сельских и 40% городских подростков имеют опыт участия в школьном самоуправлении;

47% сельских и 54% городских подростков имеют опыт работы в роли помощника (классного руководителя, социального педагога, вожатого, социального педагога, тьютора, социального работника, психолога);

28% сельских и 38% городских подростков являются членами детской общественной организации;

27% сельских и 14% городских подростков имеют опыт публикации в прессе (школьной, районной);

71,3% сельских и 72% городских подростков имеют опыт выступления на каком-либо конкурсе;

34% сельских и 18% городских подростков имеют опыт написания стихов.

Четвёртый блок исследования включал изучение опыта социального взаимодействия сельских и городских подростков, таких аспектов их жизнедеятельности, как опыт деятельности в команде, творческом или спортивном коллективе; опыт взаимодействия с учащимися из других школ; опыт совместной работы со взрослыми в подготовке какого-либо праздника; опыт участия в спортивных соревнованиях за честь школы; опыт участия в творческом конкурсе за честь школы; опыт общения в подростковых компаниях вне школы.

82% сельских и 88% городских подростков имеют опыт деятельности в команде, творческом или спортивном коллективе.

63% сельских и 88% городских подростков имеют опыт взаимодействия с учащимися из других школ.

32% сельских и 32% городских подростков имеют опыт переписки с учащимися из других стран.

32% сельских и 66% городских подростков имеют опыт совместной работы со взрослыми в подготовке какого-либо праздника.

65,2% сельских и 50% городских подростков имеют опыт участия в спортивных соревнованиях за честь школы.

46% сельских и 64% городских подростков имеют опыт участия в творческом конкурсе за честь школы.

86% сельских и 88% городских подростков имеют опыт общения в подростковых компаниях вне школы.

Пятый блок исследования включал изучение опыта участия подростков в социокультурной жизни, таких вопросов как опыт участия в школьных конкурсах, смотрах, соревнованиях; опыт участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях вне школы; опыт участия в подготовке какого-либо праздника в микрорайоне; опыт участия в благотворительной акции; опыт участия в добровольческой, волонтёрской, тимуровской работе; опыт участия в акциях  патриотического характера; опыт участия в работах по благоустройству территории в общественном месте; опыт помощи пожилым людям; опыт помощи детям дошкольного возраста; опыт участия в работе местного музея; опыт регулярного посещения библиотеки.

Установлено, что 82% сельских и 80% городских подростков имеют опыт участия в школьных конкурсах, смотрах, соревнованиях.

56% сельских и 60% городских подростков имеют опыт участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях вне школы.

33% сельских и 26% городских подростков имеют опыт участия в подготовке какого-либо праздника в микрорайоне.

44,3% сельских и 40% городских подростков имеют опыт участия в благотворительной акции.

53% сельских и 44% городских подростков имеют опыт участия в добровольческой, волонтёрской, тимуровской работе.

61% сельских и 52% городских подростков имеют опыт участия в акциях патриотического характера.

78,2% сельских и 60% городских подростков имеют опыт участия в работе по благоустройству территории в общественном месте.

87% сельских и 66% городских подростков имеют опыт помощи пожилым людям.

74% сельских и 54% городских подростков имеют опыт помощи детям дошкольного возраста.

19% сельских и 20% городских подростков имеют опыт участия в работе местного музея.

51,3% сельских и 66% городских подростков имеют опыт регулярного посещения библиотеки.

Шестой блок исследования включал изучение опыта деятельности подростков в природной среде, исследование таких видов их деятельности, как опыт участия в охране окружающей среды; опыт отдыха на природе; опыт посещения бассейна; опыт купания в море; опыт посещения дендрария; опыт сбора грибов, ягод; опыт катания на лыжах; опыт участия в туристических походах; опыт подкармливания птиц.

Установлено, что 61% сельских и 66% городских подростков имеют опыт участия в охране окружающей среды.

96% сельских и 100% городских подростков имеют опыт отдыха на природе.

58% сельских и 73% городских  подростков  имеют  опыт посещения бассейна.

50% сельских и 72% городских подростков имеют опыт купания в море.

15% сельских и 50% городских подростков имеют опыт посещения дендрария.

94% сельских и 88% городских подростков имеют опыт сбора грибов, ягод.

