РОССИЙСКИЕ ТНК НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
ВАК 08.00.14 Мировая экономика ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм) ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики УДК 33 Экономика. Экономические науки ГРНТИ 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения ОКСО 38.04.01 Экономика ББК 65 Экономика. Экономические науки BISAC BUS069020 International / Economics
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье определены ключевые направления работы и перспективы российских энергетических компаний на мировых рынках энергоресурсов. Авторами выделены основные проблемы в двустороннем и многостороннем нефтегазовом сотрудничестве России и зарубежных партнеров.

Ключевые слова:
международный бизнес, транснационализация, мировые рынки энергоресурсов, регионализация, ОПЕК+
Текст

Национальная энергетическая политика как практическая деятельность различных государственных ведомств совместно с национальными институтами по формированию внешней энергетической политики, направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в сфере производства, потребления, транспортировки и торговли энергоресурсами, является одним из важнейших составляющих современной системы международных экономических отношений.

Провайдерами энергетической политики России являются ее крупнейшие энергетические компании, которым приходится работать за пределами России в объективно тяжелых геополитических условиях и в рамках нарастающей конкуренции со стороны основных поставщиков энергоресурсов. Вместе с тем экспортная деятельность российских нефтегазодобывающих ТНК в условиях резкого сокращения внутреннего платежеспособного спроса способствовала поддержанию производства и занятости в ряде сырьевых отраслей, что обеспечило  минимальные инвестиции в развитие горнодобывающего комплекса и смежных отраслей ориентированных на экспорт. Экспорт важнейших видов минерального сырья был и остается существенным источником доходной части российского бюджета.

Российское присутствие на мировых рынках энергетических ресурсов несмотря на сложности политического и экономического характера постепенно расширяется. Это связано с растущей товарной и географической диверсификацией поставок энергоресурсов. Анализируя структуру и направления товаропотоков минерального сырья, можно выделить несколько ключевых событий, определяющих состояние национальной энергетической политики России и ее субъектов на зарубежных рынках.  1. Расширение коммерческого присутствия России в богатых сырьевыми ресурсами развивающихся странах, например, в странах Южной Америки, Центральной Азии и Африки, включая приобретение прав на разработку месторождений минерального сырья. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Наиболее мощно представлена в Африке компания «Лукойл», которая ежегодно инвестирует в разработку месторождений до 1 млрд. долл. США, преимущественно участвуя в проектах в Египте, Гане, Камеруне и Нигерии. Компания «Роснефть» участвует в концессионном соглашении на разработку месторождения Zohr в Египте (стоимость сделки для компании «Роснефть» составляет 1,1 млрд. долл. США), а также в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Мозамбика, которые являются чрезвычайно перспективными с точки зрения геологоразведки и последующей реализации СПГ-проектов. Определенные успехи есть у «Газпрома», который ведет совместно с алжирской компанией Sonatrach разведку на участке Эль-Ассель в нефтегазовом бассейне Беркин. «Татнефть» ведет геологоразведку в Ливии. Вместе с тем достижения российских компаний пока малозначительны по сравнению с деятельностью таких нефтяных гигантов как BP или Total. При этом проникновение на рынки африканских стран сопряжено с огромными рисками и часто отсутствием возможности софинансирования подобных проектов. Однако потенциал региона как экспортера ресурсов перевешивает риски. В ряде стран для российских компаний уже открылись возможности для поставок сжиженного газа внутри континента. Так, компания «Роснефть» заключила 12-летний контракт на поставки сжиженного газа в Гану, а компания «Лукойл» намерена развивать СПГ-проекты в Конго и Камеруне.

Компания «Роснефть» (через дочернее общество Rosneft Brasil E&P Ltd.) реализует проект разведки и разработки углеводородов на лицензионных участках в бассейне р. Солимойнс (штат Амазонас, Бразилия) с газовым потенциалом, владеет 100 %-й долей в имущественных правах на эти участки, а также является оператором проекта.

2. Диверсификация поставок российских энергоресурсов за счет сотрудничества со странами – крупнейшими потребителями и нетто-импортерами сырья, в первую очередь Китаем, Индией, Кореей и целым рядом других стран.

На данный момент можно говорить только о наиболее эффективном сотрудничестве с Китаем в этом направлении, куда уже стал поступать газ по трубопроводу «Сила Сибири». Продолжается согласование параметров западного маршрута в Китай через Алтай («Сила Сибири – 2» или «Алтай). Кроме того, были подписаны соглашения по поставкам СПГ, что является важным стратегическим направлением развития российского ТЭК (межправительственные соглашения с Китаем и Пакистаном, подписанные в 2014 и 2017 гг. соответственно).

