СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБРАЗЕ ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящий момент одной из проблем психологии труда является не разработанность образов профессий сотрудника органов внутренних дел. В настоящей статье рассматривается теоретический аспект психологического познания Я-концепции. Помимо этого, автором определено её понимание как система образов у сотрудников полиции, а также приводятся результаты эмпирического исследования, в выборке курсантов и слушателей Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Наибольший акцент сделан на исследовании специфики образа профессии у будущих сотрудников следственных подразделений. Актуальность затронутой научной проблемы обусловлена высоким дефицитом кадров, в следственных отделах органов внутренних дел.

Ключевые слова:
образ профессии, Я-концепция, служебная деятельность, профессиональное самоопределение, сотрудник полиции, следователь, профессионально-важные качества
Текст

Научный руководитель:

Профессор кафедры юридической психологии

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

доктор психологических наук – Агапов Валерий Сергеевич

 

Введение. В настоящее время в Российской Федерации постоянно возрастает нагрузка на следователей, что предъявляет к их личности высокие профессиональные требования. Данная проблема была рассмотрена Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе его послания Федеральному Собранию 20.02.2019 года, где он уточняет: «там загрузка огромная, конечно, у следственных работников, в МВД – особенно, просто вал, и с этим тоже нужно что-то делать, надо посмотреть на это повнимательнее. Необходимо, может, и ресурсы дополнительные выделять, количество следователей увеличивать» [8]. По нашему мнению, основная научная проблема изучаемого вопроса состоит в выявлении психологических аспектов привлекательности профессии сотрудника полиции. Важнейшим фактором выбора профессии является Я-концепция личности.

Теоретический обзор проблемы исследования. Впервые термин
«Я-концепция» был использован в гуманистической психологии
К. Роджерсом и А. Маслоу. Указанные ученые пытались включить новую научную категорию в свои исследования с целью определения психологического содержания компонентного наполнения структуры
Я-концепции, как ключевой движущей силы развития личности.

К. Роджерс определяет Я-концепцию как «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознанию, хотя не обязательно осознаваемый» [5].

В научных трудах В.С. Агапова понятие «Я-концепция» трактуется как системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики. Это сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания. Выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру. Частично существует и в бессознательной сфере [1].

Стоит отметить, что развитие профессиональной Я-концепции происходит значительно позже, чем формирование общей Я-концепции личности. Данный факт обусловлен тем, что на определенном этапе развития личность начинается соотносить с себя с профессией, которая наиболее значима и интересна для нее. Здесь происходит соотнесение образа Я с профессиональной деятельностью, в которой личность ежедневно развивается [4]. В результате формируется сложное личностное образование под названием профессиональная Я-концепция.

Данное теоретическое положение легло в основу настоящего исследования, и помогло уточнить определение «Я-концепция сотрудника полиции», под которым мы понимаем динамичную систему образов себя, профессии и своей жизни, являющихся системообразующими компонентами структурных и функциональных элементов профессиональной деятельности.

Проведя теоретический анализ, нами установлено, что М.Н. Рыбникова рассматривает образ профессии, как структурное динамическое образование, формирующееся в процессе профессионального развития идентификации образа «Я сам» специалистов с «образом-идеалом» при условии наличия у них мотивационной направленности и соответствующих качеств личности [6].

Понятие «образ профессии» сотрудника полиции мы определяем как систему представлений сотрудником полиции о собственной служебной деятельности, о своих профессионально-важных качествах, о факторах привлекательности профессии, а так же их рефлексия.

Необходимо отметить, что разработкой профессионального самосознания занимались В.Б. Вяткин и О.Б. Беляев, изучавшие его динамику у курсантов в процессе их обучения. Они установили, что курсанты последних курсов обучения, имея наиболее реальное представление о своей будущей службе, активно и сознательно настраивают себя на будущую сложную и напряженную служебно-боевую деятельность [2].

Следует подчеркнуть, что в процессе обучения в образовательном учреждении системы Министерства внутренних дел Российской Федерации развитие профессиональной Я-концепции курсантов и слушателей происходит в несколько этапов, наиболее значимые из которых охватывает 1, 2 и 5 курсы.

На первом этапе происходит развитие позитивной профессиональной Я-концепции, так как именно здесь курсанты в наибольшей степени имеют мотивацию на познание своей будущей служебной деятельности и в наибольшей степени вкладывают силы в образовательный процесс.

Обнаружено, что у выпускников института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования удовлетворенность от избранной профессии носит противоречивый характер в связи со сложностями, с которым сталкивается слушатель проходящий практику в следственном подразделении [3, 7].

Объект исследования - проявление и развитие образа профессии в структуре профессиональной Я-концепции курсантов и слушателей института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования.

Предмет исследования – психологическая специфика представлений об образе профессии в структуре профессиональной Я-концепции сотрудника полиции.

Цель исследования – выявить психологическую специфику и динамику привлекательности образа профессии в структуре профессиональной Я-концепции курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Эмпирическую базу исследования составили курсанты 1 курса (n=30) и слушатели 5 курса (n=30) Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования (следователи) Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Методики исследования: В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие психодиагностические методики.

