ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В РАМКАХ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм) ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики ВАК 08.00.14 Мировая экономика УДК 33 Экономика. Экономические науки ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием ОКСО 38.03.04 Государственное и муниципальное управление ББК 6501 Общая экономическая теория BISAC BUS070000 Industries / General
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводится анализ эффективности управления деятельностью должностных лиц таможенных органов в рамках создания центров электронного декларирования с использованием математического аппарата. Также в статье приводится анализ эффективности управления деятельностью должностных лиц таможенных органов в рамках создания центров электронного декларирования на основе внедрения принципа специализации. При этом авторами дается характеристика текущего состояния создания и внедрения электронных таможен, а также определяются проблемные вопросы, связанные с их функционированием.

Ключевые слова:
таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное декларирование, электронное декларирование
Текст

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определяет необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности [4].

Вопросы управленческой деятельности в таможенных органах Российской Федерации достаточно подробно рассмотрены в трудах Е.Г.Анисимова, П.Н.Афонина, С.Н.Гамидуллаева, В.В.Макрусева, В.Е.Новикова, В.Б.Мантусова. Анализ научной проработанности темы свидетельствует о наличии методологического базиса решения вопросов управленческого характера в организации деятельности таможенных органов. Вместе с тем, вопросы функционирования такого относительно нового типа таможенного органа, как центр электронного декларирования, систематически не исследованы. 

Развитие электронного декларирования тесно связано с внедрением в практику работы таможенных органов такой организационно-штатной структуры, как центры электронного декларирования (ЦЭД). Стоит отметить, что работа ЦЭД основывается на применении технологии удаленного выпуска. По своей сути центр электронного декларирования является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается совершением таможенных операций исключительно в электронной форме. Технологическим базисом его работы является технология удаленного выпуска, предусматривающая с использованием штатных программных средств электронное взаимодействие таможенных органов декларирования и места нахождения товара.

В Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года целевым показателем является повышение электронного декларирования через центры электронного декларирования с 30% в 2018 году до 95% в 2020 году. Применение данной технологии позволяет значительно упростить процедуры, а именно предоставляет возможность находится декларанту и таможенному инспектору на любом расстоянии друг от друга [3].

Необходимо отметить, что в процессе своего развития система ЦЭД в целях повышения качества оказываемых таможенных услуг сталкивается с необходимостью достижения двух противоречивых целей. Во-первых, с необходимостью соблюдения установленных законодательством сроков совершения таможенных операций. Во-вторых, с необходимостью обеспечения полноценного таможенного контроля, исключающего риск неполной или несвоевременной уплаты таможенных платежей или нарушения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.

 

Повышение качества таможенного контроля путем внедрения принципа специализации в деятельность должностных лиц при совершении таможенных операций

В соответствии с положениями статьи 266 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям [2].

При этом наиболее простым и эффективным способом достижения целей 2) и 3) является в первую очередь усиление таможенного контроля в отношении декларируемых товаров. Усиление таможенного контроля выражается в расширении перечня применяемых форм таможенного контроля, а также объема и степени применяемых форм таможенного контроля. Естественным следствием такого подхода к решению стоящих перед таможенным органом задач по наполнению федерального бюджета и противодействию преступлениям и административным правонарушениям будет увеличение времени, затрачиваемого на совершение таможенных операций. Таким образом, показатели эффективности деятельности таможенного органа, по выполнению которых оценивается результативность работы таможни в целом, находятся в явном противоречии друг с другом. Это вынуждает таможенный орган постоянно искать баланс между степенью интенсивности таможенного контроля и простотой порядка осуществления таможенных операций.

Процесс совершения таможенных операций с декларируемыми товарами характеризуется, в первую очередь, сжатыми сроками, установленными действующим законодательством, во вторую очередь – выраженными негативными последствиями нарушения норм таможенного законодательства (возможным не выявлением признаков административных правонарушений и уголовных преступлений, причинение экономического ущерба интересам государства, выраженного в форме неуплаты таможенных платежей либо взысканных с государства впоследствии в регрессном порядке убытков участников внешнеэкономической деятельности, обусловленных неправомерными действиями должностных лиц таможенного органа).

