МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены актуальные проблемы межнациональных отношений. В связи с тем, что личностные качества молодых людей только находятся на стадии формирования, молодежь является благоприятной аудиторией для любой пропаганды, все это приводит к возникновению в мировоззрении молодого поколения зачатков национализма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений. Авторами проведен вторичный анализ социологических данных на данную тему и найдены пути формирования толерантности среди молодого поколения.

Ключевые слова:
молодежь, межнациональные конфликты, общности, национальности, толерантность, напряженность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В 21 веке возрастает уровень значимости этнокультурного фактора. Это проявляется в развитии всего мира и также отдельных этнических групп. В жизни мирового сообщества постоянно происходят изменения, они связаны с экономической, политической и социальной сферами. Именно эти изменения требуют коренного пересмотра межнациональной, международной и межэтнической политики. Одним из наиболее важных направлений этой политики является проблема межэтнических отношений.

В наши дни продолжают существовать регионы, в которых проходят затяжные межнациональные конфликты. В этой ситуации возникает необходимость поиска социально-психологических механизмов и эффективных путей преодоления этих конфликтов.

Молодежь представляет собой ту социально-демографическую группу, которая находится в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости. Эти качества служат основой для успешного исполнения социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям. В этом возрасте развивается критичность мышления, возникает стремление дать собственную оценку происходящему, проявляется самосознание и мировоззрение. Слабая вовлеченность молодых людей в систему общественных отношений, сохранение установок и стереотипов предшествующего поколения вызывают у них тяготение к идентификации и обособлению, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к обобщению и уход, отрешенность от внешнего мира. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание межэтническому взаимодействию в молодежной среде.

Теоретические разработки в области межэтнических отношений ведут многие ученые.

Д.М. Фельдман выделяет две главные линии в развитии современных международных отношений. Первая линия – глобализация – понимаемая как становление единого, целостного мира. Она проявляется в интернационализации экономической, социальной, политической и общественной жизни современного общества. Вторая линия – фрагментация, понимаемая как создание новых форм раскола единого общества. Она проявляется в создании и укреплении суверенных государств, развитии национальных общностей и национальных движений, стремящихся к реализации своих интересов вне национально-государственных границ [1].

М.О. Мнацаканян в работе, посвященной изучению национально-этнических процессов в современном мире, обращает своё внимание на полярные этнические тенденции, преобладающие в современном обществе. Разнонаправленные процессы национально-этнического характера, интеграционные и дезинтеграционные тенденции сопровождаются межэтнической напряженностью, множеством конфликтов, в том числе военных [2].

Продолжая изучение универсальных форм установления контактов в ситуациях межнационального, межэтнического общения, С. Бочнер выделяет следующие четыре формы: геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.

Межнациональные отношения в современной молодежной среде представляют собой одно из направлений развития стабильности и единства Российского государства и гражданского общества. Молодежь является социально активной и образованной группой в структуре российского общества. Именно поэтому развитию культуры межнационального взаимодействия и гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде уделяется серьезное внимание в проведении национальной политики государства. Об этом говорится в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [3]. В ней определены цели и задачи в сфере гармонизации межэтнических отношений в молодежной среде, образования и воспитания патриотизма, формирования гражданской идентичности у молодежи.

Молодежь является одной из самых важных социально-демографических групп нашего общества. Молодые люди не только постепенно вливаются в ряды более взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в разных общественных процессах, происходящих в стране. И от того, какие взгляды, интересы и ценности будут превалировать в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

Россия является многонациональным государством, и под воздействием объективных факторов в ней периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате этого механизма молодежи постоянно приходится находиться в многонациональной среде. И когда они попадают в нее, то должны проявлять уважение, терпимость по отношению к нормам поведения, обычаям и культуре других народов. В процессе общения между молодежью различных национальностей происходит не только обмен определенной информацией, который располагает общающиеся стороны, но и идет усвоение, переработка, осмысление иных ценностей. И каждый молодой человек должен понимать, что все народы имеют право на жизнь и собственную культуру [4].

Молодежное межнациональное общение влечет за собой взаимодействие различных традиций, языков и нравов. Из СМИ постоянно говорится о фактах и событиях, которые свидетельствуют о национальной ненависти, насилии, преступном поведении взрослых и, что особенно тревожно, подростков и молодежи, школьников и студентов. В России существуют группы, слои общества, исповедующие шовинизм, расизм в крайних формах, здесь опасно жить людям с «небелым» цветом кожи.