С целью определения факторов привлекательности образа профессии, была использована одноименная методика, разработанная В. Ядовым. Для проведения настоящего исследования применялась ее усовершенствованный вариант в модификации Н.В.Кузьминой, А.А.Реана.

Данная методика включает в себя список из 22-х утверждений, разделенный на 2 колонки (по 11 утверждений, в каждой). Так, колонка «А» включается в себя положительно окрашенные факторы привлекательности, в то время как, колонка «Б» их отрицательное значение. Респонденту необходимо выбрать ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение. Интерпретация результатов определяется коэффициентом значимости (далее КЗ), каждого из указанных факторов.

Одним из составляющих компонентов образа профессии являются знания о своей служебной деятельности, с целью их уточнения нами был использован метод нестандартизированного самоописания - сочинение на тему «Я-полицейский» с последующим контент-анализом.

Практическая часть исследования. Далее обратимся к результатам эмпирического исследования факторов привлекательности образа профессии (рисунки 1 и 2).

Рисунок 1 - Соотношения показателей отношения курсантов и слушателей
к положительным факторам привлекательности образа профессии следователя

 

Установлено, что курсанты 1 курса (n=30) в наибольшей степени выделяют следующие факторы привлекательности образа профессии.

Ф.1 (важнейшая для общества профессия) КЗ = 0,2. Ф.2 (работа с людьми) КЗ = 0,46. Ф.8 (работа соответствует моему характеру) КЗ = 0,53.
Ф.11 (возможность достичь социального признания, уважения) КЗ = 0,53.

Слушатели 5 курса (n=30), предлагают следующие факторы.

Ф.1 (важнейшая для общества профессия) КЗ = 0,8. Ф.2 (работа с людьми) КЗ = 0,7. Ф. 6 (возможность самосовершенствования) КЗ = 0,06.
Ф.7 (работа соответствует моим способностям) КЗ = 0,53. Ф.8 (работа соответствует моему характеру) КЗ = 0,13. Ф.11 (возможность достичь социального признания, уважения) КЗ = 0,73.

Анализируя полученные эмпирические данные, обнаружена устойчивая зависимость в выборе наиболее привлекательных факторов образа профессии следователя в обеих выборках: важнейшая для общества профессия (курсанты 1 курса КЗ = 0,2; слушатели 5 курса
КЗ = 0,8); работа соответствует моему характеру (курсанты 1 курса КЗ = 0,53; слушатели 5 курса КЗ = 0,13); возможность достичь социального признания, уважения (курсанты 1 курса КЗ = 0,53; слушатели 5 курса КЗ = 0,73).

Сравнение результатов по данной методике свидетельствует о том, что слушатели 5 курса, прошедшие преддипломную практику, в большей степени, выражают положительные стороны своей будущей профессии. С нашей точки зрения данный факт объясняется тем, что полноценные знания о выбранной профессии в структуре профессиональной Я-концепции обучаемых начальных курсов еще не сформированы и восполняются за счет ориентации на мнение окружающего социума.

Рисунок 2 - Соотношения показателей отношения курсантов и слушателей
к отрицательным факторам образа профессии следователя

 

Выявлено, что курсанты 1 курса (n=30) оценили следующие отрицательные факторы образа профессии.

Ф.3 (нет условий для творческого подхода) КЗ = -0,33. Ф.4 (работа вызывает переутомление) КЗ = -0,86. Ф.5 (небольшая зарплата) КЗ = -0,66. Ф.6 (возможность самосовершенствования) КЗ = -0,06. Ф.7 (работа соответствует моим способностям) КЗ = 0,53. Ф.9 (большой рабочий день) КЗ = -0,6. Ф.10 (излишне частый контакт с людьми) КЗ = -0,73.

Эмпирические данные в выборке слушателей 5 курса (n=30) показывают следующие отрицательные факторы:

Ф.3 (нет условий для творческого подхода) КЗ = -0,33. Ф.4 (работа вызывает переутомление) КЗ = -0,86. Ф.5 (небольшая зарплата) КЗ = -0,66. Ф.9 (большой рабочий день) КЗ = -0,6. Ф.10 (излишне частый контакт с людьми) КЗ = -0,73.

Итак, в эмпирическом исследовании выявлено противоречие, которое заключается в том, что в обеих выборках респондентами избран отрицательным фактором образа профессии следователя излишний контакт с людьми (Ф.10). При этом они отметили положительной работу с людьми (Ф.2). Объяснение подобного противоречивого эмпирического результата необходимо трактовать с точки зрения, переизбытка контактирования с населением и другими государственными органами, не зависимо от наличия у них достаточных умений и навыков взаимодействия с указанными субъектами. Более того, в системе МВД России в нормативном порядке определена недопустимость высокомерного тона, грубости, заносчивости, иронического или невежливого изложения замечаний, выражений и реплик, оскорбляющих человеческое достоинство, предъявления незаслуженных обвинений в процессе взаимодействия [7].