При этом таможенный контроль декларируемых товаров сам по себе является неоднородным процессом, складывающимся из множества отдельных таможенных операций (например, регистрация ДТ, проверка полноты сведений, заявленных в ДТ, проверка правильности заявленного декларантом классификационного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС, проверка правильности определения величины, структуры и метода определения таможенной стоимости, проверка соблюдения декларантом запретов и ограничений и т.д.). Таким образом, должностные лица таможенного органа при осуществлении ими деятельности по совершению таможенных операций в отношении декларируемых товаров находятся в ситуации, в которой им необходимо в сжатые сроки (в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации) осуществлять множество различных операций. При этом, в условиях работы центров электронного декларирования в работе у должностного лица будет находиться не одна, а множество ДТ (средняя загрузка должностного лица ЦЭД колеблется на уровне 25-35 ДТ в смену). Таким образом, сроки совершения таможенных операций по каждой отдельно взятой ДТ сокращаются еще более значительно (так, на принятие решения о регистрации ДТ нормы таможенного законодательства отводят 1 час).

Одним из способов повышения эффективности деятельности любой сложной производственной системы без снижения скорости совершения производственных операций является внедрение специализации и разделения труда. Данное утверждение применимо в том числе и для такой системы, как таможенный орган. При этом для операций по разделению труда можно определить следующие граничные условия:

1) разделение труда не должно приводить к снижению эффективности использования рабочего времени и оборудования;

2) оно не должно сопровождаться обезличиванием и безответственностью в организации процесса совершения таможенных операций;

3) разделение труда не должно быть чрезмерно дробным, чтобы не усложнять проектирование и организацию производственных процессов и нормирование труда, а также не снижать квалификацию должностных лиц, не лишать труд содержательности, не делать его монотонным и утомительным.

Вместе с тем, главной целью разделения совершаемых таможенных операций должно являться снижение вероятности нарушения сроков совершения таможенных операций и, как следствие, наступления описанных выше негативных экономических последствий.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным осуществить разделение процессов принятия решения о регистрации ДТ и о выпуске товара. Целесообразность именно такого варианта разделения труда продиктована двумя следующими факторами:

  1. Различная нормативная длительность данных поименованных операций (для регистрации ДТ – не более 1 часа с момента поступления ДТ в таможенный орган, для выпуска товара – не более 4 часов с момента регистрации ДТ).
  2. Различия в требуемом уровне квалификации должностных лиц таможенного органа. Поскольку перечень условий, необходимых для принятия решения о регистрации ДТ, значительно короче перечня требований, предъявляемых для принятия решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой, осуществление операций по регистрации ДТ может быть осуществлено с привлечением должностных лиц, не обладающих значительным опытом работы и имеющих удовлетворительные показатели служебной деятельности, в то время как более квалифицированные и опытные должностные лица могут быть перераспределены на этап принятия решения о выпуске товара.

При этом рекомендовано выделять несколько уровней квалификации должностных лиц (например, низкий, средний и высокий). Решение об избрании для должностного лица определенного уровня квалификации должно приниматься исходя из комплексной оценки показателей его деятельности. В качестве показателей оценки деятельности должностного лица может выступать, например, количество имеющихся взысканий и их характеристика (например, за нарушение сроков выпуска, нарушения при контроле таможенной стоимости товара и т.д.), количество обжалованных решений должностного лица в порядке ведомственного контроля и в судебном порядке, количество принятых решений о классификации товара и т.д.

Таким образом, уровень квалификации должностного лица будет являться показателем, характеризующим готовность должностного лица к осуществлению таможенных операций в отношении декларируемых товаров, требующих детального контроля по различным направлениям таможенного законодательства. Например, для должностных лиц низкого уровня квалификации в рамках распределения ДТ будет доступно совершение таможенных операций по ДТ, поданных лишь участниками низкого уровня риска, в количестве не более 15 ДТ в день, и т.д.

При этом, в зависимости от актуальных задач, стоящих перед таможенным органом (например, усиление таможенного контроля уровня заявленной таможенной стоимости в отношении определенной категории товаров, усиление контроля за достоверностью сведений, заявленных определенным участником внешнеэкономической деятельности в связи с выявлением фактов систематического заявления данным участником ВЭД недостоверных сведений о декларируемых товарах) возможно распределение ДТ, требующих особого контроля, лишь на должностных лиц с высоким уровнем квалификации.

