г. Москва и Московская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития туристских дестинаций, описаны различные варианты их туристской привлекательности в зависимости от степени развитости туристcкой дестинации. Предлагается логически взаимосвязанная последовательность этапов формирования желаемого профиля туристской дестинации. Показано, что в целях их эффективного функционирования следует применять экономико-математическое моделирование для оценки потенциальной и реально достижимой конкурентоспособности туристских дестинаций. Предлагаемая модель позволяет рассчитать количественный эффект от привлечения инвестиций на развитие туристской дестинации. Одними из определяющих показателей являются коэффициент эффективности экономической деятельности туристской дестинации, который рассчитывается как отношение прироста внутреннего валового продукта дестинации к объему затрат на формирование дестинации, и коэффициент эффективности туристской дестинации, рассчитываемый как отношение получаемого дохода к затратам. Вводится новый показатель — коэффициент лояльности туристов к дестинации (коэффициент возврата туристов). Предлагается формула для расчета интегрального показателя (индекса) эффективности (конкурентоспособности) туристской дестинации, который имеет сравнительно-затратный характер и позволяет оценить эффективность использования затрат для достижения желаемого (целевого) уровня ее конкурентоспособности. Рассматриваются основные принципы прогнозирования, которые следует учитывать при построении моделей прогнозирования развития туристских дестинаций. Приводится характеристика моделей прогнозирования. Анализируются наиболее приемлемые для прогнозирования модели, в частности методы прогнозирования, базирующиеся на использовании матричных моделей, так называемые методы затраты-выпуск. Метод «затраты-выпуск» не только помогает выявить взаимоотношения туристской системы со всеми производственными секторами экономики, но и оценивает косвенные и индуцированные эффекты влияния туризма на экономику дестинации. Сформулированы свойства, которыми должны обладать модели прогнозирования развития туристской дестинации. Предлагается укрупненная схема комплекса моделей прогнозирования туристской дестинации. Особые сложности моделирования туристских дестинаций связаны с весьма слабой статистической базой, отражающей развитие туристской индустрии как на уровне всей страны, так и на уровне туристских дестинаций.
туризм, прогнозирование в сфере туризма, туристские дестинации
В любой стране развитие туризма всегда сопряжено с большими финансовыми затратами, которые необходимы для формирования инфраструктуры туризма, реализации маркетинговых и рекламных программ для привлечения потенциальных туристов. В Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)» также предполагаются большие объемы финансирования, при этом более 30% должно обеспечиваться за счет средств привлекаемых инвесторов. В настоящее время в России реализуется 49 различных Федеральных целевых программ (ФЦП). Анализ выполнения этих ФЦП, проведенный в сентябре 2013 г. и рассмотренный на заседании Правительства Российской Федерации, показал, что программа развития туризма является одной из пяти медленно реализуемых программ. Одной из серьезных проблем является низкий уровень софинансирования из средств субъектов федерации и внебюджетных источников. Для улучшения качества реализации ФЦП предлагается усилить зависимость финансирования программ от достижения их целевых индикаторов.
1. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.
2. Международные рекомендации по статистике туризма ЮНВТО (МРСТ2008). Статистические документы. Серия М № 83, Мадрид, Нью-Йорк, 2008.
3. Морозова Н.С., Морозов М.А. Предпринимательство и конкуренция в туризме. Монография. М.: РосНОУ, 2010.
4. Морозова Н.С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме. Монография. М.: РосНОУ, 2011.
5. Hara Tadayuki. Quantitative Tourism Industry Analysis Introduction to Input-Output, Social Accounting Matrix Modeling, and Tourism Satellite Accounts., 2008.