Статья посвящена изучению системных реакций организма человека на психологические реабилитационные воздействия при психоэмоциональном напряжении. Проведено две серии обследований. В первой серии обследований приняли участие 20 студентов, которым перед экзаменом в качестве психологического реабилитирующего воздействия предлагалась в течение 20 минут мелодичная музыка, а во второй серии – 27 студентам была предложена аутогенная экспресс-регуляция. Она состояла в 5-минутной концентрации внимания на большом пальце правой руки, при этом формулы аутосуггестии исключались. Периодически испытуемому предлагали «внутренним взором» проследить движение крови по сосудам руки и зафиксировать появившиеся новые субъективные ощущения. До и после реабилитации испытуемым предлагалась тестовая операторская деятельность на компьютере, имитирующая стрельбу по цели. Методологической основой анализа тестовой деятельности являлась концепция системного «квантования» поведения, в соответствии с которой весь континуум тестовой деятельности разбивался на отдельные дискретные отрезки – системокванты, имеющие черты функциональной системы. Каждый системоквант мог быть описан параметром достигнутого результата деятельности, его «физиологической ценой» и показателем эффективности деятельности. До сеанса реабилитации и сразу после него у всех обследуемых регистрировали ЭКГ, пневмограмму, ЭЭГ, артериальное давление, тремор динамический. Оценивали индекс напряжения по Р.М. Баевскому, субъективные уровни самочувствия, активности, настроения, уровень ситуативной тревожности по Спилбергеру. Вегетативный статус испытуемых оценивали на основе расчета вегетативного индекса Кердо, индекса Хильдебрандта, минутного объема кровообращения. Проводили спектральный анализ ЭЭГ, на основе которого оценивали величины спектральных мощностей ЭЭГ в дельта-, тета-, альфа- и бета-диапазонах. Показано, что различные реабилитационные воздействия, адресованные к разным структурам и функциям организма, вызывают принципиально разные отклики целостной системы. Так, мелодичная музыка, формируя положительные эмоции, способствует снижению психоэмоционального напряжения у человека, нормализует его вегетативный тонус и повышает эффективность деятельности. Сеанс АЭР, напротив, оказывая более выраженное воздействие на психическую сферу человека, способствует изменению системной организации функций и появлению качественно новых свойств системы в виде новых субъективных ощущений. Характер субъективных ощущений определяется исходным состоянием биоэлектрической активности мозга человека.
психоэмоциональное напряжение, психологическое реабилитационное воздействие, системные реакции организма, психическая и вегетативная сферы человека, субъективные ощущения
Особое место в ряду нелекарственных реабилитационных воздействий отводят психологическим воздействиям. К ним относят такие, адресованные к психике человека воздействия, как музыкотерапия, психогенные регуляторные воздействия и другие. Психологические воздействия направлены на положительные изменения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах человека. При этом реабилитационное воздействие меняет организацию всей целостной системы организма человека, а, следовательно, создает качественно новую организацию системы или новое состояние системы. Это новое, более оптимальное по отношению к предыдущему состояние человека, носит временный и функциональный характер, и, вероятно, может определяться как функциональное состояние.
В соответствии с основными положениями теории функциональных систем, процесс реабилитации носит системный характер. При этом живой организм может быть представлен как интеграция взаимосодействующих функциональных систем разных уровней организации, которой присущи все черты функциональной системы. По-мнению К.В.Судакова все реабилитационные мероприятия выступают в роли дополнительного внешнего звена саморегуляции, компенсируя тем самым недостаточную функцию тех или иных функциональных систем организма [11]. Следовательно, в ответ на реабилитационное воздействие организм должен давать «системный отклик» в виде согласованных и взаимосвязанных сдвигов показателей отдельных функций, что позволит судить об изменении его функционального состояния.
Цель исследования – изучение системных реакций организма человека на психологические реабилитационные воздействия при психоэмоциональном напряжении.
1. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Изд-во «Медицина», 1984. 221 с.
2. Гольдберг Е.М., Кривцунова А.Н., Пустовгар А.А. Влияние прослушивания музыки в наушниках на изменение частотного спектра ЭЭГ // Современные наукоемкие технологии. 2005. N4. C. 39-40.
3. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.Н. [и др.] // Вопросы психологии. 1973. N 6. С. 141-145.
4. Захарова Н.Н., Авдеев В.М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 1982. Т. 32. Вып. 5. С. 915-929.
5. Карпман В.Л., Любина Б.Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М., 1982. 135 с.
6. Классина С.Я. Оценка состояния контролеров ЭОС в процессе формирования навыков производственной деятельности. Диагностика здоровья. Сб. научных трудов. Воронеж, 1990. С. 51-67.
7. Конарева И.Н. Изменение энцефалограммы и эмоционального состояния под влиянием прослушивания музыки // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, Серия «Биология, химия». 2010. Том 23 (62). N1. С. 40-47.
8. Организация и проведение реабилитационно-восстановительных мероприятий на Чернобыльской АЭС: Метод. рекомендации. / В.С. Кощеев, В.А. Тимофеев, Р.З. Мирзабекян [и др.]. М: 3 ГУ Минздрава СССР, 1987. С. 15-21.
9. Любимов Н.Н. Изменение энцефалограммы вызванных потенциалов при применении особой формы психологической тренировки (медитации) // Физиология человека. 1999. Т.25. N2. С. 56-66.
10. Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиций общей теории функциональных систем // Успехи физиол. наук. 1995. Т. 26. N4. С. 3-27.
11. Судаков К.В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стрессорных состояний // Вестник Российской АМН. 1996. N6. С. 15-25.