Несмотря на официальные запреты, в СМИ довольно часто ведется пропаганда шовинизма, национальной ненависти, антисемитизма, насилия. Психология толпы, групповое сознание, поддерживаемое отдельными людьми, партиями, средствами печати и обусловленное тяжелой жизнью в стране, оказывает гораздо более сильное влияние на людей, особенно молодежь, чем официальные политические доктрины и педагогическая работа в системе образования. Исследования социологов показывают, что молодежь в сравнении с другими группами населения наиболее этноцентрична, т.е. проявляет неприязнь многим или одной национальностям, нетерпимость, национализм. Многие молодые люди считают, что в России должны жить только русские. Ученые фиксируют, что к настоящему времени среди большой части молодежи преобладают националистические установки. Это объясняют по большей части возрастными причинами, которые имеют свои психологические особенности: молодой человек хочет быть сильным и успешным в жизни, склонен рассматривать мир упрощенно, как черно-белый, делит людей на «своих» и «чужих» по социальному и национальному признаку, хочет принадлежать к сильной группе. Социальная ситуация и возрастные психологические особенности определяют национальное самосознание молодежи, подталкивают молодых людей к крайним позициям, к национальной нетерпимости и экстремизму [5].

Таким образом, получается, что межнациональные конфликты в молодежной среде являются наиболее острыми в настоящее время, и их решение может стать ключом к улучшению социальной, культурно-духовной и социально-политической ситуации в стране в целом и для политической модернизации страны не только на текущий момент, но и на будущее [6].

Одним из механизмов снижения межэтнической напряженности, разрешения и предотвращения конфликтов социокультурного характера может стать развитие и формирование толерантности в процессе воспитания, овладения собственной национальной культурой. Каждая национальная культура является важным аспектом в межнациональном взаимодействии, поскольку представляет собой закономерную ступень в развитии мировой культуры, внося вклад в общечеловеческую цивилизацию. Культура межэтнического общения зависит от уровня общего развития общества, умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, стремления обогащать себя знанием этих ценностей. К сожалению, многие молодые люди в современном обществе имеют очень низкую этнографическую грамотность. Более или менее зная и изучая культуру своего народа, они имеют очень слабые знания о культурах других национальностей. Поэтому так важно, чтобы население многонационального государства имело хотя бы минимум знаний по основам межэтнических и международных отношений, базовые представления о культуре, традициях народов, населяющих страну, республику, регион.

В качестве эффективного инструмента решения проблем, связанных с формированием толерантности у молодежи, может стать активно ведущийся социальный диалог. Этот диалог должен реализовываться через средства массовой информации. Он призван создать почву для общественной дискуссии, которая сможет от разногласий через обсуждение привести к сближению позиций и единому решению.

Исходя из вышесказанного, можно определить ряд задач, успешное выполнение которых может привести к формированию толерантности у населения:

1. Выработка журналистским сообществом профессиональных стандартов и этических норм, основанных на ценностях толерантности, что позволит создать благоприятные условия для повышения коммуникативной толерантности средств массовой информации.

2. Внедрение в СМИ норм корректного публичного языка, пропаганда его профессионального употребления.

3. Вовлечение представителей СМИ в пропаганду толерантного поведения, использование мирового опыта взаимодействия власти и медиасообщества в этой сфере.

4. Воспитание средствами массовой информации и средствами социальной рекламы установок на взаимопонимание и взаимоуважение в российском сообществе.

Также определим наиболее эффективные механизмы реализации этих задач:

1. Пропаганда идей толерантности в Интернет-пространстве с помощью официальных информационных ресурсов.

2. Производство и размещение в СМИ программ, которые способствуют формированию позитивных толерантных установок у аудитории.

3. Производство и публикация в печатных СМИ серии статей, которые будут направлены на формирование толерантности у читателей.

4. Жесткий контроль за публикациями, которые отражают межнациональные процессы.

5. Производство и размещение на различных рекламных конструкциях серии плакатов, пропагандирующих идеи толерантности. Размещение рекламы на улицах города и в общественном транспорте с целью максимального охвата населения.

В наше время проводится много исследований, посвященных теме межнациональных отношений. В 2017 г. крупным исследовательским центром «Левада-Центр» было проведено исследование «Молодежь в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения», а в 2018 г. – «Молодежь России» [7].

