студент
В статье рассматриваются трактовки понятия «интеллектуальный капитал», процесс его накопления в жизни человека и формирование интеллектуального капитала в организации. Уделено внимание понятию «непрерывное образование» и его связи с капиталом организации. Определено влияние непрерывного образования на наращивание интеллектуального капитала филиала Фонда социального страхования РФ на основе проведенного исследования.
интеллектуальный капитал, непрерывное образование, повышение квалификации, обучение, организация
В связи с постоянными изменениями в мире и в обществе главным ресурсом стали знания. Новые инновации, стремительное развитие различных областей жизни требует от человека постоянного анализа новой информации. Но из-за того, что сектор промышленности и технологии развиваются в современном мире слишком быстро, количество информации растет в геометрической прогрессии. В связи с этим знания человека в определённой области со временем перестают быть актуальными и обесцениваются. Поэтому в настоящее время в обществе приобрела актуальность идея непрерывного образования. Сначала мы получаем знания в стенах образовательных учреждений, а после постоянно развиваемся в процессе профессиональной деятельности. Для того, чтобы быть востребованным специалистом, нужно «идти в ногу со временем» и постоянно наращивать свой интеллектуальный капитал.
Непрерывное обучение, повышение квалификации персонала, информирование о новейших технологиях и внедрение их в производство, несомненно, играет важную роль в накоплении интеллектуального капитала организации. От качества и эффективного управления интеллектуальным капиталом зависит конкурентоспособность организации, ее работа в целом. Для наращивания и преумножения интеллектуального капитала в организациях очень важно, чтобы не только руководство, но и сотрудники были заинтересованы в постоянном обучении. Ведь в современном мире значимая роль отводится знаниям, которые в свою очередь определяют содержание интеллектуального капитала целых организаций.
В рамках статьи была поставлена следующая цель: определить влияние непрерывного образования на наращивание интеллектуального капитала организации. Также было выдвинуто предположение, что эффективное наращивание и объем интеллектуального капитала организации прямо зависит от заинтересованности работников организации в приобретении новых знаний и их отношении к непрерывному образованию.
Прежде всего, нужно рассмотреть понятие «интеллектуальный капитал». Впервые термин «интеллектуальный капитал» был употреблен американским экономистом Дж. Гэлбрейтом в 1969 г. Он рассматривал интеллектуальный капитал как что-то большее, чем «чистый интеллект» человека, и включающий определенную интеллектуальную деятельность [1, с. 39]. Американский исследователь Т. Стюарт подразумевал под интеллектуальным капиталом сумму знаний всех работников компании, обеспечивающих ее конкурентоспособность, т.е. все те знания, собранные в пределах определенной организации, с конкретными условиями [2, с. 45]. Л. Эдвинссон определял интеллектуальный капитал как творческую совокупность человеческого капитала и его производных, которые можно перевести в стоимость. Интеллектуальный капитал также рассматривали такие деятели науки, как В.Л. Иноземцев, Б.Б. Леонтьев, С. Алберт, К. Бредли.
Несмотря на множество трактовок определения «интеллектуальный капитал», в терминах, представленных учеными и научными деятелями, прослеживается схожесть. В основном под интеллектуальным капиталом, прежде всего, понимаются знания и нематериальные активы.
Говоря о формировании интеллектуального капитала организации, стоит помнить, что он складывается из совокупности знаний всех сотрудников, а, соответственно, в первую очередь следует рассмотреть формирование интеллектуального капитала на примере отдельного человека.
В формировании интеллектуального капитала личности важную роль имеет воспитание и обучение, происходящее в коллективе. Процесс накопления интеллектуального капитала происходит неотрывно от развития личности. Изучая интеллектуальный капитал, выделяют четыре этапа, которым соответствуют определенные факторы и условия, способствующие его эффективному образованию [3, с. 45].
Первый этап протекает в начальные годы ребенка (4–7 лет), происходит освоение основ культуры и жизненных принципов поведения и общения, формируется устойчивость нервной системы. Второй этап связан с обучением в школе (с 7 до 18 лет). В этот период закладывается базовый объем знаний в области гуманитарных, общественных и естественных наук, завершается социализация личности. Третий этап включает в себя получение профессионального образования. Данный этап очень важен, так как в течение профессионального обучения формируются профессиональные компетенции, и накапливается основа интеллектуальных ресурсов. Четвертый этап длится на протяжении всей оставшейся жизни человека. К нему относятся различные послевузовские образовательные учреждения, повышение квалификации и переподготовка, различные курсы, тренинги, самообразование.
