УСТОЙЧИВОСТЬ ГЕНОТИПОВ МЯГКОЙ ПШЕНИЦЫ, ВЫРАЩИВАЕМЫХ В ТАДЖИКИСТАНЕ, К РАСАМ ЖЕЛТОЙ, СТЕБЛЕВОЙ И ЛИСТОВОЙ РЖАВЧИНЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Одным из факторов, влияющих на урожайность пшеницы в Таджикистане, является появление и распространение ржавчинных заболеваний – желтой, стеблевой и листовой ржавчины. Появляющиеся новые расы патогенов, вирулентные к существующим генам устойчивости у сортов пшеницы, создают новые вызовы. Отбор устойчивых генотипов пшеницы к ржавчине обычно проводится путем изучения фенотипических признаков у проростков (устойчивость проростков) и у взрослых растений (устойчивость взрослых растений) и анализа с применением доступных молекулярных маркеров. Установлено, что расы желтой ржавчины, поражающие сорта пшеницы в Таджикистане, относятся к агрессивным и характеризуются толерантностью к высокой температуре. По итогам исследований установлено, что наибольшая степень устойчивости к желтой ржавчине наблюдается у сортов Сарвар, Вахдат, АИКТ-20 и Файзбахш, у староместных сортов Кабои Панджакент и Сурхак-5688, а также у линии PASTOR/3/VORON. Большинство из новых сортов пшеницы имеют следующие группы генов устойчивости к ржавчине: Sr31/Yr9/Lr26, Sr38/Yr17/Lr37, Yr30/Sr2/Lr27 и Yr18/Lr34/Sr57. В связи с этим необходимо постоянно проводить мониторинг распространения и развития болезней ржавчины, а также вести селекцию сортов пшеницы на устойчивость к ржавчинам с применением как традиционных, так и современных методов с помощью молекулярных маркеров.

Ключевые слова:
пшеница, селекция, молекулярные маркеры, ржавчина, раса патогена, устойчивость к болезням
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В Таджикистане мягкая пшеница является наиболее важной зерновой культурой с точки зрения национальной продовольственной безопасности [1,2], но ей постоянно угрожают опасные ржавчинные заболевания. Эпифитотии желтой ржавчины (Puccinia striiformis Westend. f. sp. tritici Eriks.) наблюдались в 1952, 1958, 1966, 1997, 1998, 2003, 2010 годы [3] и в 2016 году, что привело к значительным потерям урожая зерна пшеницы по всей стране. Стеблевая ржавчина (Puccinia graminis f. sp. tritici Erikss. & E. Henning) встречается в основном в горных районах на посевах яровой пшеницы [4]. Однако при благоприятных условиях окружающей среды, болезнь способна уничтожить целые поля пшеницы во всех агроэкологических зонах. Листовая ржавчина (Puccinia triticina Eriks.) является переменной по своему воздействию на пшеницу, в зависимости от климатических условий года [2].

Выявление генетической устойчивости у генотипов пшеницы считается наиболее эффективной, недорогой и экологически устойчивой стратегией борьбы с ржавчинными заболеваниями [5,6]. Исходя из этого, стратегия селекции пшеницы в Таджикистане направлена на выявление устойчивых генотипов. В результате проведенных исследований, за последние годы был выведен ряд устойчивых сортов пшеницы к ржавчине, путем отбора из селекционных образцов, полученных из международных центров [1,2].

Одной из главных проблем селекции пшеницы на устойчивость к ржавчинам является генетическая изменчивость расы возбудителей болезней. Установлено, что разнообразие вирулентности трех возбудителей ржавчины в Центральной Азии является высоким, особенно в Таджикистане [4,7]. Генетическая устойчивость пшеницы к ржавчинным болезням разделяется на «устойчивость проростков», которая часто происходит в результате экспрессии отдельных генов и проявляется ярким выражением фенотипических признаков во всех фазах развития растений [8] и «устойчивость взрослых растений», которая является результатом экспрессии множества генов и появления менее видимых фенотипических эффектов на более поздних стадиях развития растений [9]. При отборе устойчивых образцов и селекции на устойчивость к ржавчине обычно изучают проявление фенотипических признаков у проростков и взрослых растений и проводят анализ молекулярных маркеров, если они доступны для специфических генов устойчивости. К сожалению, до проведенных нами исследований не было известно о наличии генов устойчивости у проростков и у взрослых растений сортов пшеницы, возделываемых в Таджикистане. Поэтому целью данной статьи является представление итогов исследований по выявлению генов устойчивости у возделываемых сортов, чтобы быть готовым к появлению новых рас возбудителей ржавчинных заболеваний.

Условия, материалы и методы исследований. Полевые эксперименты по оценке устойчивости генотипов пшеницы к естественным расам ржавчинных заболеваний проводились в хозяйстве им. Л. Муродова Гиссарского района.

Оценка устойчивости проростков к желтой ржавчины проводилась в Глобальном справочном центре по ржавчине в Университете Орхусс, Дания и в региональном научном центре по ржавчине зерновых культур в Измире, Турция. Анализы устойчивости проростков к стеблевой и листовой ржавчинам проводились М. Рахматовым в Лаборатории болезней зерновых культур при Министерстве сельского хозяйства США - Службе сельскохозяйственных исследований (USDA-ARS-CDL) и в Университете Миннесоты в Сент-Пол, США. Полевые опыты проводились в условиях искусственных инфекционных фонов, создаваемых в Кенийском научно-исследовательском учреждении в области сельского хозяйства и животноводства (KALRO) в Нжоро при поддержке Международного центра по улучшению кукурузы и пшеницы (СИММИТ), а также в региональном научном центре по ржавчине зерновых культур в Измире, Турция. В Университете Миннесоты были изучены генотипы мягкой пшеницы к стеблевой ржавчине.

