Россия
Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Актуализируется проблема организации мониторинга психического развития детей как условие реализации системно-интегративного подхода в психолого-педагогическом сопровождении развития дошкольников в детском саду. Обосновывается необходимость разработки содержательных и технологических сторон мониторинга психического развития детей дошкольного возраста, что соответствует социальному заказу и нормативной базе современного дошкольного образования (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Мониторинг рассматривается в качестве системного инструмента и ключевого условия психолого-педагогического сопровождения дошкольников в современном детском саду. В основной части статьи представлен анализ теоретических подходов к изучению содержательных характеристик мониторинга психического развития детей. Делается вывод, что мониторинг, в отличие от диагностики, позволяет определять статистическую картину результатов психического развития детей, наблюдать и фиксировать динамику развития. Это системный инструмент, который обеспечивает не только возможность осуществлять комплексное изучение, анализ и оценку основных линий психического развития дошкольников, но и рассматривать показатели развития, индивидуальные достижения детей в контексте их морфофункциональных возможностей и социальной ситуации развития. Проанализированы средства диагностики показателей психического развития детей и благополучия их социальной ситуации развития в группе детского сада. Приводятся статистические данные по результатам экспериментальной апробации диагностического компонента программы мониторинга психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста на базе детских садов города Новокузнецк. Сделан вывод, что эффективное использование мониторинга психического развития детей обеспечивается профессиональной компетентностью педагогических коллективов, наличием сетевого взаимодействия детских садов для реализации системного психолого-педагогического сопровождения детей.
психолого-педагогическое сопровождение, дошкольный возраст, детский сад, социальная ситуация развития, мониторинговое исследование, диагностический компонент
1. Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3. С. 61-66.
2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общество, 1998. 354 с.
3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Образование-Культура, 1998. 344 с.
4. Андреев В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской академии наук. 2001. № 1. С. 35-42.
5. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: Сфера, 2008. 121 с.
6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Мониторинг в современном детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.
7. Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и обра-зование. 2012. № 4. С. 81-85.
8. Мониторинг в современном детском саду / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2008. 63 с.
9. Абрамовских Н. В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения // Стандарты и монито-ринг в образовании. 1999. № 3. С. 51-54.
10. Сафонова О. А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект) // Управление ДОУ. 2002. № 6. С. 23-27.
11. Новоселова А. Н. Проведение педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации в условиях современного законодательства об образовании // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 8. С. 74-76.
12. Терзиогло Е. И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учре-ждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23 с.
13. Чертенкова Г. И. Комплексный мониторинг как результативно-оценочный компонент целостного педагогического процесса до-школьного образовательного учреждения // Мир детства и образование: сб. мат-лов VII Всеросс. науч.-практ. конф. (Магнито-горск, 23-24 мая 2013 г.) Магнитогорск, 2013. С. 168-172.
14. Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Мониторинг эмоционального благополучия дошкольников в системе психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7-6. С. 73-76.
15. Чертенкова Г. И. Комплексный медико-психолого-педагогический мониторинг как условие оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 240-249.
16. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального раз-вития детей. Средняя группа. Волгоград: Учитель, 2015. 59 с.
17. Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального раз-вития детей. Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2015. 57 с.
18. Бурлакова Н. А., Смирнова Е. О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. № 4. С. 30-39.
19. Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Великий Новгород: Новгородский институт развития образования, 2011. 96 с.
20. Жигорева М. В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. 145 с.
21. Петрова И. В., Андреева Е. О. Модель системы мониторинга динамики развития дошкольников с задержкой психического развития // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 4. С. 66-72.
22. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Линка-Пресс, 2014. 49 с.
23. Федорова Н. И. Мониторинг психического развития детей дошкольного возраста в условиях крупного промышленного города // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 7. С. 134-143.
24. Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Мониторинг психического развития детей в дошкольной образовательной организации. Новокуз-нецк: НФИ КемГУ, 2018. 193 с.
25. Борисова Е. М., Абдурасулова Т. Д. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет). М.: Психологический институт РАО, 1998. 16 с.
26. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и экс-перимент / под ред. В. В. Давыдова. М.: Академия, 1982. С. 108-114.
27. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Мн.: Ушвератэцкае, 1997. 237 с.
28. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дер-манова. СПб.: Речь, 2002. С. 19-28.