ИСТОКИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОПЫТА САМООРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МЕНЕДЖЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Любой менеджер, в том числе и университетский, всегда озабочен нехваткой времени на решение своих задач и задумок. Чем значительней его личный опыт управленческой деятельности, тем выше его оценка на рынке труда и рынке образовательной деятельности. К сожалению, опыт управленческой деятельности не имеет прямой и тесной связи с опытом личной организации, хотя каждый менеджер нуждается и в таком опыте. В статье на примерах личной жизни и деятельности автора показывается, как ещё в студенческие годы будущему университетскому менеджеру можно и нужно получить существенный опыт самоорганизации, реализовав тягу к самовыражению, сотрудничая с прессой, обучаясь выступать публично, берясь за организацию коллективной работы. Статья представит интерес для управленцев, преподавателей и студентов университетов как потенциальных университетских менеджеров, а также для всех, кому интересны проблемы самоорганизации и опыт их разрешения.

Ключевые слова:
самоорганизация, истоки, менеджер, университет, стремление к самовыражению, сотрудничество с прессой, умение выступать публично, организаторская деятельность, передача опыта самоорганизации студентам
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вступление

Проблема нехватки времени у менеджеров, в том числе, конечно, и у университетских, в последние годы привлекает всё больше внимания учёных и практиков.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства накоплен уже немалый опыт работы по развитию организаторских качеств и искусства самоорганизации в студенческой среде.

Такое искусство не приходит к менеджеру само по себе, его нужно формировать, начиная со школьной скамьи и студенческой жизни.

Конкретные задачи нашего исследования: проанализировать истоки личного опыта самоорганизации будущего менеджера и обобщить три его основных вектора: сотрудничество с прессой, приобретение опыта публичных выступлений и опыта организационной деятельности.

Автор статьи прошёл длительный путь становления в сфере университетского менеджмента, от студента до преподавателя менеджмента, заведующего кафедрой менеджмента и директора Института экономики и менеджмента, а его работы отмечены отраслевыми и государственными наградами [5].

В статье анализируется личный опыт автора по формированию ещё в студенческие годы его качеств будущего университетского менеджера.

Кроме того, представлена современная система практической подготовки студентов университета к будущей менеджерской деятельности.

1. Стремление к самовыражению [5].

Буквальный смысл слова «самовыражение» – это выражение своей индивидуальности в какой-либо деятельности. Стремиться к самовыражению, на мой взгляд, значит во всей полноте проявлять свою сущность, особенности, возможности, раскрывать свой потенциал, выкладываться.

Но ведь у менеджеров и других деловых людей разные особенности и способности. И если мы ищем, находим и, главное, реализуем свои возможности, проявляем их, на душе становится легче, повышается наша самооценка в собственных глазах, да и для достижения наших главных жизненных целей это зачастую оказывается полезным.

Конечно, нельзя забывать о том, что менеджер всегда находится среди людей. Его самовыражение не должно подавлять других людей, мешать им тоже самовыражаться. Но и искусственно сдерживать себя, не проявлять своих качеств, опасаясь зависти или чьих-то обид, тоже будет неверной позицией, уходом с поля боя.

В собственной жизни автора самовыражение всегда играло особую роль, позволяло ему не только обращать на себя внимание окружения, начальства, подчинённых или интересных ему людей, но и открывало дорогу к реализации наиболее важных целей жизни.

В школьные годы я не выделялся среди соучеников особой силой, весом, ростом, внешним видом. Выкладывался в учёбе, помогал другим, а скоростью мысли, воображением и интуицией нравился учителям, много читал (а тогда в детских библиотеках всегда были очереди), болел на стадионе за киевскую футбольную команду «Динамо».

А вот в институте среди многих хорошо учившихся студентов быть по учёбе «самым-самым» уже не очень получалось. Первые полтора года мы, студенты дневных отделений, вообще учились по вечерам, а днём работали: студенты строительных вузов – на стройках, студенты политеха – на заводах, сельхозники – в колхозах и совхозах. И здесь, на стройках, городские пацаны, конечно, уступали сельским, хорошо знавшим, что такое топор, лопата, ножовка, молоток, копание земли, переноска тяжестей.