82% сельских и 99% городских подростков имеют опыт катания на лыжах.

61% сельских и 68% городских подростков имеют опыт участия в туристических походах.

77% сельских и 66% городских подростков имеют опыт подкармливания птиц.

Седьмой блок  исследования включал изучение опыта участия подростков в общественно-трудовых делах, исследование таких направлений их деятельности, как опыт работы в каком-либо трудовом объединении; опыт в уборке класса, помещений школы; опыт уборки территории школы; опыт работы на пришкольном участке; опыт участия в сельскохозяйственных работах.

Установлено, что 53% сельских и 36% городских подростков имеют опыт работы в каком-либо трудовом объединении.

96% сельских и 90% городских подростков имеют опыт в уборке класса, помещений школы;

97% сельских и 96% городских подростков имеют опыт уборки территории школы.

90% сельских и 66% городских подростков имеют опыт работы на пришкольном участке.

73% сельских и 44% городских подростков имеют опыт участия в сельскохозяйственных работах.

Восьмой блок исследования включал изучение опыта участия подростков в домашнем труде, исследование таких видов домашней работы, как опыт ухода за комнатными растениями; опыт ухода за домашними животными; опыт работы вместе с родителями по выращиванию сельскохозяйственной продукции на личном подворье, на даче; опыт работы вместе с родителями по выращиванию сельскохозяйственных животных; опыт работы вместе с родителями по уборке урожая; опыт работы по уборке дома; опыт работы по мытью посуды; опыт работы по уходу за младшими братьями, сестрами; опыт по приготовлению домашней еды.

Установлено, что 83% сельских и 64% городских подростков имеют опыт ухода за комнатными растениями.

95% сельских и 66% городских подростков имеют опыт ухода за домашними животными.

76% сельских и 54% городских подростков имеют опыт работы вместе с родителями по выращиванию сельскохозяйственной продукции на личном подворье, на даче.

65% сельских и 22% городских подростков имеют опыт работы вместе с родителями по выращиванию сельскохозяйственных животных.

65% сельских и 64% городских подростков имеют опыт работы вместе с родителями по уборке урожая.

87% сельских и 96% городских подростков имеют опыт работы по уборке дома.

96% сельских и 90% городских подростков имеют опыт работы по мытью посуды.

77% сельских и 68% городских подростков имеют опыт работы по уходу за младшими братьями, сестрами.

89% сельских и 80% городских подростков имеют опыт работы по приготовлению домашней еды.

Девятый блок исследования  включал изучение опыта занятий физкультурой и спортом, таких аспектов деятельности, как опыт выполнения регулярной физической зарядки; занятий в спортивной секции; опыт посещения фитнес-клуба; опыт участия в спортивных соревнованиях. Установлено, что 42% сельских и 26% городских подростков имеют опыт выполнения регулярной физической зарядки; 60% сельских и 64% городских подростков имеют опыт занятий в спортивной секции; 18% сельских и 24% городских подростков имеют опыт посещения фитнес-клуба; 68% сельских и 70% городских подростков имеют опыт участия в спортивных соревнованиях.

Десятый блок исследования включал изучение опыта работы подростков с современными техническими средствами, предполагал исследование таких вопросов, как опыт работы на персональном компьютере; опыт работы с аудио- и видеоаппаратурой; опыт владения основными функциями мобильного телефона, смартфона; опыт работы с фотоаппаратом; опыт работы с оргтехникой (факс, ксерокс и др.). Установлено, что 86% сельских и 100% городских подростков имеют опыт работы на персональном компьютере; 80,5% сельских и 84% городских подростков имеют опыт работы с аудио- и видеоаппаратурой; 96% сельских и 80% городских подростков имеют опыт владения основными функциями мобильного телефона, смартфона; 84% сельских и 100% городских подростков имеют опыт работы с фотоаппаратом; 52,2% сельских и 50% городских подростков имеют опыт работы с оргтехникой (факс, ксерокс и др.).

Одиннадцатый блок исследования включал изучение опыта участия в социальной жизни таких аспектов их жизнедеятельности, как опыт работы в команде (творческой, спортивной и пр.); опыт работы в качестве волонтёра; опыт работы в качестве наставника; опыт табакокурения, употребления спиртного, употребления наркотиков; опыт дружбы со сверстником противоположного пола.