Необходимо отметить, что данные принципы категорирования должностных лиц таможенного органа будут эффективны лишь в координации с комплексом мер поощрения по службе и материального стимулирования. Так, например, уровень квалификации должностного лица должен напрямую влиять на размер выплат в рамках премирования и ежеквартального материального стимулирования (вплоть до максимального снижения сумм выплат должностным лицам низкого уровня квалификации). Должностные лица высокого уровня квалификации при прочих равных условиях должны иметь приоритетное право выбора периода ежегодного оплачиваемого отпуска, в случае стабильно высокого уровня квалификации в максимально короткие сроки представляться к снятию ранее наложенных дисциплинарных взысканий, представляться руководством таможенного поста на получения благодарностей от лица руководства таможни и т.д.

Вместе с тем, в целях более равномерного распределения нагрузки среди должностных лиц ЦЭД должностные лица низкого уровня квалификации должны привлекаться для осуществления иных операций по направлению деятельности отдела, не связанных напрямую с принятием решения о выпуске товара (например, подготовка проектов решений о внесении изменений в ДТ, корректировка сведений в ДТ на основании утвержденных решений, исправление ошибок в заполнении служебных отметок по ДТ и т.д.). При этом уровень квалификации каждого должностного лица должен устанавливаться начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля не реже и не чаще, чем 1 раз в месяц, в зависимости от показателей служебной деятельности конкретного должностного лица за предыдущий месяц.

Принципы разделения труда применимы также и к такому аспекту осуществления таможенных операций, как контроль деятельности подчиненных должностных лиц со стороны руководства таможенного органа. Проведенные с применением математического аппарата расчеты эффективности контроля деятельности подчиненных должностных лиц со стороны руководства таможенного органа показывают, что при сохранении текущего уровня штатной численности таможенного поста – центра электронного декларирования (в среднем – 3 руководителя уровня таможенного поста, 5 руководителей уровня отдела таможенного оформления и таможенного контроля) с учетом графика работы ЦЭД на проверку правомерности принятых должностными лицами ЦЭД решений даже с учетом выборочности объектов для проверки отводится в среднем не более 1 минуты для каждой ДТ, что не позволяет осуществлять контроль в полной мере.

При этом помимо согласования решения о выпуске товара по ДТ в рамках выявленного профиля риска не руководство ОТО и ТК ЦЭД лежит нагрузка по контролю правомерности принимаемых должностными лицами ЦЭД решений о подтверждении заявленной декларантом страны происхождения товара, преференциального режима, классификационного кода товара, а также достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости декларируемого товара и иных сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений. 

Решением указанной проблемы видится расширение штата руководителей ЦЭД на уровне отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ориентировочно, до 6 человек в смену) с одновременным разделением их полномочий (например, один из руководителей осуществляет контроль за соблюдением сроков совершения таможенных операций, второй за соблюдением запретов и ограничений по всему массиву находящихся в работе ДТ, третий за своевременностью внесений в ДТ после выпуска товара, четвертый за уровнем заявленной таможенной стоимости по всему массиву находящихся в работе ДТ и т.д.).

Технически реализовать указанный принцип разделения полномочий при контроле массива ДТ, находящихся в работе, возможно путем организации общего реестра принятых ДТ, создаваемого и пополняемого путем регулярной (1 раз в 10 минут) выгрузки списка принятых ДТ из ПЗ АИСТ-М в Microsoft Excel (использование Excel допустимо в качестве официально используемого в таможенных органах программного средства до доработки программного средства АИСТ-М). При этом необходимо организовать общий доступ к указанному файлу всех должностных лиц ОТО и ТК, осуществляющих принятие решения о выпуске товара (с правом чтения сведений в файле), а также вышеупомянутых руководителей ОТО и ТК (с правом записи путем проставления решения по соответствующему направлению деятельности напротив каждой ДТ).

Решение о выпуске товара может быть принято должностным лицом ОТО и ТК в случае наличия положительного решения в сетевом реестре по каждому из направлений контроля ДТ. При этом возможно также разделять ДТ для контроля в зависимости от уровня квалификации должностного лица, в работе у которого находится ДТ (у должностных лиц с более низким уровнем квалификации будет подлежать контролю каждая ДТ в работе, у лиц с высоким уровнем квалификации каждая третья ДТ и т.д.).

Внедрение вышеуказанных принципов организации процесса совершения таможенных операций будет способствовать ускорению сроков совершения таможенных операций, полноте контроля за достоверностью сведений, заявляемых в ДТ, что позволит избежать негативных экономических последствий для государственного бюджета и в целом повысит уровень качества предоставляемых таможенных услуг.