В целях удовлетворения потребностей емкого индийского рынка и в условиях нестабильной ситуации на Ближнем Востоке, сотрудничество с ПАО «Газпром» рассматривается Индией как один из наиболее перспективных направлений сотрудничества на мировом рынке энергоресурсов. Еще в октябре 2016 г. был подписан меморандум о взаимопонимании (МоВ) между компанией ПАО «Газпром» и индийской Engineers India, который предполагает изучение маршрута поставок трубопроводного газа в Индию, в рамках которого изучаются подготовленные ПАО «Газпром» предложения возможных вариантов. При этом наиболее реальной была перспектива реализации магистрального газопровода Иран-Пакистан-Индия, для чего представителями ПАО «Газпром» была проведена серия встреч со всеми заинтересованными сторонами и достигнуты определенные договоренности. Однако санкционная война против Ирана и имеющиеся военно-политические риски в регионе создают много препятствий на пути реализации данного проекта. Между тем выгоды остаются очевидными в условиях того, что имеющиеся у Индии возможности получения трубопроводного газа из Туркменистана ограничены его пропускной способностью, поставки СПГ весьма затратны. Также «Роснефть» приобрела 49,13% акций индийской Essar Oil Limited. Таким образом, компания «Роснефть» получила долю в современном нефтеперерабатывающем заводе в г. Вадинаре (штат Гуджарат, Индия).

Роснефть» также подписала ряд документов с ведущими энергетическими компаниями Турции, например, с Demiroren Group Companies о поставке нефтепродуктов в период 2018–2020 гг.

Можно также выделить совместные проекты России и Японии в энергетической сфере. Последняя стремится диверсифицировать поставки энергоресурсов в связи с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке. Так, доля японского консорциума Sodeco в проекте «Сахалин-1» составляет 30 %; в проекте «Сахалин – 2» компании Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 % и 10 % акций соответственно. При этом на экспорт в Японию идёт 20 % нефти, добытой на «Сахалин – 1», 30 % – с «Сахалин – 2», а также 80 % продукции открытого в 2009 г. в рамках проекта «Сахалин – 2» завода по производству сжиженного природного газа.

Кроме того, не стоит забывать, что значительную долю в поставках российского газа за рубеж составляет европейское направление, пока что самое доступное с точки зрения перемещения топлива трубопроводным транспортом.

3. Взаимодействие российских энергетических компаний с компаниями из стран-экспортеров нефти и газа.

Примерами подобного эффективного взаимодействия являются проекты ПАО «НК «Роснефть»» на Ближнем Востоке. Так, Qatari QH Oil Investments LLC владеет 18,93% акций российской компании, а также открыла в Катаре центр исследований и разработок, который фактически является полноценным представительством российской компании по продвижению ее интересов в регионе. Осенью 2017 г. «Роснефть» подписала соглашения с правительством Автономного региона Курдистан в Ираке о вхождении в пять блоков по добыче углеводородов на территории региона. Договоренности были заключены на условиях раздела продукции и с условием координации своих действий с британской BP. «Также «Роснефть» заключила рамочное соглашение с Ливией для дальнейшей проработки возможностей инвестиций в их нефтяной сектор. В Ливане «Роснефть» получила терминал по хранению нефтепродуктов в ливанском Триполи в операционное управление сроком на 20 лет. Сотрудничество России и Саудовской Аравии на нефтяном рынке сводится к подписанию документов, включающих договоренности по заморозке объемов добычи нефти.

ПАО НК «Роснефть» также является крупнейшим инвестором в нефтегазовую отрасль Венесуэлы. ПАО «НК «Роснефть» успешно реализует совместно с PDVSA пять проектов по разработке и добыче нефти.

4. Участие России в многостороннем и региональном сотрудничестве в прогнозировании, регулировании и стимулировании рынков сырьевых товаров, в первую очередь рынков энергоресурсов и цветных металлов, которые являются самыми неустойчивыми и подвержены спекулятивным факторам.

В многостороннем сотрудничестве среди важных направлений – развитие общих рынков энергоресурсов в ЕАЭС и участие России в сделке ОПЕК+.

В мае 2014 г. был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (вступил в силу 1 января 2015 г.), в котором раздел XX посвящён энергетике. Запланировано, что на территории государств-членов будут созданы общие рынки электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также газа. В период 2015–2017 гг. утверждены концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов, газа, а по электроэнергии подписаны концепция и программа формирования рынка (более детализированный документ). Помимо работы в рамках Договора о ЕАЭС, в последние годы шло активное двустороннее сотрудничество между Россией и другими государствамичленами ЕАЭС (Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией) в нефтегазовой сфере. Например, Россия подписала соглашения с Арменией и Киргизией, в соответствии с которыми газотранспортная инфраструктура указанных стран переходит в собственность ПАО «Газпром» в обмен на инвестиции «Газпрома» в модернизацию ГТС.

При этом сотрудничество в энергетической сфере со странами постсоветского пространства не лишено проблем, поскольку приходится выстраивать взаимоотношения со странами-соседями в условиях разноуровневой и разноскоростной евразийской интеграции.

