Автор анализирует основные проблемы формирования историко-культурной преемственности поколений и этнокультурной компетентности современной российской молодежи. Предлагаются некоторые инструменты и подходы для реализации приоритетных задач национальной и культурной политики в отношении молодого поколения.
Россия, молодежь, многонациональность, история, культура
Самостояние России, ее суверенитет и процветание могут быть обеспечены лишь на основе эффективной реализации мощного социального и гуманитарного капитала поликультурной российской нации, аккумулирующего лучшие качества и уникальные творческие возможности народов России (по данным Всероссийской переписи 2010 г. в стране проживают представители 193 национальностей, которые говорят на 277 языках и диалектах, при этом в государственной системе образования используются 89 языков [1]).
Полиэтничность — историческое достояние, колоссальное богатство и преимущество нашей страны. Понимание этой данности, бережное отношение к ней, рациональное использование в профессиональной и индивидуальной деятельности — важное условие всестороннего прогресса страны и успешной биографии каждого гражданина РФ. Особенно важно для нашего будущего сформировать эти качества у молодого поколения россиян. Прежние традиции межкультурного диалога в трудовой деятельности, образовании, науке, межэтническом и межконфессиональном взаимодействии для молодежи зачастую не являются органической частью их исторической памяти. Ей приходится заново осваивать наши традиционные приоритеты духовности и нравственные ценности в качественно иных обстоятельствах, связанных не только с распадом СССР, где государство активно проводило образовательную и воспитательную политику в интересах обеспечения патриотизма и межнационального согласия.
Сегодня немало критиков того опыта, но по прошествии двадцати с лишним лет, особенно в свете возрождения
1. Всероссийская перепись населения 2010. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 28.07.2014).
2. См.: Печатнов В. Операция «Порабощенные народы» // Родина. 2009. № 6. С. 71-79; Плугатарев И. Чтобы вести страну «европейским шляхом», надо «перелицевать» прошлое Украины // Независимая газета. 2009. 21 августа.
3. Селезнева А. В. Поколения в российской политике: политические представления и ценности. Дисс… канд. полит. наук. М., 2008; Сорокин О. Особенности формирования политического сознания современной российской молодежи // Власть. 2007. № 8. С. 48-52; Титов В. В. Формирование национально-государственной идентичности молодежи в современной России (политико-психологический анализ). Автореф. дисс… канд. полит. наук. М., 2009.
4. Стенографический отчет о заседании Совета по межнациональным отношениям 3 июля 2014 г. URL: http://news.kremlin.ru/news/46144 (дата обращения: 5.07.2014).
5. Готово ли российское общество к модернизации. Аналитический доклад Института социологии РАН совместно с Представительством Фонда. Ф. Эберта в РФ. М., 2010. 179 с.
6. Маковоз А. Н., зам. нач. Управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму. URL: http://www. russiatourism.ru/rubriki/-1124140919/ (дата обращения: 31.10.2012).
7. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 666 с.
8. ИА REX. 2013. 22 января.
9. Социально-культурный облик наций. По результатам этносоциологических исследований [Ю. В. Арутюнян, И. А. Гришаев, М. Н. Губогло и др.]; Отв. ред. Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей; АН СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1986. 453 с.
10. URL: http://www.russiapost.su/archives/9838; http://roshero.ru/portfolio/aldar-cydenzhapov/; http://www.aif.ru/society/273937 (дата обращения: 29.07.2014).
11. URL: http://www.forumseliger.ru/Shift/id/114 (дата обращения: 28.07.2014).
12. См. подробнее: Омельченко Е. Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. Автореф. дисс. … докт. соц. наук. М., 2005. 34 с.