 

Контроль соблюдения должностными лицами таможенных постов-центров электронного декларирования установленных таможенным законодательством сроков совершения таможенных операций.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 119 ТК ЕАЭС, выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа - в течении 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа [1].

Согласно пункту 3 статьи 4 ТК ЕАЭС течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало [1].

Положениями пункта 3 статьи 119 ТК ЕАЭС регламентировано, что выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если в течение времени, указанного в пункте 1 статьи 119 ТК ЕАЭС, наступило одно из следующих обстоятельств:

1) таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные
в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации;

3) декларантом не выполнено требование таможенного органа
об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации [1].

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, свидетельство о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные разъяснения, необходимые для установления достоверности и полноты подтвержденных сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:

  • документы, представленные при подаче таможенной декларации
    либо представленные в соответствии с положениями пункта 2 статьи 325 ТК ЕАЭС,
  • не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
  • таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений
    ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

Пунктом 5 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с положениями пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений [1].

Необходимость соблюдения установленных законодательством весьма коротких по продолжительности сроков и порядка совершения таможенных операций предъявляет повышенные требования к организации процесса контроля деятельности подчиненных должностных лиц со стороны руководства таможенного поста (ЦЭД).

В целях выявления обстоятельств, могущих повлечь нарушения таможенного законодательства в части осуществления контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц со стороны руководства таможенного поста – центра электронного декларирования (ЦЭД), проанализируем на модельных данных показатели деятельности ЦЭД по части декларирования и сроков выпуска товаров.

Для анализа установим следующие исходные данные:

  1. Время работы таможенного поста – с 09.00 до 23.00.
  2. Руководящий состав таможенного поста – начальник таможенного поста (график работы – с 09.00 до 18.00), два сменных заместителя начальника таможенного поста (график работы – с 10.00 до 22.00), начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля (график работы – с 09.00 до 18.00), заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля (график работы – с 09.00 до 18.00), два сменных заместителя начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля (график работы – с 11.00 до 23.00).

С учетом технологических особенностей работы участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование товаров, установим следующее распределение количества ДТ в зависимости от времени регистрации ДТ:

Рис.1. Количество регистрируемых ДТ в зависимости от времени регистрации ДТ

Таким образом, среднее количество ДТ, регистрируемых в час (без учета слабо загруженных интервалов с 09.00 до 10.00 и с 20.00 до 23.00), составляет 1300/30=43 ДТ.

С учетом технологических особенностей работы участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование товаров, установим следующее распределение количества ДТ в зависимости от времени регистрации ДТ:

Рис. 2. Количество выпускаемых ДТ в зависимости от времени регистрации ДТ

Таким образом, среднее количество ДТ, выпускаемых в час (без учета слабо загруженного интервала с 09.00 до 11.00), составляет 1100/30=37 ДТ.

Дополнительно зададим среднее количество ДТ, требующих контроля со стороны руководства таможенного поста и отдела таможенного оформления и контроля, на предмет соблюдения установленных сроков выпуска товара (с момента регистрации которых прошло более 4 часов). Положим, что среднее ежедневное количество подобных ДТ составляет 3000 в месяц/30=100 ДТ или 7 ДТ в час.

Таким образом, минимальное количество ДТ, требующих контроля со стороны руководства на предмет соблюдения сроков совершения таможенных операций составляет 43+7=50 ДТ в час.

Для того, чтобы оценить эффективность деятельности руководства таможенного поста (ЦЭД) по контролю сроков совершения таможенных операций с декларируемыми товарами, необходимо прибегнуть к использованию математического аппарата теории вероятностей, а именно теории массового обслуживания. С точки зрения теории массового обслуживания деятельность руководства таможенного поста (ЦЭД) представляет собой многоканальную систему массового обслуживания (далее – СМО) с неограниченной длиной очереди.

В общем виде задача оценки эффективности деятельности руководства таможенного поста (ЦЭД) по контролю сроков совершения таможенных операций с декларируемыми товарами решается следующим образом. При этом мы имеем n-канальную систему СМО с неограниченной очередью. Поток заявок, поступающих в СМО, имеет интенсивность λ, а поток обслуживании — интенсивность μ. Необходимо найти предельные вероятности состояний СМО и показатели ее эффективности.

