МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ - ПЕРВОКУРСНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ МНОГОУРОВНЕВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена рассмотрению модели педагогического сопровождения адаптационного процесса студентов – первокурсников среднего профессионального образования. Проблема адаптации студентов одна из самых актуальных не только с точки зрения психологического комфорта обучающихся, но и как необходимое условие освоения профессиональных компетенций. Для успешного решения данной проблемы необходимо выявление причин, негативно влияющих на адаптацию студентов, и создание модели педагогической поддержки студентов – первокурсников на этапе адаптации. Представлена структура модели, ее составляющие, раскрыты особенности процесса адаптации первокурсников, выявлены причины, негативно влияющие на адаптацию студентов, подчеркнута актуальность изучения данной проблемы в условиях среднего профессионального образования. Особое внимание автор уделяет характеристике специфики адаптации студентов в системе среднего профессионального образования, повышению эффективности существующей модели в современных условиях. Полученные в ходе педагогического эксперимента положительные результаты подтверждают, что успешность процесса адаптации студентов первого курса к обучению в колледже требует квалифицированной педагогической поддержки, которая может быть оказана только при условии грамотного взаимодействия, сотрудничества всех структур образовательного процесса.

Ключевые слова:
модель, адаптация, педагогическое сопровождение, компоненты, целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный
Текст

Актуальность.

За всю историю развития цивилизации не наблюдалось таких  стремительных изменений во всех сферах человеческой деятельности, как в наши дни. Умение приспосабливаться к этим переменам является необходимым условием для успешной реализации человека, как профессионала, как личности. Во многом это умение зависит от личностных качеств, но, если такие качества не являются врожденными, то задача индивида развить их в себе. Образовательные учреждения, в частности колледжи, должны оказывать  необходимое содействие в подготовке человека к процессу постоянных перемен, так как эффективность обучения непосредственно зависит от умения успешно адаптироваться.

Проблема.

Это позволяет рассматривать  проблему адаптации студентов, как  одну из самых актуальных не только с точки зрения психологического комфорта обучающихся, но и как необходимое условие освоения  профессиональных компетенций. Для успешного решения данной проблемы необходимо  выявление причин, негативно влияющих на адаптацию студентов, и создание модели педагогической поддержки студентов – первокурсников на этапе адаптации. 

С самого начала обучения видно явное несоответствие между готовностью первокурсников колледжа осваивать образовательную программу в новой системе и требованиями этой системы к вчерашним школьникам.  Чтобы переход из одной системы образования  в другую был менее болезненным, необходим разработанный и систематически реализуемый план мероприятий, который направлен на обеспечение педагогической поддержки первокурсников с учетом их психологических особенностей и  процессов развития личности. В период первого семестра наиболее интенсивно развивается умение личности адаптироваться, вырабатывать  стратегию приспособления к обстоятельствам и окружающей среде, применять  новые средства освоения  в учебной деятельности, строить новые формы отношений. В этот период студентам – первокурсникам особенно важно ощущать  педагогическую поддержку, сопровождение преподавателей, кураторов, психологов, социальных работников, администрации. Понятие «педагогическое сопровождение» нашло отражение в справочно-энциклопедической и научной литературе. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее толкование слова «сопровождать». Оно означает «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». [7, c 348]

В трудах М.И. Рожкова данное понятие рассматривается уже в  психолого-педагогическом аспекте: как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. «Педагогическое сопровождение» рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее успешность учения и самовоспитания. Педагогическое сопровождение М. И. Рожковым дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги (дидактическое сопровождение, коррекционное сопровождение и т.д.). По его мнению, социально-педагогическое сопровождение имеет свою специфику, которая заключается в направленности на поддержку обучающегося в построении им своих социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы обучающегося за него, а стимулирование его самостоятельности в решении собственных проблем [9, с.322].

Методика исследования.

Исходя из вышесказанного, разработка модели педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса колледжа к образовательной системе среднего профессионального образования (далее СПО), а также ее грамотное использование в учебном процессе является основным условием  успешного прохождения адаптационного периода студентами.

«Модель, – по определению Н. М. Борытко, – мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале». [3, с.288] В структуру модели педагогического сопровождения входят следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный.

