Статья посвящена особенностям и состоянию геометро-графической подготовки (ГГП) студентов в условиях глобализации и информатизации образовательного процесса. Анализ осуществляется с позиции последовательного перехода от учебной дисциплины (инженерная графика) к взаимодействующим участникам учебного процесса, таким как студент — преподаватель — кафедра. Выявляются проблемы, негативные и позитивные стороны, обозначаются возможные пути их устранения. Основной упор делается на консолидацию кафедр графических дисциплин вузов как определяющего звена ГГП. Делается вывод о том, что в данных условиях формируется тип современного преподавателя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. Отмечается необходимость обеспечения учебного процесса качественными учебными материалами как средствами организации самостоятельной работы и формирования когнитивных умений студентов. Подчеркивается необходимость оптимизации использования современных образовательных и информационных технологий в ГГП.
геометро-графическая подготовка, инженерная графика, компьютеризация, профессионализм, преподаватель, студент, кафедра, педагогический условия.
Несмотря на некоторую банальность заглавия данной статьи, вопрос, вынесенный на обсуждение, был и остается своевременным и актуальным, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, материалы конференций, дискуссий, форумов. Можно, конечно, сказать, что постоянно совершенствоваться невозможно, но можно сказать и обратное: «Совершенствованию НЕТ предела!». Вот от этого тезиса нам и хотелось бы оттолкнуться и принять его за основной постулат нашей статьи. Это с одной стороны. А с другой стороны, попытаться определить резервы совершенствования геометро-графической подготовки (ГГП) студентов, увидеть скрытое и наметить пути его использования в учебном процессе.
Но прежде чем описывать то, что мы можем сделать, попытаемся констатировать то, что мы имеем. Констатировать без прикрас и модных излишеств. Это позволит нам увидеть картину такой, какая она есть в реальности, а не в материалах отчетов. Многие вопросы, которые были актуальны ранее, исчезли. Например, вопрос о возможности и целесообразности применения компьютера в графических дисциплинах. Сейчас уже назрела необходимость разобраться, что же он (компьютер) дал и что забрал и к чему привели шараханья из стороны в сторону.
Такой анализ даст возможность все поставить на свои места и определить место компьютерным технологиям и компьютерному моделированию в ГГП и так называемому «ручному черчению», т.е. по старинке — с карандашом и на бумаге.
Итак, что имеем? И что хотели бы иметь? И за счет чего и как можно достичь желаемого?
1. Инженерная графика (ИГ)
Термин ИГ мы используем как обобщенное название нашей дисциплины, наиболее часто встречающееся в учебных планах и программах вузов.
Если раньше мы дискутировали о том, БЫТЬ или НЕ БЫТЬ начертательной геометрии, то сейчас дискуссии сместились в иную плоскость, и мы говорим о том, БЫТЬ или НЕ БЫТЬ инженерной графике.
Название дисциплины «Инженерная графика» появилось в образовательных программах высших и средних технических учебных заведений в 70-е гг. XX в., когда предмет «Черчение» (условное название) переименовали в «Инженерную графику». Данный термин объединил названия нескольких графических дисциплин: начертательной геометрии, черчения и технического рисунка. И пополнился еще одной новой составляющей — компьютерной графикой, которая в структуре инженерной графики исполняла и, как ни прискорбно, исполняет еще и до сих пор роль «электронного кульмана».
1. Григорьева Е.В. Компьютерные технологии в преподавании инженерной графики // Новые материалы и технологии - НТМ-2010: Материалы всероссийской науч.-техн. конференции. М., 2010. С. 10-11.
2. Далингер В.А. Проблемы повышения качества подготовки инженерных кадров // Фундаментальные исследования. 2005. № 9. С. 55-56.
3. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии // Геометрия и графика. Т. 2. Вып. 1. C. 22-29. DOI:https://doi.org/10.12737/3845.
4. Райкин Л.И. Стратегия компьютерно-графической подготовки в условиях перехода на ФГОС третьего поколения // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения / Материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конференции, февраль- апрель 2010. Пермь: ПГТУ, 2010. С. 41-45.
5. Ротков С.И. Проблемы консолидации деятельности кафедр геометрии и графики // Проблемы качества графической подготовки (КГП-2012) / III Междунар. интернет-конференция. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2014/papers/29/
6. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) // Геометрия и графика. Т. 2. Вып. 1. C. 46-52.
7. Хейфец А.Л. Реорганизация курса начертательной геометрии как актуальная задача развития кафедр графики // Геометрия и графика. Т. 1. Вып. 2. C. 21-23. DOI:https://doi.org/10.12737/781
8. Ярошевич О.В., Амельченко Н.П. Современный преподаватель графических дисциплин: КАКОЙ ОН? // Проблемы качества графической подготовки студентов технического вуза в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы междунар. науч.-практ. интернет-конференции. ПГТУ, Пермь, февраль-апрель 2012 г. Пермь: ПГТУ, 2012. С. 301-308.
9. Ярошевич О.В., Зеленовская Н.В. Интегрированное взаимодействие инженерной и компьютерной графики // Проблемы качества графической подготовки студентов технического вуза в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы междунар. науч.-практ. интернет-конференции. ПГТУ, Пермь, февраль-апрель 2010 г. Пермь: ПГТУ, 2010. С. 146-153.
10. Ярошевич О.В. Формирование творческого потенциала специалиста в процессе обучения инженерной компьютерной графики // Проблемы качества графической подготовки студентов технического вуза в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы междунар. науч.-практ. интернет-конференции. ПГТУ, Пермь, февраль-апрель 2010 г. Пермь: ПГТУ, 2010. С. 146-153.