Далее следует заметить, что многие показатели факторов привлекательности образа профессии получили низкий коэффициент значимости. Обобщая результаты эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что обе выборки испытуемых акцентировали свой выбор на пяти отрицательных факторах образа профессии. К ним относятся: нет условий для творческого подхода (курсанты 1 курс КЗ = -0,33; слушатели 5 курса
КЗ = -0,93); небольшая зарплата (курсанты 1 курса КЗ = -0,66; слушатели
5 курса КЗ = -0,2); работа вызывает переутомление (курсанты 1 курса
КЗ = -0,86; слушатели 5 курса КЗ = -0,6); большой рабочий день (курсанты 1 курса КЗ = -0,86; слушатели 5 курса КЗ = -0,8); излишне частый контакт с людьми (курсанты 1 курса КЗ = -0,73; слушатели 5 курса КЗ = -0,93).

Данный факт объясняется тем, что в служебной деятельности следователя, много времени отводится на большой объем бумажной работы, исходящей от надзирающих и контролирующих органов, что становится причиной зарождения профессионального выгорания. Помимо этого, результатом такого эмоционального истощения становится отсутствие интереса к применению творческого подхода в служебной деятельности. Более того, следователь не успевает всецело охватить необходимые действия за восьмичасовой рабочий день, так как находится в прямой зависимости от графика работы органов суда, прокуратуры, медицинских учреждений, а так же граждан, которые подлежат вызову для проведения различных следственных действий. Подобные трудности так же порождают наличие такого отрицательного фактора в привлекательности образа профессии, как чрезмерный контакт с людьми.

Далее перейдем к результатам эмпирического исследования профессиональной Я-концепции на основе контент-анализа сочинений
«Я-полицейский». В результате обработки полученных данных нами были выделены категории, которые определялись как на основе частоты высказываний, так и с учетом имеющихся теоретических представлений об образе профессии и служебной деятельности следователя у курсантов 1 курса, и слушателей 5 курса.

Согласно основной цели исследования, нами был проведен детальный анализ специфических характеристик, связанных со служебной деятельностью, в результате чего были выделены следующие смысловые единицы:

А) Знание о качествах, необходимых для качественного исполнения служебных обязанностей;

Б) Уважение к форме сотрудника полиции;

В) Направленность на саморазвитие личности;

Г) Уровень социального статуса сотрудника.

Данные категории в наибольшей степени выделялись респондентами, в качестве определяющих характеристик позитивно и гармоничного сформированного образа профессии следователя (рисунок 3).

Рисунок 3 - Соотношение категорий контент-анализа наиболее важных единиц образа профессии следователя в выборках курсантов и слушателей

 

Выявлено, что 25 раз в своих сочинениях курсанты упоминали о профессионально-важных качествах, а также 22 раза о значимости правильного ношения форменного обмундирования. Помимо этого респондентами 1 курса 19 раз был отмечен престиж профессии следователя, в то время как о самосовершенствовании личности упоминалось 15 раз.

Контент-анализ сочинений, написанных слушателями 5 курса, показывает, что ими 29 раз упоминалось о личностных качествах следователя, которые влияют на успешность служебной деятельности; 25 раз о саморазвитии; 21 раз об уровне социального статуса человека, работающего в полиции;17 раз отмечалось о том, что следователь всегда должен обращать внимание на внешний вид и держать форму в порядке.

Исходя из полученных данных, следует утверждать, что приоритетные направления в характеристике личности подвергаются трансформации, в связи с увеличением профессионального опыта.

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.

Наиболее значимыми факторами привлекательности профессии следователя для обеих выборках являются: важнейшая для общества профессия, работа соответствует моему характеру, а так же возможность достичь социального признания, уважения.

К приоритетным психологическим характеристикам служебной деятельности следователя, относят: знание о качествах, необходимых для качественного исполнения служебных обязанностей, уважение к форме сотрудника полиции, направленность на саморазвитие личности, уровень социального статуса сотрудника.

Исходя из ранее полученных данных следует, что развитие в процессе обучения образа профессии в структуре профессиональной Я-концепции сотрудника полиции, приводит к изменениям личностных качеств, а так же компонентов структуры профессионального самосознания, что является значительным катализатором к преобразованию представления об образе профессии следователя.

Список литературы

1. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Монография-М.: изд-во. ООО «ПКЦ Альтекс», 2012-488с.

2. Вяткин Б.А., Беляев О.Б. Динамика профессионального самосознания курсантов в процессе их обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-professionalnogo-samosoznaniya-kursantov-v-protsesse-obucheniya

3. Камасова А.Г., Чуманов Ю.В. Правовое регулирование морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД как направления кадровой работы в органах внутренних дел // В сборнике: Актуальные вопросы административно-правового регулирования («Кореневские чтения») сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 8 ноября 2017 года). 2017. С. 340 ̶ 344.

4. Мальцева Т.В. Подходы к преодолению внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 72-76.

5. Роджерс К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994

6. Рыбникова М.Н. Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2008.

7. Структура и функции Я-концепции сотрудника полиции». Электронный ресурс: Санкт-Петербург 2019г. стр. 118-120, СПБ: Санкт-Петербуржский университет МВД России 2019 г.

8. http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863.


Войти или Создать
* Забыли пароль?