Тула, Тульская область, Россия
Тула, Тульская область, Россия
Приведены результаты исследования актуальных российских проблем экономики образования. Показано, что образование не является общественным благом. Благодаря положительным внешним эффектам образование социально значимо. Ошибочна трактовка категории «образование» как общественного блага. Новые формы российских учреждений образования — автономные и «новые» бюджетные учреждения демонстрируют экономическое поведение, которое близко к моделям менеджерской и неоклассической теорий фирмы. Маржинальный анализ на основе исчисления прямых переменных издержек позволяет определить безубыточный уровень платы за обучение, бюджетной субсидии на обучение. Их величина определяется уровнем оплаты труда педагогических работников. Полные издержки учреждений значительно превосходят маржинальную величину, обеспечивающую безубыточность. Большинство университетов России могут успешно реализовывать стратегию дифференциации на основе предложений новых образовательных программ, для которых необходимо обеспечить их маржинальную безубыточность. Новой задачей учреждений образования является функция экономического управления. Показано, что эта задача может решаться на основе подходов и методов, используемых коммерческими организациями. Учебная нагрузка педагогических работников при условии нормирования численности обучаемых на одного преподавателя существенно зависит от числа обучающихся. Высокая учебная нагрузка обусловлена малочисленным контингентом обучаемых. Макроэкономическая продуктивность человеческого капитала, сформированного в системе образования, с 2011 г. начала быстро снижаться. Это может быть объяснено неэффективностью экономических институтов.
частное благо, учреждения, стратегия, теория фирмы,рост цен, увеличение норм труда, макроэкономическая продуктивность.
Введение
Экономика образования как наука обогатилась в последние десятилетия новыми научными результатами [1–3]. Несмотря на это, в экономической науке существуют весьма актуальные нерешенные проблемы отрасли образования. Масштабные реформы образования в современной России ставят новые задачи, связанные с определением поведения экономических агентов в сфере образования в новых условиях. Экономика образования, как и любая другая отраслевая экономическая наука, должна рассматривать фундаментальные проблемы, микроэкономические и макроэкономические проблемы, связанные с функционированием отрасли образования, и решать прикладные задачи, связанные с поведением экономических агентов.
Одной из важнейших фундаментальных проблем экономики образования, как любой другой отраслевой науки, является проблема определения категории блага, предлагаемого отраслью. Всю совокупность благ подразделяют, как известно, по двум признакам: исключительности и возможности соперничества [4, 5]. Использование этих признаков приводит к пониманию того, что образование представляет собой частное благо, поскольку обладает исключительностью и является объектом соперничества. Выгоды образования получает субъект, получающий образование, поскольку он наделяется человеческим капиталом при получении образования.
Теория этого явления хорошо разработана Г. Беккером [6]. Образование является частным благом, поскольку выгоды образования носят частный характер. Благодаря положительному внешнему эффекту, образование является социально значимым частным благом [4, 5]. Однако немало экономистов и политиков ошибочно считают образование общественным благом. Ярким примером такого заблуждения может служить тот факт, что министры образования, подписавшие в июне 1999 г. Болонскую декларацию, в мае 2001 г. во вступительных замечаниях к Пражскому коммюнике декларировали, что высшее образование является общественным благом. Вероятно, министров ввела в заблуждение социальная значимость образования. Заблуждения в определении категории образования приводят к противоречиям в экономической политике, связанной с образованием.
1. Belfield Clive R. Economic Principles for Education: Theory and Evidence. Edward Elgar Pub, 2003. 286 p.
2. Economics of Education. Edited by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010. 382 p.
3. Sheehan John. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012. 406 p.
4. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2010. 375 с.
5. Басовский Л.Е., Панин В.А. Экономика образования. М.: ИНФРА-М, 2014. 210 с. DOIhttps://doi.org/10.12737/2268.
6. Becker G.S. Economic Analysis and Human Behavior II Advances in Behavioral Economics I Ed. by L. Green, J. Kagel. Norwood, N.J.: Ablex Publishers Corporation, 1987. Pt. 1. Ch. 1. P. 3-17.
7. Howard M.C. Public Sector Economics For Developing Countries. University Press of the West Indies, 2001. 464 p.
8. Stiglitz J.E. Economics of the Public Sector. W.W. Norton Company, 2000. 384 p.
9. Басовский Л.Е. Новые формы учреждений как средство трансформации государственного сектора России / Л.Е. Басовский, В.А. Панин // Экономика. М.: ИНФРА-М. 2013. V. 1. I. 2. C. 11-17. DOI:https://doi.org/10.12737/583.
10. Donald A. Hay, Derek J. Morris. Industrial Economics and Organization: Theory and Evidence. Oxford University Press, 1991 г. 686 p.
11. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2006. 366 с.
12. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ. М.: ИНФРА-М, 2013. 256 с.
13. Савина И.В., Басовский Л.Е. Качество высшего образования занятого населения современной России // Экономика. М.: ИНФРА-М. V. 2. I. 1. C. 44-49. DOI:https://doi.org/10.12737/2616.
14. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. Развитие в России экономики неравенства // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 198-202.