Стоит отметить, что формирование интеллектуального капитала хоть и происходит с самого раннего возраста, но важнейший вклад в развитие интеллектуального капитала происходит именно в процессе профессиональной подготовки.
Этапы формирования интеллектуального капитала организации связаны с жизненным циклом организации. Жизненный цикл организации представляет собой совокупность стадий рождений, развития, зрелости и старения организации, которые проходит фирма за период своего существования. [4, с. 66–70]. На этапе рождения организации формируется человеческий капитал, на стадии развития формируется организационный капитал, а на стадии зрелости происходит формирование непосредственно интеллектуального капитала. На этапе спада также возможно дальнейшее развитие и обновление интеллектуального капитала.
Говоря об интеллектуальном капитале также возникает потребность о раскрытии сущности непрерывного образования, которое включено в процесс формирования интеллектуального капитала.
Непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [5, с. 19]. Целью такого образования является целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.
Непрерывное образование и интеллектуальный капитал связаны друг с другом. Формирование интеллектуального капитала происходит в процессе обучения, которое может длиться всю жизнь. В настоящее время в организациях, которые заинтересованы в эффективном наращивании интеллектуального капитала, существует потребность в постоянном повышении квалификации и переподготовке кадров из-за роста технологичности, в решении этой проблемы приходит на помощь система непрерывного образования, которая как раз включает в себя различные образовательные программы.
Для определения связи непрерывного образования и наращивания интеллектуального капитала организации было проведено исследование в филиале № 8 Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования в г. Советская Гавань в декабре 2019 г.
Фонд социального страхования – государственная внебюджетная организация, которая осуществляет обязательное страхование граждан Российской Федерации. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций [6].
Выборочная совокупность составила 17 чел. в возрасте от 30 до 65 лет. Выборочная совокупность определена с помощью выборки доступных случаев. В ходе исследования применялись с одной стороны общенаучные методы, такие как анализ теоретического материала по теме исследования, а с другой – специфические, собственно социологические методы, в частности – анкетирование. Выбор метода анкетирования был сделан в виду необходимости изучения мнений, оценок и взглядов на непрерывное образование и интеллектуальный капитал организации.
Сотрудникам Фонда задавались вопросы, связанные с полученным ими образованием (профиль полученного образования) и его соответствием с выполняемой работой. Также в анкету были включены вопросы о прохождении каких-либо образовательных программ работниками в течение последних 12 мес., о способах получения навыков и знаний, необходимых для профессиональной деятельности, о влиянии способов повышения профессионализма на продуктивность работы, о доступности образовательных программ и об условиях для профессионального образования.
Так, в результате опроса было выяснено, что полученное образование работниками филиала ФСС в большей степени соответствует их выполняемой работе. На вопрос «Как Вы считаете, важно ли непрерывное образование в профессиональной деятельности?» 11 сотрудников (64,7%) ответили, что для них непрерывное образование в профессиональной деятельности, несомненно, важно, а 6 сотрудников (35,3%), что скорее важно, чем нет. Такие варианты ответа как «скорее нет, чем да» и «нет, оно не важно» не были выбраны ни одним сотрудником филиала.
Были выделены образовательные программы для получения образования, которым сотрудники филиала отдавали предпочтение и посещали в течение последних 12 мес. (табл. 1).