Система может находиться в одном из состояний S0, S1, S2,…, Sk,…, Sn,…, — нумеруемых по числу заявок, находящихся в СМО: S0 — в системе нет заявок (все каналы свободны); S1 — занят один канал, остальные свободны; S2 — заняты два канала, остальные свободны;..., Sk — занято k каналов, остальные свободны;..., Sn — заняты все n каналов (очереди нет); Sn+1 — заняты все n каналов, в очереди одна заявка;..., Sn+r — заняты все n каналов, r заявок стоит в очереди и т.д. 

Размеченный      граф   состояний   СМО   с   неограниченной длиной очереди представлен на рисунке ниже [4]:

Рис. 3.  СМО с неограниченной длинной очереди

 

Вероятности состояний получим из формул для многоканальной СМО с ограниченной очередью при переходе к пределу при n ® ¥. Следует заметить, что сумма геометрической прогрессии в выражении для р0 расходится при уровне загрузки r/n > 1, очередь будет бесконечно возрастать, а при r/n < 1 ряд сходится, что определяет установившийся стационарный режим работы СМО, для которого и определим выражения для финальных вероятностей состояний:


                                                                      
                                          
                           
                       
            
          
Вероятность того, что заявка окажется в очереди,
                         
           
           Имея финальные вероятности, приступим к определению показателей эффективности многоканальной СМО с неограниченной длиной очереди.

Поскольку отказа в обслуживании в таких системах быть не может, то показатели, характеризующие пропускную способность, равны:

Pотк=0; Q=1; A=Q=l.


среднее число занятых каналов:

                                                      
среднее число заявок в очереди:

 
                               
                        
среднее число заявок в системе:

 
                  

среднее время ожидания в очереди:

               

среднее время ожидания в СМО:

 

            

Заметим, что параметр r характеризует степень согласования входящего потока, с интенсивностью потока обслуживания. Процесс обслуживания будет стабилен при r < n. Если же r ³ n, в системе будут возрастать средняя длина очереди, среднее время ожидания покупателями начала обслуживания и, следовательно, СМО будет работать неустойчиво.

Определим параметры конкретной СМО в решаемой нами задаче.

 Поток заявок, поступающих в СМО, или λ – количество ДТ, в отношении которых необходимо осуществление контроля сроков совершения таможенных операций с декларируемыми товарами. Ранее было установлено, что λ=50 ДТ в час (или 0.83 ДТ в минуту).

Количество каналов в СМО – количество руководителей таможенного поста (ЦЭД), осуществляющих контроль сроков совершения таможенных операций (далее – количество руководителей). Исходя из установленного графика работы таможенного поста (ЦЭД), с 11.00 до 18.00 n=5 (начальник таможенного поста, заместитель начальника таможенного поста, начальник ОТО и ТК, 2 заместителя начальника ОТО и ТК), с 18.00 до 22.00 n=2 (заместитель начальника таможенного поста, заместитель начальника ОТО и ТК).

Таким образом, при условии сплошного контроля за каждой ДТ, требующей проверки сроков совершения таможенных операций со стороны руководства таможенного поста, и среднем времени проверки каждой ДТ в течение 5 минут, деятельность руководства таможенного поста (ЦЭД) в период с 11.00 до 18.00 будет иметь следующие параметры:

1. Интенсивность потока обслуживания:
                                                             

2. Интенсивность нагрузки.
                                                  ρ = λ • tобс
= 0.83 • 5 = 4.15
               Интенсивность нагрузки ρ=4.15 показывает степень согласованности входного и выходного потоков ДТ у руководителя и определяет устойчивость системы массового обслуживания. 
Поскольку 4.15<5, то процесс обслуживания будет стабилен.
3. Вероятность, что руководитель свободен
(доля времени простоя каналов).
                                                     
= = = 0.0102
Следовательно, 1.02% в течение часа руководитель будет не занят, время простоя равно                                          