В целевой компонент входят цель, задачи и принципы реализации содержания разработанной модели. Содержательный компонент – основные направления и содержание деятельности субъектов образовательного процесса. Операционно-деятельностный – формы, методы, приемы и средства реализации содержания модели. Оценочно-результативный компонент – критерии, уровни сформированности качеств субъектов, участвующих в эксперименте, а также результат.

Адаптация первокурсника является в определенной мере воспитательной задачей конкретной образовательной организации и зависит от мастерства и осознанности этой задачи профессорско-преподавательским составом, руководством факультетов, кураторов учебных групп [11, с.63]. Воспитательным и учебно-методическим отделами Колледжа многоуровневого профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (далее КМПО РАНХиГС) была разработана модель педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса. При разработке учитывались особенности колледжа, где одновременно проходит обучение по восьми специальностям технического, экономического, экологического направлений, обучается более полутора тысяч студентов из различных регионов РФ и из зарубежья. Главной задачей целевого блока является обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу КМПО РАНХиГС с учетом их социального статуса, национальной принадлежности, индивидуальных психологических особенностей, уровня подготовленности в школе. Для достижения данной цели перед сотрудниками колледжа поставлены основные  задачи: изучение психологических особенностей студентов первого курса, способствующих или препятствующих успешному протеканию адаптационных процессов; разработка мероприятий, которые бы позволили повысить уровень адаптированности с учетом индивидуальных особенностей студентов. Одним из важнейших условий для достижения поставленных целей является системность и комплексность проводимой работы.

При составлении содержательного блока были включены три основных направления. Первое – психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников администрацией и сотрудниками колледжа, обеспечивающими учебно – воспитательный процесс. Реализуется данное направление через программы: «Педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу колледжа», «Правовая и социальная поддержка студентов – первокурсников» и «Психолого-педагогическая помощь в повышении уровня адаптированности студентов-первокурсников к образовательному процессу колледжа» [8, с.368] . При реализации данного направления используются теоретические методы и приемы, которые включают в себя изучение и анализ педагогической, психологической, философской, методической, социологической литературы; проведение педагогом-психологом методических занятий и тренингов с преподавателями и кураторами колледжа [5]. Помощь в ознакомлении с нормативно-законодательными документами Российской Федерации в области образования и социальной защиты педагогическому составу  оказывает юридическая служба и социальный педагог КМПО. Из диагностических методов самыми эффективными оказались анкетирование и тестирование, которые помогают выявить социальные и психологические особенности студентов. Результаты анкетирования и тестирования обрабатываются и анализируются, на их основе составляются групповые тренинги, проводятся индивидуальные консультации, беседы, которые позволяют выявить потребности студентов, реализация  потребностей осуществляется через научно – практические конференции, диспуты, творческие конкурсы, спортивные состязания, встречи с интересными людьми  и т. д.

Результаты эксперимента.

Проводимые мероприятия способствуют более  успешной социально-психической адаптации к условиям обучения в СПО, которая выражается в более комфортном выстраивании взаимоотношений личности с группой. Подготовка мероприятий во внеучебное время способствует более близкому знакомству одногруппников, и позволяет без длительных внешних и внутренних конфликтов  найти свою роль в коллективе. Утверждение своего места в социуме позволяет продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять свои основные социогенные потребности, в полной мере идти навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживать состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. [6, с. 263]  Второе направление: внимательное отношение, ненавязчивая психолого-педагогическая поддержка первокурсников  преподавателями, кураторами учебных групп, на которых возлагается большая ответственность. «Нравственность начинается с чувства. Поэтому первая забота классного руководителя — сдружить учащихся в коллективе, развить у них доверие и симпатии друг к другу, научить школьников сочувствовать и сопереживать товарищам по классу. Педагог, обладая высокой эмоционально-нравственной культурой, задает стиль гуманных отношений в классе. Каждая встреча с учениками начинается и проходит в благожелательной обстановке, которая не исключает разумной и тактичной требовательности друг к другу». [2, с. 364] По определению Л.М. Васильевой, «куратор студенческой группы — человек, осуществляющий воспитательную деятельность в вузе, являющийся духовным посредником между обществом, профессией и студентом в освоении общей и профессиональной культуры, организующий систему ценностных отношений через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающий условия развития каждой личности, защищающий интересы студентов». [4, c.23] Механизмом реализации данного направления выступают следующие программы: «Индивидуальный подход при оказании помощи в адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в колледже», «Ознакомление и привлечение к научно – исследовательской, творческой, спортивной деятельности студентов – первокурсников с учетом их интересов и потребностей» [1, с.69]. При реализации программы кураторам рекомендуется использовать следующие формы: анкетирование, кураторские часы, родительские собрания, экскурсии и выездные семинары, индивидуальные и групповые беседы, тематические просмотры и обсуждение спектаклей, кинофильмов. Еще одно направление педагогической поддержки студентов - первокурсников действует в колледже не так давно, но по эффективности не уступает уже существующим на протяжении длительного периода, это - наставничество. Для его реализация воспитательным отделом колледжа  разработана  программа «Мы» – это сотни «я», работа в этом направлении   осуществляется через отдел Наставничества при Студенческом совете КМПО, используя опыт, имеющийся в высшем образовании [10] .