Таблица 1
Получение образования по образовательным программам в течение последних 12 мес. сотрудниками филиала ФСС*
Образовательные программы |
% |
Программы повышения квалификации по рабочей профессии |
5,9 |
Программы профессиональной подготовки |
5,9 |
Стажировка |
5,9 |
Профессиональные конференции, семинары, тренинги на регулярной основе |
47,1 |
Разовые профессиональные лекции, конференции, семинары, тренинги |
58,8 |
Курсы по целевому назначению |
11,8 |
Обучение техники безопасности, курсы по охране труда |
11,8 |
Курсы любительского занятия |
5,9 |
Итого: |
153,1 |
*Примечание: итог больше 100 %, был возможен выбор нескольких вариантов ответа
Так, большая часть сотрудников посещала профессиональные конференции, семинары, тренинги на регулярной основе (8 сотрудников, 47,1%) и разово (10 сотрудников, 58,8%). Также в результате опроса выяснилось, что 3 сотрудника не проходили никаких образовательных программ в течение последних 12 мес. Они обуславливали это отсутствием мест, где можно пройти обучение (33,3%) и семейными обстоятельствами (66,7%).
Среди способов получения новых знаний и навыков для профессиональной деятельности сотрудники в большей степени отдавали предпочтение онлайн-обучению, просмотру учебных материалов в сети Интернет, самообразованию с использованием печатных материалов и лекциям, тренингам, собраниям, проводимым в организации. На вопрос «Для чего Вы проходили обучение или получали образование?» 14 сотрудников (82,4%) отмечали совершенствование знаний и навыков в своей профессиональной деятельности, в качестве регулярного повышения квалификации – 8 сотрудников (47,1%), для собственного развития – 5 сотрудников (29,4%), также одним сотрудником была выбрана в качестве цели обучения безопасность жизни.
В ответах на вопрос «Как Вы считаете, важно ли для Вашей работы повышение квалификации?» 13 работников (76,5%) отметили важность постоянного повышения квалификации, периодическое повышение квалификации выделило 3 работника (17,6%), а один работник (5,9%) посчитал, что повышение квалификации не столь важно для его работы.
В вопросе о влиянии интеллектуального капитала на деятельность организации 94,1% (16 сотрудников) согласились с тем, что интеллектуальный капитал оказывает большое влияние на организацию и от него зависит работа организации в целом, а 1 сотрудник (5,9%) предположил, что интеллектуальный капитал не влияет на деятельность организации.
Также при исключении системы непрерывного образования из организации 88,2% опрошенных считают, что это отрицательно отразится на интеллектуальном капитале организации, 5,9% считают, что ничего не изменится и интеллектуальный капитал останется на прежнем уровне, а 5,9% затруднялись ответить на данный вопрос.
Результаты проведенного исследования на базе филиала ФСС позволяют утверждать, что эффективное наращивание и объем интеллектуального капитала организации прямо зависит от заинтересованности работников организации в приобретении новых знаний и их отношении к непрерывному образованию. А поскольку большая часть сотрудников заинтересована в приобретении новых навыков, умений и непрерывном образовании, то можно считать, что объем интеллектуального капитала филиала № 8 Хабаровского регионального отделения ФСС является отличной базой для деятельности организации. Так, выдвинутое ранее предположение подтвердилось. Сотрудники в подавляющем большинстве считают, что непрерывное образование важно в их профессиональной деятельности, интеллектуальный капитал оказывает большое влияние на организацию и от него зависит работа организации в целом, а исключение системы непрерывного образования из организации отрицательно отразится на интеллектуальном капитале. В целом, непрерывное образование каждого сотрудника филиала ФСС влияет на динамику интеллектуального капитала организации и чем больше их заинтересованность в непрерывном обучении, чем выше уровень интеллектуального капитала.
Таким образом, интеллектуальный капитал и непрерывное образование связаны друг с другом, и от этих компонентов зависит конкурентоспособность и развитие организаций в наши дни.
1. Новгородцев П.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2017. - № 27. - С. 38-49.
2. Устинова Л.Н. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, свойства // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2013. - № 8 (146). - С. 44-49.
3. Келейнова М.Е. Условия формирования и развития интеллектуального капитала // Экономический науки. - 2012. - № 7 (92). - С. 44-48.
4. Досманбетова М.С. Особенности формирования интеллектуального капитала в организации // Вестник КазНУ. - 2014. - № 1 (101). - С. 65-72.
5. Волпянская О.И. Характеристика системы непрерывного образования в Российской Федерации // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 7. - С. 19-22.
6. ФСС - История. // Фонд Социального Страхования Российской Федерации. / Электронный ресурс / http://fss.ru/ru/fund/about/history/index.shtml (дата обращения: 20.11.2019).