                                                        tпр = 0.6 мин.
Вероятность того, что обслуживанием:
занят 1 руководитель:
                                      p1 = ρ1/1! p0 = 4.151
/1! • 0.0102 = 0.0422
заняты 2 руководителя:
                                      p2 = ρ2/2! p0 = 4.152
/2! • 0.0102 = 0.0875
заняты 3 руководителя:
                                      p3 = ρ3/3! p0 = 4.153
/3! • 0.0102 = 0.121
заняты 4 руководителя:
                                      p4 = ρ4/4! p0 = 4.154
/4! • 0.0102 = 0.126
заняты 5 руководителей:
                                      p5 = ρ5/5! p0 = 4.155
/5! • 0.0102 = 0.104
4. Вероятность отказа (вероятность того, что руководитель занят)
(доля ДТ, получивших отказ).
Поскольку отказ в обслуживании в таких системах не может быть, то pотк
= 0.
5. Вероятность обслуживания поступающих ДТ
(вероятность того, что клиент будет обслужен).
Относительная пропускная способность: Q = pобс
= 1.
6. Среднее число руководителей, занятых проверкой
(Среднее число занятых каналов).
                                                    nз
= ρ = 4.15 канала.
Среднее число не занятых руководителей.

                                          nпр = n - nз = 5 - 4.15 = 0.9 канала.
7. Коэффициент занятости каналов обслуживанием
.
                                                     

Следовательно, система на 80% занята обслуживанием.
8. Абсолютная пропускная способность
(Интенсивность выходящего потока обслуженных ДТ).
                                                     
A = λ = 0.83 ДТ/мин.
9. Среднее время простоя СМО
( мин.).
                                                     tпр = pотк • tобс
= 0 • 5 = 0
10. Среднее время простоя канала
( мин.).
Вероятность образования очереди
.
                                                      

                                             
Вероятность отсутствия очереди.
                                               p = 1 - pоч
= 1 - 0.509 = 0.491
Вероятность того, что придется ждать начала обслуживания
равна вероятности того, что все руководители заняты:
                                  

10. Среднее число ДТ, находящихся в очереди.
                                                          

                                                 
11. Среднее время простоя СМО (среднее время ожидания обслуживания заявки в очереди) ( мин.).
                                                  

12. Среднее число проверяемых ДТ.
                                                             Lоб
= ρ = 4.15
13. Среднее число ДТ в системе
(т.е. заявки, которые уже обслуживаются, и те, которые еще стоят в очереди и ждут обслуживания).
                                       LCMO = Lоч + Lобс
= 2.995 + 4.15 = 7.145 ед.
14. Среднее время пребывания заявки в СМО
.
                                      

Число ДТ, получивших отказ в течение часа: λ • p1 = 0 ДТ в мин.
Номинальная производительность СМО: 5 / 5 = 1 ДТ в мин.
Фактическая производительность СМО: 0.83 / 1 = 83% от номинальной производительности.

Таким образом, в период с 11.00 до 18.00 при условии того, что все руководители таможенного поста (ЦЭД) будут осуществлять исключительно контроль соблюдения подчиненными должностными лицами сроков совершения таможенных операций с декларируемыми товарами, и среднее время проверки одной ДТ не будет превышать 5 минут, возможно обеспечить полную проверку и исключение случаев нарушения сроков совершения таможенных операций.

 При условии сплошного контроля за каждой ДТ, требующей проверки сроков совершения таможенных операций со стороны руководства таможенного поста, и среднем времени проверки каждой ДТ в течение 5 минут, деятельность руководства таможенного поста (ЦЭД) в период с 18.00 до 22.00 будет иметь следующие параметры:

1. Интенсивность потока обслуживания:
                                                           

2. Интенсивность нагрузки.
                                               ρ = λ • tобс = 0.83 • 5 = 4.15

Интенсивность нагрузки ρ=4.15 показывает степень согласованности входного и выходного потоков ДТ у руководителя и определяет устойчивость системы массового обслуживания. Поскольку 4.15 ≥ 2, то процесс обслуживания будет нестабилен. В системе будут возрастать средняя длина очереди и среднее время ожидания клиентами начала обслуживания. Таким образом, осуществление сплошного контроля сроков совершения таможенных операций  в отношении декларируемых товаров в указанных условиях не представляется возможным.

С применением математического аппарата теории массового обслуживания можно показать, что возможность сплошного контроля за каждой ДТ, требующей проверки сроков совершения таможенных операций со стороны руководства таможенного поста, в период с 18.00 до 22.00 возможна в случае, если среднее время проверки каждой ДТ составляет не более 2.4 минут. СМО в указанном случае будет иметь следующие параметры.