В ходе реализации этой программы студенты – первокурсники привлекаются к студенческому самоуправлению с первых дней обучения в колледже, данную работу проводят студенты – наставники старших курсов, что способствует преемственности среди студентов колледжа, создает более комфортные условия для процесса адаптации.

 

Обсуждение результатов.

Все направления работы педагогического сопровождения адаптации к  образовательному процессу в колледже согласованы и взаимосвязаны, запланированы и обоснованы.  При проведении мероприятий, направленных на помощь студентам в адаптации, необходимо взаимодействие всех структур образовательного учреждения, только сотрудничество, совместный анализ  результатов может привести к сокращению сроков адаптации, сделать ее менее болезненной, сформировать у первокурсников навыки адаптирования к новым условиям, умение принимать решения самостоятельные решения в сложных ситуациях.

Для проверки эффективности разработанной модели педагогического сопровождения адаптационного процесса студентов - первокурсников КМПО РАНХиГС на протяжении первого года обучения заполняется и анализируется оценочно – результативная таблица, где указываются входные параметры деятельности студентов, степень внедрения студентов в учебную группу, их место в новом коллективе, качество реализации познавательного, творческого, спортивного потенциала, уровень эмоционального самочувствия. На основе данного анализа планируются дальнейшие необходимые мероприятия для стимулирования интереса студентов к  освоению будущей профессии.

Данная модель педагогического сопровождения адаптационного процесса студентов – первокурсников разработана, внедрена и направлена на повышение качества профессиональной подготовки современных, востребованных на рынке труда специалистов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться к новым требованиям, обстоятельствам. Введение данной модели помогает создать в колледже благоприятные условия, которые благодаря эффективной организации педагогической поддержки студентов на этапе адаптации позволяют устранить сложности и противоречия между содержанием профессионального обучения и особенностями развития личности в период адаптации. Планомерное применение современных методов и средств обучения на первом этапе профессиональной подготовки с учётом индивидуальных характеристик развития каждого студента позволяет сформировать у первокурсников навыки, личностные качества, необходимые для преодоления трудностей в процессе адаптации не только в колледже, но и в последующей профессиональной деятельности. Целенаправленное использование инновационных технологий в воспитании в образовательном процессе КМПО РАНХиГС ускоряет протекание адаптационных процессов у студентов – первокурсников. Чувствуя педагогическую поддержку, у студентов возникает уверенность в себе, усиливается позитивная мотивация к освоению специальности, формируется учебная культура, что приводит к повышению качества знаний и, как следствие, формированию в будущем  высококлассного специалиста. Таким образом, комплексная практическая систематическая реализация всех направлений разработанной модели может привести к эффективному решению проблемы адаптации студентов первого курса.

Выводы.

В настоящее время СПО в России находится в состоянии модернизации по всем направлениям образовательного процесса. Это связано с  интеграцией российской системы среднего профессионального образования в мировую образовательную систему. Перенимая зарубежный опыт, необходимо сохранять лучшие традиции отечественного качественного образования. Одной из них является положительная мотивация к освоению профессии у будущего специалиста, а ее наличие во многом зависит от успешности прохождения процесса адаптации, поэтому рассматриваемая в статье тема в настоящий момент является одной из самых актуальных в педагогике.

