МОДЕЛИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблема моделирования содержания химической подготовки врачей-лечебников не нова, но по-прежнему актуальна. В настоящее время, имея свойства масштабности, фундаментальности, междисциплинарности, ориентированности на практику обучения, она становится одной из ключевых проблем современного химического образования. Исследование проблемы моделирования содержания высшего образования уже не находится только в плоскости предметной дидактики, оно уже вышло на государственный уровень. Так, на Заседании Госсовета [14] была поставлена задача «разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания образования с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях». Наш педагогический опыт показывает, что перспективные модели содержания химической подготовки будущих врачей целесообразно строить на основе компетентностного подхода, руководствуясь принципами фундаментальности, интегративности, профессиональной направленности, рациональной минимизации. Знания, включенные в контекст, необходимы для понимания обучающимися химической сущности процессов, протекающих в организме человека; тесной связи химии с медициной, экологией; способствуют формированию универсальных, общепрофессиональных, а в некоторых случаях и профессиональных компетенций.

Ключевые слова:
высшее химическое образование, моделирование содержания обучения, компетентностный подход, профессиональная подготовка специалиста медицинского профиля, биохимия, супрамолекулярная химия, контекст, алгоритмы, технологии
Список литературы

1. Белопухов С.Л., Сюняев Н.К., Тютюнькова М.В. Химия окружающей среды. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

3. Волкова С.А. Предметное обучение в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО): дидактический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т. 2. - №5 (44). - С. 143-165.

4. Волкова С.А., Ивченко Т.В., Лисовская Л.П. Зеленые растения - лаборатория фотосинтеза // Химия в школе. - 2008. - №8. - С. 9-17.

5. Волкова С.А., Паршутина Л.А. Супрамолекулярная химия как источник обновления содержания школьного естественнонаучного образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2018. - №2 (75). - С. 15-23.

6. Герус С.А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 160 с.

7. Гринченко Е.Л. Теоретические аспекты формирования и развития предметных компетенций у студентов в процессе самообразовательной деятельности по химии в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3. - С. 116-121.

8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 216 с.

9. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ «Институт содержания и методов обучения РАО» / Под ред. Т.С. Назаровой. М.; СПб. : Нестор-История, 2012. - 436 с.

10. Литвинова Т.Н. Роль и место химического компонента в структуре профессиональных компетенций будущего врача // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.).- Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013.- С. 202-204.

11. Литвинова Т.Н., Хорунжий В.В. Химия. Основы химии для студентов медицинских вузов: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2019. - 524 с.

12. Малахова С.Д., Федорова З.С., Демьяненко Е.В., Тютюнькова М.В. Биология с основами экологии. Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2019. - 162 с.

13. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 432 с.

14. Путин В.В. Заседание Совета по науке и образованию 8 декабря 2014.

15. Тютюнькова М.В., Белопухов С.Л., Сюняев Н.К., Анфилов К.Л. Химия агросферы. М.: Российский государственный аграрный университет-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012 - 232 с.

16. Хлесткин В.К., Болдырева Е.В., Малыгин А.А. Супрамолекулярная химия. Электронно-лекционный курс. Разработан в рамках Программы развития НИУ - НГУ.

17. Volkova S.A. Strategy updates the content of school education in the chemical information noosphere civilization // SHS Web of Conferences, 29, 01077 (2016). 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 / S.V. Ivanova and E.V. Nikulchev (Eds.) [Электронный реурс]. URL: http://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html

18. Volkova S.A. Theory and practice of updating the content of education in chemistry and teaching methods, in view of modern science and technology achievements. Venesuela Revista Espacios, 39(5), pp. 1-7. Retrieved from: http://www.revistaespacios.com/a18v39n05/in183905.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?