Позже, когда, вернувшись со стройки, мы стали учиться по-настоящему, ежедневно с утра, то помимо занятий у нас появились все настоящие атрибуты студенческой жизни: праздники, конкурсы, концерты, спортивные состязания. Мне и здесь выделяться особенно было нечем.

Но я чувствовал в себе внутреннюю энергию, всё время хотелось что-то придумывать, делать что-то важное, заметное, полезное.

Именно студенческие годы позволили мне по-настоящему проверить себя и поверить в себя, выразить себя в интересных и важных делах.

Среди моих главных увлечений студенческого периода, которые затем оставили существенный след на жизненном пути, стали дорогами к менеджменту, могу назвать, по крайней мере, три вектора: сотрудничество с газетами, лекционную деятельность среди населения по линии общества «Знание», организаторскую деятельность в спортивной среде.

2. Сотрудничество с прессой [5, 10]. Сегодня своих студентов учу планировать этапы жизни и профессиональной карьеры. В мои студенческие годы этому нас никто не учил, а сам я на бумаге свою жизнь не планировал. Просто искал увлекательные для меня дела, те, которые мне лично были интересны и нужны были обществу, моему окружению, которое могло это оценить.

Например, на втором курсе института решил попробовать писать в газету. Пришел в редакцию газеты «Молодой ленинец». Главным редактором был Юрий Григорьевич Сёмушкин, ответственным секретарем – известный в Пензе поэт Александр Александрович Сазонов, а начальником отдела спорта – Евгений Николаевич Норкин.

Встретили меня дружелюбно, стали давать поручения, правили мои, прямо скажу, слабоватые литературные опыты. Писал о спорте (к тому времени серьезно занялся бадминтоном), о студенческой жизни, потом стал привлекаться к журналистским расследованиям, ездил в сельские районы, встречался с людьми. Евгений Николаевич Норкин в последующем перешел на руководящую работу в «Пензенскую правду», и мы продолжали дружить и сотрудничать.

Сотрудничество с газетами расширило мой кругозор, дало возможность познакомиться с очень интересными людьми, научило думать, писать. Уже находясь на службе в Советской армии, получил удостоверение члена Союза журналистов СССР. Мне было оказано высокое доверие, которым я очень дорожил и дорожу сегодня, будучи членом Союза журналистов России.

С газетами поддерживаю контакты до настоящего времени, храню подшивки своих статей в газетах «Молодой ленинец» и «Пензенская правда», а в десятилетний период жизни и работы в Москве немало статей опубликовал в «Строительной газете» и «Советском спорте». Однако самыми значимыми для себя считаю три мои статьи, которые опубликовали в советское время газеты «Комсомольская правда» и «Известия» (Где готовят руководителей? // Известия, 1983, 30 ноября;  Кто он – глава кафедры? // Комсомольская правда, 1985, 7 марта;  Вуз в зеркале мнений // Комсомольская правда, 1988, 16 января).

3. Умение выступать публично [5, 10]. Мне очень импонировала просветительская работа по линии Всесоюзного общества «Знание». Специальные лекторские группы из преподавателей местных вузов, работников партийных органов, военных людей читали для населения лекции по актуальным проблемам экономики, культуры, международного положения, молодежной тематике. Тогда в стране был «железный занавес». О жизни за рубежом люди знали мало, Интернета не было, западные радиостанции глушились. Лекторы Общества «Знание» имели доступ к служебной информации, могли ее обыгрывать и доводить кое-что до населения.

Я специализировался на лекциях о международном положении. Руководил студенческой лекторской группой Пензенского инженерно-строительного института. Из группы выросли потом известные в Пензе люди – Владимир Александрович Сазанов, Нина Алексеевна Козлова и мн. др. Ко мне очень тепло относились, помогали расти известные и опытные лекторы Пензы Всеволод Феоктистович Морозов, Владимир Петрович Грановский, Марк Абрамович Брегер, Василий Алексеевич Бутов и другие маститые лекторы – международники.

При выезде в сельские районы приходилось порой ежедневно проводить по 4-5 лекций и бесед, доходить до молочных ферм, сенокоса, туда, куда опытные лекторы обычно не добирались, ограничиваясь выступлениями в сельских клубах.