Представленная модель педагогического сопровождения студентов – первокурсников создает комфортную среду для студентов в период адаптации, помогает социализации и развитию личности, дает возможность самореализации будущих специалистов.

Грамотное систематическое использование данной модели позволит обеспечить успешное решение сразу двух педагогических задач: адаптировать личность к новой учебой системе коллежа и сформировать на этой основе новые качества самой личности. Планы профессионального роста, которые приводят подростков в колледж, в процессе обучения должны окрепнуть, а не разрушиться, успешная адаптация является одним из гарантов их воплощения.  Успешная социализация в новом коллективе дает первокурснику  уверенность в себе и своих силах, что проявляется в умении самостоятельно организовать свою учебную деятельность, добывать и систематизировать необходимую учебную информацию, в умении решать конфликты методами убеждений, сохранять чувство собственного достоинства, понимать свою значимость, достигать внутреннюю гармонию.

Без педагогического содействия формирование учебной и информационной культуры, самостоятельности, ответственности, самоопределения в адаптационный период не у всех студентов может проходить легко. Разработанная модель педагогической поддержки студентов снижает или вовсе исключает  факторы, затрудняющие адаптацию: неумение или недостаточная активность студентов при организации самостоятельной работы, отсутствие навыков поиска необходимой учебной информации, неумение систематизировать и запоминать большой объем информации и т.д. Своевременная грамотная поддержка преподавателями и сотрудниками колледжа первокурсников помогает сформировать личностные качества, которые не только помогают преодолевать трудности адаптационного периода, но и не менее, чем профессиональные компетенции, нужны для будущего специалиста в профессиональной деятельности.

Анализ работ исследователей проблемы адаптации, поддержки педагогами личности в этот период, педагогические эксперименты, изученные и  проведенные в течение пяти лет, позволяют наметить пути к практическому решению поставленной проблемы. Организованная психолого - педагогическая поддержка студентов позволяет преодолеть ряд трудностей, связанных с адаптацией к образовательному процессу колледжа и благодаря этому значительно повысить эффективность освоения выбранной профессии студентами. В период работы над изучением данной проблемы были определены особенности процесса адаптации студентов первого курса к системе обучения в СПО, разработаны критерии педагогического сопровождения для эффективной помощи в случаях затруднений у первокурсников; создана модель педагогической поддержки студентов первого курса КМПО РАНХиГС на этапе адаптации и разработана адаптационная программа, которая предусматривает устранение негативных причин процесса адаптации. Введение данной системы в образовательно – воспитательный процесс КМПО РАНХиГС подтвердил эффективность проведенной работы по формированию личностных качеств, помогающих в адаптации студентам – первокурсникам.

Полученные в ходе педагогического эксперимента положительные результаты подтверждают, что успешность процесса адаптации студентов первого курса к обучению в колледже требует квалифицированной педагогической поддержки, которая может быть оказана только при условии грамотного взаимодействия, сотрудничества всех структур образовательного процесса. Согласованные прогнозируемые действия с использованием  организационных форм и методов, направленных на оптимизацию процесса адаптации способствуют уменьшению негативных факторов в период привыкания к системе СПО. Использование в образовательном процессе модели педагогического сопровождения адаптационного процесса студентов первого курса помогает предупредить возможные отклонения в личностном развитии, позволяет студентам найти свои пути самореализации и профессионального роста.

Список литературы

1. Аболенцева Р. А. Программы организации учебного процесса с различными группами учащихся. Журнал Завуч. 2004. №8. 69 с.

2. Бабанский Ю. К. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. инст -тов. изд. доп. и перер. М. Просвещение. 1989. 364 с.

3. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. Н. М. Борытко под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. Академия. 2008. 288 с.

4. Васильева Л. М. Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже: автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 23 с.

5. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование - Москва, 2012.

6. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван. АН Арм. ССР. 1988. 263 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка - М. Рус. яз., 1984. 348 с.

8. Потапов С. Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М. АСТ-ПРЕСС. 1999. 368 с.

9. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома. КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. 322 с.

10. Сергеева С. В. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу технического вуза : учебно-методическое пособие. С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко. Пенза. Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2009.

11. Чурикова И. Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. Рязань. РГПУ имени С. А. Есенина, 2004. 63 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?