ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ОАО «ГАЗПРОМ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены проблемы управления и планирования развития ОАО «Газпром». Представлены финансовая деятельность компании, виды добываемых природных ресурсов. Приведена информация о сотрудничестве с зарубежными партнерами по строительству газотранспортных проектов, ведении кадровой политики ОАО «Газпром».

Ключевые слова:
природные ресурсы; международные проекты; рейтинг компании; доходы предприятий; кадровая политика.
Текст

Для современной России актуален процесс формирования корпоративного менеджмента компаний. На российском рынке примером является компания ОАО «Газпром», которая имеет преимущества по добыче полезных ископаемых по сравнению с другими предприятиями.

При формировании современной российской модели менеджмента используется изучение и применение лучшего зарубежного управленческого опыта, долголетнее сотрудничество Газпрома с крупнейшими фирмами нефтегазового рынка Европы, а также международные проекты, которые внедрены в таких странах, как Китай, Корея, США.

Концентрация значительной части газового комплекса в Газпроме, сохранение принципов централизованного управления, традиционного для советской экономики, — важный элемент преемственности, который при своей консервативности может стать гарантом формирования истинно российской модели менеджмента.

В Газпроме сложились кадровая политика, корпоративная культура и политика, динамика которых ориентирована на один из основных принципов стратегического управления — оценку человеческих ресурсов как самого важного ресурса организации. С учетом особенностей процесса формирования корпоративного управления ОАО «Газпром» выделим группу макро- и микроэкономических проблем, решение которых определит суть корпоративного менеджмента фирмы [1].

На протяжении последних лет администрация заявляла, что цены на природный газ на внутреннем российском рынке являлись демпинговыми, т.е. цена на газ не окупает затраты на его производство. В практике развитых и развивающихся стран существуют специальные государственные комитеты, рассчитывающие уровень цены, которая является демпинговой для всех секторов национальной экономики. Государство запрещает реализацию продукции ниже этого уровня, поскольку нет более быстрого способа разорения национального бизнеса. Государственные структуры заставляют компанию реализовывать продукцию по демпинговым ценам, а если уровень цены действительно является демпинговым, почему же тогда компания не разоряется? Аналитики фирмы объясняли это тем, что экспорт природного газа позволяет получить прибыль и перебрасывать финансовые ресурсы на проблемные участки предприятий Газпрома.

Другое противоречие, очевидное в этой ситуации, состояло в том, что по законам экономики компания должна уйти с убыточного рынка. Предприятиям Газпрома следовало прекратить реализацию газа на внутреннем российском рынке и ориентироваться только на экспорт. Подобная стратегия была неосуществима. Однако очевиден и факт функционирования компании в условиях, которые нельзя определить как рыночные.

Список литературы

1. Кузьмин Б.И., Воробьева Л.Е., Воробьева О.В. Корпоративное управление ОАО «Газпром» в процессе интеграции и глобализации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 115-130.

2. «Газпром сегодня». Глобальная энергетическая компания. Миссия и стратегическая цель. Запасы и добыча газа. Надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Диверсификация маршрутов и укрепление энергетической безопасности Европы. Приоритетные направления деятельности. Офиц. сайт. URL: http://www.gazprom.ru

3. Стратегическое планирование и управление, экономика и финансы, маркетинг и реклама в России. Офиц. сайт. URL: http://www.strategplann.ru

4. Итоги 2012 г. Факты и цифры. Ежегодная корпоративная брошюра. Офиц. сайт. URL: http://www.gazpromexport.com

Войти или Создать
* Забыли пароль?