И если тебя приглашали на какое-то предприятие города повторно, значит, понравился, пришелся по душе.

Вспоминаю свои лекции (я уже учился на старших курсах института) на заводах: Химмаш, Дизельный, Тяжпромарматура, в научно-исследовательских институтах Пензы.

Меня слушали не только рабочие и жители села. Лекции о международном положении нередко читал инженерно-техническим работникам, а в залах, бывало, собирались по 150–200 чел.

В результате получил богатейший для будущего менеджера опыт публичных выступлений, общения с самой разной аудиторией, овладел умением вести дискуссию, обосновывать позицию. Запомнились и курьезные случаи. Послали как-то читать лекцию в общество глухонемых. Читаю лекцию. Смешной случай рассказал – не смеются. Пошел серьезный материал – стали громко смеяться. Дело в том, что меня переводил сурдопереводчик. Оказалось, что лекцию слушал он, а потом переводил руками и мимикой моим глухонемым слушателям. Естественно, по времени мои слова не совпадали с их переводом и восприятием.

Однажды послали читать лекцию на Пензу-IV, в тюрьму, сказали – рецидивистам. Радости не было к ним идти. Удивлялся, зачем им лекции, им же ещё долго сидеть. Лекция в красном уголке. Читаю, а в мыслях – скорее уйти. Окончил лекцию, по инерции, как обычно, спрашиваю: вопросы есть? На удивление руки подняли почти все. Оказалось, у всех один вопрос: «Когда нас выпустят?» Вот такой запомнил эту лекцию о международном положении.

По материалам лекторской работы у меня стали появляться статьи о международном положении в газетах. Стал выступать и на телевидении, оно уже становилось на ноги.

Для лекторов проводились специальные семинары силами отделов пропаганды ЦК КПСС, Пензенского обкома КПСС, лекторов Москвы, Ленинграда.

Секретарь обкома КПСС Павел Дмитриевич Селиванов приглашал после моего окончания института остаться работать в лекторской группе Пензенского обкома КПСС. К этому времени я уже был избран в партийный комитет нашего института.

С П.Д. Селивановым потом неоднократно встречались в Москве, где он возглавил Комитет по профессионально-техническому образованию СССР.

4. Приобретение опыта организаторской деятельности. Третье менеджерское увлечение студенческих лет – спорт. Прочитал как-то о новом для нашей страны того времени виде спорта – бадминтоне. Первую федерацию бадминтона СССР возглавил тогда заслуженный артист РСФСР, певец оперетты Николай Рубан.

Стал собирать литературу, пробовал играть. Из студентов сформировал команду – Коля Прохорихин, Миша Вейцман, Саша Котломин и др. Стали тренироваться. Время нам давали в спортзале после 23 часов вечера. В школе №50 отобрал мальчиков и девочек шестого класса, стали они тренироваться с нами: Оля Минаева, сестры Надя и Люба Тесаевы, Анатолий Журов, Владимир Сёмин. Все потом стали студентами нашего института, кандидатами в мастера спорта СССР, членами сборной команды Пензенской области.

С этой командой побывал во многих республиках и городах СССР, а после, уже в период моей московской аспирантуры, был избран ответственным секретарем федерации бадминтона РСФСР, стал судьей республиканской, а потом и всесоюзной категории по бадминтону.

В Пензе мы создали федерацию бадминтона Пензенской области, я – совсем молодой человек – председатель, члены федерации – учитель физики школы №55 Юрий Валентинович Жуковский, главный художник драмтеатра Георгий Дмитриевич Епишин, спортивный обозреватель телевидения Евгений Владимирович Андросов, заместитель директора издательства «Пензенская правда» Юрий Иванович Кривошеев и другие известные и уважаемые люди.

Все оказались очень увлеченными, интересными людьми, поддержали меня, совсем молодого, и развитие бадминтона в Пензе.

