МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Наша страна является одним из самых многонациональных государств мира, на территории которого проживают до 180 этносов и этнических групп, представители всех мировых религий, различных этно-конфессиональных сообществ, нескольких цивилизационно- культурных и историко-культурных общностей.

Ключевые слова:
культура, межкультурный диалог, мультикультурализм, поликультурное образование, поликультурные компетенции, поликультурная образовательная среда.
Текст

В данной статье поставлены важные методологические вопросы и дана попытка ответа на них:

  1. Что такое ситуация мультикультурализма и почему она рассматривается как вызов современному российскому обществу и системе образования?
  2. Что такое межкультурный диалог и какую роль он играет в процессе становления и формирования поликультурных компетентностей личности педагога и обучающегося в условиях ситуации мультикультурализма?
  3. Что такое поликультурное образование и как его необходимо осуществлять в поликультурном пространстве школы, региона, страны, мира посредством использования образовательной среды поликультурной направленности в условиях ситуации мультикультурализма?

Ситуация мультикультурализма: вызов обществу и системе образования

Ситуация мультикультурализма мировым сообществом рассматривается как вызов, на который необходимо найти достойный ответ. Характерной чертой ситуации мультикультурализма является совместное проживание в одном социокультурном пространстве вследствие бурных миграционных процессов представителей разных этнодисперсных сообществ, никогда не соприкасавшихся в историческом прошлом, и потому не успевших за короткий срок выработать непротиворечивые формы взаимодействия как между собой, так и с автохтонным населением.

Список литературы

1. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.

2. Библер B.C. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6.

3. Богданова О.Е. Образовательная деятельность как условие развития когнитивных оснований межкультурной компетентности личности: дис….канд. пед. наук: 13.00.01. Томск, 2009. 233 с. Библиогр. : С. 181-203.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 328 с.

5. Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании // Преподавание истории в школе. 2010. № 1. C. 3-5.

6. Болотина Т.В. Гражданское образование как актуальная проблема современной школы // Мир образования - образование в мире. 2001. № 2.

7. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2007. № 8. С. 44.

8. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

9. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.

10. Джуринский А.Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. 2007. № 10. С. 41-52.

11. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование // Народное образование. М., 1999. С. 35.

12. Дмитриев Г.Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США. URL: http://portalus.ru (c). 3.10.2007.

13. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2000.

14. Ежегодники «Одиссей». М.: Наука, 1989-1998.

15. Иванова Ю.В. Особенности проектирования социокультурной образовательной среды для обучения английскому языку в вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. № 40.

16. Кнаббе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1994

17. Колоколова И.В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: дис.... канд. пед. наук: Ростов н/Д, 2001.

18. Макулов С.И. Поликультурное образование как дефиниция педагогических исследований // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. № 2.

19. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.

20. Могилевич Б.Р. Формирование межкультурной компетенции как необ-ходимого условия социализации в глобальном мире // Профессиональные ресурсы социальной сферы: состояние, проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конфренеции с международным участием. Саратов. - 14-15 декабря 2010 г. Ч. 1. Саратов: OOO «Издательский Центр Наука», 2010. С. 89-92. ISBN 9785-9999-0663-2.

21. Морозова Е.А. Педагогическая модель этического образования школьников на основе поликультурного подхода: дис.... канд. пед. наук. Владимир, 2011.

22. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ / под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1996.

23. Шафрикова А.В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: атореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 1998.

24. Февр Л. Бои за историю / С послесловием А.Я. Гуревича. М.: Памятники исторической мысли, 1991.

Войти или Создать
* Забыли пароль?