Во взаимодействии с Арменией ключевым остается вопрос цены российского газа с учетом, с одной стороны, обеспечения ПАО «Газпром» ежегодной чистой маржи в 9%, а, с другой стороны, сохранения внутреннего тарифа во избежание социально-политических потрясений. Одним из основных предметов переговоров является выработка долгосрочного механизма формирования цен на границе.

Во взаимодействии с Белоруссией ключевым проблемным вопросом является проводимый Россией налоговый маневр в нефтяной отрасли, который является камнем преткновения в более тесной двусторонней интеграции государств. Фактически Белоруссия теряет возможность «перетаможки» нефти, которая субсидировала белорусскую экономику ежегодно на сотни миллионов долларов. В условиях нарастающей напряженности в отношениях и нежелания России выплачивать не чем необусловленную компенсацию от налогового маневра, Белоруссия пытается найти альтернативных поставщиков нефти, ориентируясь, прежде всего, на Казахстан. Кроме того, появились проблемы, связанные с поставкой российской нефти на белорусские НПЗ.  

Россия также фактически субсидирует экономику Киргизии, обеспечивая ей беспошлинную поставку нефти и нефтепродуктов. Пять действующих НПЗ Киргизии остаются недозагруженными, при этом введен запрет на реэкспорт российской нефти в Таджикистан и Афганистан. Кроме того, перспектива работы на киргизском направлении для российских нефтегазодобывающих компаний обусловлена отсутствием в Киргизии иностранных компаний. Что касается сотрудничества в газовой сфере, то феврале 2008 г. «Газпром» получил лицензию на проведение геологоразведочных работ, а в 2014 г. «Газпромом» был приватизирован пакет акций государственной компании «Кыргызгаз», что позволило создать монополию на поставки природного газа и стать собственником ГТС Киргизии. Кроме того, Киргизия воспринимается российскими нефтегазодобывающими компаниями как плацдарм для дальнейшей реализации проектов по расширению бизнеса в других государствах Центральной Азии, прежде всего, Таджикистане и Узбекистане, и участии в транспортно-коммуникативных проектах Евразии.

Традиционно наиболее острой является проблема транзита российского газа и прямых поставок газа ПАО «Газпром» Украине. Вопрос договоренности между сторонами давно перешел из экономической в политическую плоскость.  

Российская сторона принимает активное участие в деятельности ОПЕК+. Она стала участником Соглашения о сокращении объемов добычи нефти (подписано в декабре 2018 г.), заключенного сроком на три года для снижения запасов нефти. По данным на декабрь 2019 г. все 24 страны-участницы Соглашения согласовали новые квоты, которые будут действовать в I квартале 2020 г. Всего, таким образом, добыча по сравнению с октябрем 2018 г. снизится на 1,7 млн баррелей в сутки, что соответствует примерно 1,7% мирового спроса на нефть. Страны надеются, что это поможет предотвратить избыток предложения и поддержать цены на нефть. Что касается России, то принято решение о том, что в первом квартале будущего года наша страна сократит суточную добычу нефти на 70 тысяч баррелей, доведя квоту до ежедневных 300 тысяч. При этом участие России в Соглашении не имеет для нее отрицательных последствий, поскольку в 2019 г. добыча российской нефти и конденсата достигла постсоветского максимума, даже несмотря на сокращение добычи в соответствии с квотами ОПЕК+.

В свою очередь, необходимость проведения активной российской энергетической политики вызвана тем, что вопросы обеспечения интересов участников мировой энергетической торговли выходят, как правило, далеко за пределы компетенции и возможностей отдельных энергетических корпораций. Для России, как страны с богатейшими природными ресурсами, имеющей не только национальное, но и глобальное значение, политика  в области  энергоресурсов, является исключительно серьезной сферой  экономической дипломатии. Это, безусловно, очень мощный фактор влияния России на мировую экономику, но ее следует использовать с большой осторожностью, поскольку непосредственно затрагиваются интересы национальной безопасности иностранных государств - импортеров отечественного сырья. Иными словами, Россия может, при необходимости, обратиться к статусу сырьевой сверхдержавы, что ни в коем случае не должно ставить под сомнение ее репутацию надежного поставщика, который гарантирует бесперебойную поставку сырья партнерам.

Список литературы

1. Зуев В.Н., Н.Е.Злоказова, Т.А. Мешкова и др. Глобальное экономическое регулирование.— M.: Магистр, 2009.

2. Перспективы развития российско-японских отношений на новом этапе: рабочая тетрадь. 2019. № 50. // URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/_2019.pdf

3. Роснефть. Годовой отчет 2017. Устойчивый рост // URL: https://www.rosneft.ru/docs/report/2017/download/full-reports/ar_ru_annual-report_pages.pdf

4. Российские нефтегазовые компании в Африке: достижения, проблемы, перспективы // URL: https://www.vestifinance.ru/articles/127284

5. Шавина Е. Экспортная инфраструкутра российского нефтегазового сектора и ее развитие в современных условиях // Геоэкономика энергетики. 2019. №2. С. 138-145


Войти или Создать
* Забыли пароль?