Оценивая итоги юношеского периода своей жизни, думаю, что именно желание выразить себя полностью, способность выкладываться: в журналистике (умение писать, излагать мысли), лекторской деятельности (умение заинтересовывать, убеждать), организаторской работе в спорте и мое большое желание быть нужным, востребованным обществом, – все это привело меня в будущем к реальному менеджменту, управленческой деятельности в НИИ и в университете, интересу к управленческой науке, научило быть цельным, активным и организованным человеком.

Замечу, что всё, за что я с интересом брался в молодые годы, я делал увлечённо, полностью выкладываясь, увлекая за собой других, и это стало определённым стилем и образом моей жизни, явилось фундаментом будущих жизненных побед в сфере менеджмента.

5. Система передачи менеджерского опыта студентам. Авторский опыт самовыражения в юношеские годы стал истоком формирования моих менеджерских качеств в зрелом возрасте, а в дальнейшем лёг в основу целой системы непрерывной подготовки молодёжи к реальной организаторской деятельности. Мой опыт работы со студентами в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства рассматривался на большом совещании ректоров страны в присутствии министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова [2, 6].

В основу этой системы были заложены несколько принципов [8, 9]:

  • интенсивное введение в профессию ещё на младших курсах обучения;
  • развитие организаторских качеств и получение опыта реальной деятельности в фирмах самоуправляемого студентами Института студенческих лидеров;
  • реальное курсовое и дипломное проектирование по заказу фирм и организаций;
  • развитие у студенческой молодёжи навыков предпринимательской деятельности;
  • непрерывное наставничество студентов старших курсов над студентами младших курсов;
  • повышение социальной устойчивости и конкурентоспособности студентов и др.

Опыт нашего университета получил широкое распространение в вузах учебно-методического объединения России в сфере менеджмента, отражён в ряде наших учебников, получивших поддержку Министерства образования Российской Федерации [1, 2].

Заключение

  1. Важной основой развития качеств самоорганизации менеджера является постоянная тяга к самовыражению, проявляемая с юношеского возраста.
  2. Конкретными путями самоподготовки студентов к менеджерской деятельности могут быть:

а) сотрудничество с прессой, практика журналистской работы;

б) овладение умением выступать публично;

в) приобретение разнообразного опыта организаторской деятельности.

  1. Стремясь к самовыражению и выкладываясь во всех своих делах полностью, менеджер может не сделать того, что наметил. И ему придётся искать пути к своей системе, к оптимизации своих сил во времени, стать организованным человеком.

Система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов, реализованная в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, обеспечивает эффективную подготовку студенческой молодёжи к реальной организаторской деятельности, обобщена в научно-методическом комплексе учебников «Менеджмент в высшей школе».

 

Список литературы

1. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности менеджера. Учебное пособие / - М.: ИНФРА-М, 2017.

2. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, Ф.Е. Удалов, И.С. Чемезов; под общ. ред. С.Д. Резника. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019.

3. Персональный менеджмент в рисунках, схемах и определениях: учебное пособие / С.Д. Резник, И.С. Чемезов; под общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза: ПГУАС, 2017

4. Персональный менеджмент. Практикум / Резник С.Д., Бондаренко В.В., 3-e изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2019

5. Резник С.Д. Дороги к менеджменту: о себе и окружавших меня людях, о времени и со-бытиях. - М.: ИНФРА-М, 2018

6. Резник С.Д. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы / С.Д.Резник, М.В.Черниковская, Е.В.Носова // Вестник кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. - №2017. - №2. - С. 36-41.

7. Резник С.Д. Введение в университет: как из школьника сделать студента [Текст] / С.Д. Резник // Поиск. - 2019. - №36.

8. Резник С.Д. Механизмы ускорения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям освоения образовательных программ [Текст] // Менеджмент в социальных и экономических системах: Сборник статей VII Международной научно-практической конференции / под общей ред. Резника С.Д.. - Пенза: ПГУАС, 2015. - С.158

9. Резник С.Д. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения [Текст]/ С.Д. Резник, М.В. Черниковская - Пенза: ПГУАС, 2011. - 177 с.

10. Резник С.Д., Усов В.Р. Самоорганизация и личная эффективность: секреты и уроки жизни организованного человека/. М.: ИНФРА-М, 2018. - 284 с.

11. Резник С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?