1. Интенсивность потока обслуживания:
                                                             

2. Интенсивность нагрузки.
                                                  ρ = λ • tобс = 0.83 • 2.4 = 1.992

          Интенсивность нагрузки ρ=1.992 показывает степень согласованности входного и выходного потоков ДТ у руководителя и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
Поскольку 1.992<2, то процесс обслуживания будет стабилен.

3. Вероятность, что руководитель свободен (доля времени простоя каналов).
Следовательно, 0.2% в течение часа руководитель будет не занят, время простоя равно

                                                            tпр = 0.1 мин.
                                         p1 = ρ1/1! p0 = 1.9921
/1! • 0.002 = 0.00399
                                         p2 = ρ2/2! p0 = 1.9922
/2! • 0.002 = 0.00398
4. Вероятность отказа (вероятность того, что руководитель занят)
(доля ДТ, получивших отказ).
Поскольку отказ в обслуживании в таких системах не может быть, то pотк
= 0
5. Вероятность обслуживания поступающих ДТ
.
                                                       Q = pобс
= 1.
6. Среднее число руководителей, занятых проверкой
.
                                                   nз
= ρ = 1.992.
Среднее число не занятых руководителей.

                                          nпр = n - nз = 2 - 1.992 = 0.
7. Коэффициент занятости руководителей проверкой
.
    
                                                

Следовательно, система на 100% занята обслуживанием.
8. Абсолютная пропускная способность
(Интенсивность выходящего потока обслуженных ДТ).
                                                 
A = λ = 0.83 ДТ/мин.
9. Среднее время простоя СМО
( мин.).
                                                 tпр = pотк • tобс
= 0 • 2.4 = 0
10. Среднее время простоя канала
( мин.).
Вероятность образования очереди
.
                                                 
   

                                            
Вероятность отсутствия очереди.
                                            p = 1 - pоч
= 1 - 0.99 = 0.00998
Вероятность того, что придется ждать начала обслуживания
:
                              

10. Среднее число ДТ, находящихся в очереди.
                                                     

                                           
11. Среднее время простоя СМО ( мин.).
                                            

12. Среднее число проверяемых ДТ.
                                                           Lоб
= ρ = 1.992
13. Среднее число ДТ в системе
.
                                   LCMO = Lоч + Lобс
= 247.506 + 1.992 = 249.498 ед.
14. Среднее время пребывания заявки в СМО
.
                                             

Число ДТ, получивших отказ в течение часа: λ • p1 = 0 ДТ в мин.
Номинальная производительность СМО: 2 / 2.4 = 0.833 ДТ в мин.
Фактическая производительность СМО: 0.83 / 0.833 = 100% от номинальной производительности.

Исходя из математической оценки параметров эффективности деятельности руководства таможенного поста (ЦЭД) по контролю сроков совершения таможенных операций с декларируемыми товарами, можно сделать вывод о том, что осуществление сплошного контроля сроков совершения таможенных операций  со стороны руководства таможенного поста (ЦЭД) в отношении декларируемых товаров в условиях большой загрузки (более 100 ДТ, подаваемых участниками ВЭД в час) не представляется возможным без значительного расширения штата руководящего состава таможенного поста (ЦЭД), разработки и внедрения методик контроля сроков и порядка осуществления подчиненными должностными лицами таможенных операций с декларируемыми товарами, а также внедрения программных задач, позволяющих осуществлять репрезентативную выборку ДТ, имеющих признаки нарушения сроков и порядка совершения таможенных операций.

Таким образом, существующая практика функционирования ЦЭД не учитывает имеющиеся способы повышения эффективности деятельности подчиненных должностных лиц. В настоящее время, как показывает анализ, нагрузка на должностных лиц ЦЭД близка к предельной, дальнейшее повышение нагрузки на должностных лиц неминуемо приведет к нарушению установленных сроков совершения таможенных операций либо к снижению уровня таможенного контроля, то есть в обоих случаях приведет к снижению качества оказываемых ЦЭД таможенных услуг. По мнению авторов, внедрение принципа специализации в деятельность должностных лиц при совершении таможенных операций, а также широкое применение математического аппарата при анализе всех аспектов деятельности ЦЭД будет являться решением указанной проблемы.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

2. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О таможенном регулировании в РФ".

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

4. Афонин П.Н. Системный анализ и управление в таможенном деле [Электронный ресурс]: учебное пособие

5. Коптева Л.А., Борисова Е.М., Ворона А.А. В сборнике: Финансы России в условиях глобализации 2018"


Войти или Создать
* Забыли пароль?