Оценка устойчивости проростков к стеблевой и листовой ржавчине проводились по шкале 0-4 [10,11], и к желтой ржавчине проводились по шкале 0-9 [12]. А также оценку устойчивости взрослых растений к ржавчинным болезням определяли по модифицированной шкале Кобба [13]. Наличие признаков псевдочерной колосковой чешуи (ПКЧ) и некроза кончиков листьев (НКЛ) оценивали по 0-4 шкале [14].

Анализ и обсуждение результатов исследований. Исследования показали, что сорта пшеницы, выращиваемые в Таджикистане, а также селекционные линии в основном имеют следующие гены устойчивости к ржавчинам: Sr5, Sr6, Sr11, Sr31/Yr9/Lr26, Sr38/Yr17/Lr37, Yr27 и Lr16 (табл.). Также на основе анализов, проведенных с применением молекулярных маркеров и признаков некроза кончиков листьев и псевдочерной колосковой чешуи, былы выявлены гены с плейотрофным эффектом Yr30/Sr2/Lr27 и Yr18/Lr34/Sr57.

Постулирование (определение) гена желтой ржавчины проводилось с использованием 12 рас и это позволило подтвердить наличие гена Yr9 в сортах Алекс, Садокат, Зироат-70 и линии OTUS TOBA97, а также гена Yr17 в сортах Джаггер 9 и ИЗ-80 (табл.). Результаты экспериментов подтвердили наличие генов Yr9 и Yr17 у изученных генотипов, которые являются устойчивыми к большинству рас желтой ржавчины. Сорта Сарвар, Файзбахш, Вахдат, Ориён, Садокат и АИКТ-20 проявили высокую устойчивость ко всем расам желтой ржавчины.

Список литературы

1. Muminjanov H. Wheat breeding in Tajikistan / Muminjanov H., Otambekova M., Morgounov A. // In: Bonjean A., Angus W. (eds.) The World Wheat Book: A History of Wheat Breeding, Volume III, 2015.

2. Эшонова З. Селекция и семеноводства перспективных сортов и линий пшеницы в экологиеских зонах Таджикистана / Эшонова З., Моргунов А., Парода Р., Косимов Ф., Хусайнов И., Ёров А., Наимов С., Хикматов Н., Муминджанов Х. // Материалы 1-й Центральноазиатской Конференции по пшенице. 10-13 июня 2003, г. Алматы, Казахстан: CIMMYT, C. 58-61.

3. Pett B. Wheat diseases & pests observation for selection of resistant varieties in Tajikistan / Pett B., Muminjanov H., Morgunov A., Rahmatov M., Sarkisova T. // Agromeridian, Theoretical and Applied Agricultural Research Journal 1, 2005, pages 83-87.

4. Berlin A. Sexual reproduction contributes to genotypic variation in the population of Puccinia graminis in Tajikistan / Berlin A., Rahmatov M., Muminjanov H., Yuen J. // Eur J Plant Pathol 141, 2015, pages 159-168.

5. Ellis J.G. The past, present and future of breeding rust resistant wheat Lagudah E. / Ellis J.G., Spielmeyer W., Dodds P. // Front Plant Sci 5, 2014, pages 1-13. doi:https://doi.org/10.3389/fpls.2014.00641.

6. Койшыбаев М.К. Болезни пшеницы. ФАО. Анкара, 2018. 390 с.

7. Kolmer J.A. Genetic differentiation of Puccinia triticina populations in Central Asia and the Caucasus / Kolmer J.A., Ordonez M.E. // Phytopathology 97, 2007, pages 1141-1149.

8. Flor H.H. Current status of the gene-for-gene concept. Ann Rev Phytopathol 9, 1971, pages 275-296.

9. Knott. Breeding methods. In: Frankel R, Grossman M, Linskens HF, Maliga P, Riley R (eds) The wheat rusts breeding for resistance, vol 12. Monographs on theor appl gen. Springer, Berlin, Heidelberg, 1989, pages 126-148.

10. Rouse M.N. Sources of resistance to stem rust race Ug99 in spring wheat germplasm / Rouse M.N., Wanyera R., Njau P., Jin Y. // Plant Dis 95, 2011, pages 762-766.

11. Long D.L. North American system of nomenclature for Puccinia recondita f. sp. tritici. / Long D.L., Kolmer J.A. // A Phytopath. 79, 1989, pages 525-529.

12. McNeal F.H. A uniform system for recording and processing cereal research data / McNeal F.H., Konzac C.F., Smith E.P., Tate W.S., Russell T.S. // ARS-USDA, Washington, 1971, pages 34-121.

13. Койшыбаев М.К. Методические указания по мониторингу болезней, вредителей и сорных растений на посевах зерновых культур / Койшыбаев М.К., Муминджанов Х.А. // ФАО. Анкара, 2016. 28 с.

14. Juliana P. Genome-wide association mapping for leaf tip necrosis and pseudo-black chaff in relation to durable rust resistance in wheat / Juliana P., Rutkoski J.E., Poland J.A., Singh R.P., Murugasamy S., Natesan S., Barbier H., Sorrells M.E. // Plant Genome 8, 2015, pages 1-12.

Войти или Создать
* Забыли пароль?