Согласно результатам этих исследований в обществе сохраняются конфликтность и межэтническая напряженность, ксенофобские и националистические настроения. С помощью опроса было выявлено, что 48% опрошенных положительно относятся к людям другой национальности, а также 35% опрошенных относятся к людям другой национальности без особого интереса. Неприязненное отношение к людям другой национальности высказали 7% опрошенных.

Результаты опроса показали, что у 63% опрошенных в студенческой группе есть люди другой национальности. Также было выяснено, что опрошенные негативнее всего относятся к приезду в город для обучения молодых людей с Северного Кавказа из Закавказья, стран Африки и Юго-Восточной Азии. Скорее всего, такое негативное отношение к представителям этих этнических групп вызвано их особыми манерами поведения и традициями.

Среди опрошенных 60% отметили, что никогда не сталкивались с недоброжелательным отношением среди представителей другой национальности, но также 23% сказали о том, что непосредственно принимали участие в межнациональных конфликтах.

Из всех опрошенных 57% студентов положительно отнеслись к толерантному утверждению «Россия – общий дом для всех ее народов». Однако интолерантное суждение «Россия – для русских» также получило поддержку большого числа опрошенных, оно составило 30%, причем 27% опрошенных, выбравших это суждение, принадлежат к представителям русской национальности.

Являясь наиболее конфликтной ячейкой общества, молодежь выступает как благоприятная аудитория для любой пропаганды. Современная российская молодежь следит за политикой не меньше, чем старшие поколения. Но у молодежи есть возможность использовать больше альтернативных источников информации за счет Интернета. Опрос показал, что 57 % опрошенных проявляют интерес к различным телевизионным передачам, а также к публикациям в СМИ и интернет-ресурсах, связанным с межнациональными отношениями.

Информация может быть направлена как на принятие и толерантное поведение, так и на неуважение и неприятие других национальностей, вызывая этнические и расовые предубеждения, этноцентрические взгляды, ксенофобские и шовинистические настроения. Представители молодежи, которые сталкивались в СМИ с информацией скандального характера в сфере межэтнических отношений, в два раза чаще оценивают возможность массовых проявлений конфликтов по сравнению с молодежью, не владеющей такой информацией. Молодые люди также выступают за то, что необходим определенный контроль над СМИ в отношении публикаций межэтнического, межнационального характера: 63% выступили за внедрение такого контроля и 24% опрошенных считают, что в таком контроле нет необходимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень толерантности российской молодежи находится на достаточно низком уровне и в стране происходит рост ксенофобских и националистических настроений.

К сожалению, в последние годы в нашей стране существует множество стереотипов и обстоятельств, которые оказывают большое отрицательное влияние на развитие межнациональных отношений. Особенно беззащитны в этой ситуации молодые люди, поскольку их личности еще только начинают формироваться. Эти обстоятельства накладываются на свойственные молодому возрасту максимализм, скептицизм в отношении мира взрослых, стремление вырваться из-под их опеки, некритичность к выбранным для себя кумирам, тенденцию к объединению в замкнутые группы и кланы. Поэтому молодежь – благоприятная аудитория для любой пропаганды, свои обиды и неудачи они переносят на врага в образе другого народа или конкретного человека другой национальности. Все это приводит к возникновению в мировоззрении молодого поколения зачатков национализма, шовинизма, ксенофобии, этнических и расовых предубеждений. Проблема межэтнических отношений актуальна в наши дни и требует решения необходимых для её преодоления задач.

Список литературы

1. Фельдман Д.М. Закономерности и тенденции в развитии международных отношений. Введение в социологию международных отношений: Учеб. пособие. - М. : Канон, 1992. - 378 с.

2. Мнацаканян М.О. Нации, «нацие-строительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 118-127.

3. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Документы: [сайт]. [2018]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 01.07.2019).

4. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. С.: Феникс, 1997. 328 с.

5. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность Опыт этнопсихологического исследования // Социс. - 2004. - № 2. - С. 32-37.

6. Муха В.Н. Концептуальные подходы к исследованию феномена идентичности в западной социологии // Общество и право. - 2013. - № 2 (44). - С. 253-255.

7. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России [Электронный ресурс] // Приложение к журналу «Общая тетрадь»: [сайт]. [2018]. URL: http://www.levada.ru/sites/default/files/molodezh.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?