Установлено, что 86% сельских и 92% городских подростков имеют опыт работы в команде (творческой, спортивной и пр.);

41% сельских и 42% городских подростков имеют опыт работы в качестве волонтёра; 34% сельских и 30% городских подростков имеют опыт работы в качестве наставника.

21,4% сельских и 16% городских подростков имеют опыт табакокурения; 13,3% сельских и 12% городских подростков – опыт употребления спиртного; 2,6 % сельских и 2% городских подростков –  опыт употребления наркотиков.

82,3% сельских и 88% городских подростков имеют опыт дружбы со сверстником противоположного пола.

Двенадцатый блок исследования включал изучение опыта участия подростков в жизни семьи, таких аспектов их жизнедеятельности, как опыт встреч всей семьёй гостей дома; опыт семейного чтения; опыт совместного с родителями приготовления пищи; опыт путешествий всей семьёй; опыт посещения вместе с родителями храма; опыт посещения вместе с родителями мест захоронения близких.

Установлено, что 95% сельских и столько же городских подростков имеют опыт встреч всей семьёй гостей дома;

36% сельских и 70% городских подростков имеют опыт семейного чтения;

88% сельских и 66% городских подростков имеют опыт совместного с родителями приготовления пищи;

66% сельских и 70% городских подростков имеют опыт путешествий всей семьёй;

58% сельских и 40% городских подростков имеют опыт посещения вместе с родителями храма;

82% сельских и 90% городских подростков имеют опыт посещения вместе с родителями мест захоронения близких.

Обобщим результаты исследования и сделаем выводы.

1. Новые тенденции современной жизни нашли отражение в социокультурном опыте современных подростков, как городских, так и сельских: работа с Интернетом, гаджеты, путешествия по стране, за рубеж, детские лагеря за границей, репетиторство, самостоятельное зарабатывание денег и др.

2. Новации российского образования не обошли стороной сельскую школу и сельских подростков: профильное обучение, углублённое изучение иностранного языка, проектная деятельность, благотворительные акции, волонтёрская деятельность, детские лагеря за рубежом, Интернет и др.

3. Проблемы современной школы  нашли отражение в опыте городских и сельских подростков: обучение во вторую смену, прибытие в школу на транспорте, вредные привычки подростков.

4. Социокультурный опыт городских и сельских подростков разнится. В социокультурном опыте городских и сельских подростков есть общее и особенное, во многом обусловленное средой проживания.

5. Российская семья, как сельская, так и городская, и сегодня сохраняет традиционно сильные позиции гостеприимства, совместных дел вместе с детьми, включая совместную работу детей и родителей по  подготовке к встрече гостей, опыт путешествий всей семьёй, совместной работы по выращиванию сельскохозяйственной продукции на личном подворье, на даче, выращиванию сельскохозяйственных животных, сбору грибов, ягод, по приготовлению пищи, мытью посуды. И городские, и сельские подростки имеют опыт посещения вместе с родителями места захоронения близких, посещения вместе с родителями храма.

Остановимся на общих, объединяющих моментах в социокультурном опыте городских и сельских подростков.

Практически равное число подростков, живущих в городе и на селе, имеют опыт самостоятельного зарабатывания денег; участия в разработке детских проектов; в подготовке презентации на компьютере. В равной степени сельские и городские подростки продвинуты в овладении Интернетом, гаджетами. Правда, число сельских подростков, имеющих опыт работы на персональном компьютере, работы с аудио- и видеоаппаратурой, несколько меньше. Однако, число сельских подростков в сравнении с городскими, имеющих опыт владения основными функциями мобильного телефона, смартфона, несколько выше. Только половина сельских и городских подростков имеет опыт работы с оргтехникой (факс, ксерокс и др.).

Практически равное число сельских и городских подростков имеет опыт работы в команде (творческой, спортивной и пр.), (правда число городских школьников, имеющих этот опыт, несколько больше); опыт участия в спортивных соревнованиях, опыт участия в олимпиаде за честь школы (правда число сельских школьников, имеющих этот опыт, несколько больше), опыт участия в школьных конкурсах, смотрах, соревнованиях в школе и вне школы.

Равное число сельских и городских подростков имеет опыт работы в качестве волонтёра, опыт уборки территории школы, опыт работы вместе с родителями по уборке урожая. Несколько большее число сельских подростков имеет опыт работы в качестве наставника.

Подавляющее большинство как сельских, так и городских подростков имеет опыт дружбы со сверстником противоположного пола, правда число городских  подростков, имеющих этот опыт, несколько больше.

Сельские и городские подростки имеют равный опыт общения в подростковых компаниях вне школы.

Остановимся на различиях в социокультурном опыте городских и сельских подростков.

В два раза больше городских подростков имеют опыт обучения во вторую смену.

Городские подростки чаще, чем сельские совершали поездки в Москву и другие города России, соответственно, они имеют больший опыт поездок на поезде и полётов на самолёте.

Несколько большее число городских подростков, чем сельских, имеют опыт посещения театров и музеев.

Городские подростки имеют значительно больший опыт обучения в профильном классе и опыт работы с репетитором, чем сельские подростки.

Городские подростки больше, чем сельские, имеют опыт занятий в спортивной секции, посещения фитнес-клуба. При этом значительно большее число сельских подростков, чем городских, занимается регулярно физической зарядкой.

Городские подростки имеют больший, чем сельские, опыт выступления на конференции (54% и 36,5%, соответственно).

Городские подростки имеют больший, чем сельские, опыт регулярного посещения библиотеки (66% и 51,3%). В городе в два раза большее число подростков имеет опыт семейного чтения.

Городские подростки имеют больший опыт, чем сельские, катания на лыжах (99% и 82%, соответственно), участия в туристических походах (68% и 61%, соответственно).

Существенные различия имеются в участии городских и сельских подростков в общественно-полезном и домашнем труде. Современные сельские подростки обладают более богатым, чем городские, опытом трудовой деятельности во всех средах жизнедеятельности: в семье, в школе, в социуме. Значительно большее число сельских подростков в сравнении с городскими имеет опыт ухода за комнатными растениями, за домашними животными, совместной работы с родителями по выращиванию сельскохозяйственной продукции на личном подворье, по выращиванию сельскохозяйственных животных. Сельские подростки имеют больший опыт работы по уходу за младшими братьями, сестрами; совместного с родителями приготовления пищи, опыт работы по мытью посуды.

Значительно больше сельских, чем городских подростков, имеют опыт работы в каком-либо трудовом объединении, в уборке класса, помещений школы; работы на пришкольном участке, опыт участия в сельскохозяйственных работах. А вот опыт работы по уборке дома имеют больший городские подростки.

Сельские подростки имеют гораздо больший, чем городские, опыт помощи пожилым людям (87% и 66%, соответственно), опыт помощи детям дошкольного возраста (74% и 54%, соответственно).

Гораздо больше сельских (37%), чем городских подростков (16%), имеют опыт работы на рабочем месте родителей, опыт профессиональных проб в какой-либо профессии (36% сельских и 22% городских подростков).

Сельские подростки имеют несколько больший опыт табакокурения, в то время как опыт употребления спиртного, наркотиков имеют  в равной степени и городские, и  сельские подростки.

В социокультурном опыте городских подростков преобладающими являются социокультурные виды деятельности, в то время как в социокультурном опыте сельских подростков доминируют трудовые и социальные виды деятельности.

Проведенное исследование показывает, что городские подростки имеют больший опыт посещения театров и музеев, участия в работе детской общественной организации; опыт регулярного посещения библиотеки, выступления перед публикой, опыт поездок в другие города России; опыт взаимодействия с учащимися из других школ, опыт участия в творческих конкурсах за честь школы; опыт работы в роли помощника (классного руководителя, психолога, социального педагога, вожатой, социального работника), что говорит об их большей информированности, развитости их коммуникативных навыков, культурных интересов.

При этом сельские подростки имеют больший опыт трудовой деятельности, участия в подготовке праздников в микрорайоне, работы по уходу за младшими братьями и сёстрами; помощи пожилым людям; участие в акциях патриотического характера, что говорит об их большей включённости в деятельность и общение в окружающем социуме, о развитости трудовых навыков, эмоциональной сферы личности.

Предложенные результаты исследования могут быть использованы педагогами в процессе реализации национального проекта «Образование».

Войти или Создать
* Забыли пароль?