«Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (кафедра педагогики, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье раскрывается сущность научного и практико-ориентированного подходов в подготовке педагогов к воспитательной деятельности, дается их обоснование с точки зрения требований государственного заказа и современной практики воспитания. Воспитательный потенциал подготовки педагога рассматривается через призму реализации разных технологий воспитания и модулей профессиональной подготовки. Исходя из анализа научных исследований по проблеме подготовки педагогических кадров определяются приоритеты использования технологий воспитательной работы на ближайшую перспективу.
научный подход, стратегия развития, воспитательные технологии, компаративный анализ, эмоционально-ценностный компонент
Проблема совершенствования профессиональных компетенций педагога в области воспитания связана с освоением технологий по ключевым направлениям воспитания, пониманием специфики использования технологий, овладением навыками их использования в образовательной практике. Задачи совершенствования кадрового обеспечения воспитания актуализированы в государственных документах сферы образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р; профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. №10н. В них даны стратегические ориентиры для обновления нормативной базы воспитания и обоснования приоритетов в развитии воспитания. Динамика воспитательной ситуации в Российской Федерации, характеризующаяся повышением социального статуса воспитания и вместе с тем наличием множества социальных рисков социализации детей и подростков, вызовы глобализации, информатизации и другие реалии социокультурного развития российского общества предъявляют новые требования к качеству воспитательной деятельности педагогов, возрастает необходимость обновления содержания и моделей повышения профессиональной компетентности педагогов в области воспитания [1, с. 4].
Новые требования профессионального стандарта педагога и специалиста в области воспитания к качеству воспитательной деятельности должны быть осмыслены педагогами; знания и умения должны быть сформированы и актуализированы применительно к современной воспитательной ситуации. Новизна задач, которые стоят сегодня перед педагогами, заключается в том, чтобы уметь поддержать обучающегося в его самостоятельной творческой социально и личностно значимой деятельности, обеспечить возможность приобретения актуального социального опыта.
Новое отношение к воспитанию связано с тем, что оно выступает механизмом становления субъектности ребенка, оказания помощи в самореализации, саморазвитии, как поддержка в самоопределении. Главным фактором в реализации новых подходов к воспитанию становится профессиональная компетентность педагогических работников. В качестве основополагающих подходов в реализации процесса подготовки педагогов к воспитательной деятельности в Калужском государственном университете и теоретической разработки проблемы в Институте семьи и воспитания РАО мы рассматриваем следующие.
Акмеологический связывается с ориентацией системы дополнительного профессионального образования на достижение педагогами своего АКМЕ в профессиональной воспитательной деятельности, полноценной самореализации в воспитательной деятельности, формировании потребности в повышении воспитательного потенциала собственной личности и умений его реализовать.
Культурологический подход заключается в ориентации педагогов на культуросообразную трактовку своей воспитательной функции, осмысление ими традиционных смыслов воспитания, характерных для национальной культуры, соответствующий выбор содержания и методов воспитательной деятельности, направленной на расширение у детей позитивного социокультурного опыта, на расширение педагогами воспитательного потенциала личности за счет повышения общекультурного уровня.
Аксиологический подход позволяет установить доминанту жизненных и профессионально-образовательных ценностей педагога в выборе им воспитательных ценностей, определяющих, в свою очередь, его воспитательную позицию. Он предполагает создание условий для осмысления педагогами своих жизненных и профессиональных ценностей, гармонизации их и повышения воспитательного потенциала личности за счет самостоятельного выбора в пользу воспитательных ценностей, формирования ценностных установок на воспитательную деятельность.
Субъектный подход, основанный на взаимосвязи с личностно-ориентированным подходом, предполагает обеспечение успешной реализации педагогами воспитательной позиции в исследовательской, консультативной, экспертной, оценочной, проектной и практической деятельности в ходе курсов повышения квалификации, актуализацию индивидуального педагогического опыта.
Проективный подход заключается в акцентировании на переходе от репродуктивного обучения к рефлексивному, создании условий для эффективного проектирования педагогами развития индивидуальной социально-профессиональной ситуации воспитательной деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу, – с одной стороны. С другой, – стимулирование педагогов к созданию проекций индивидуальной ситуации воспитательной деятельности и вариативные модели воспитания с целью осмысления ее и определения путей позитивного развития.
Приоритеты развития воспитания на ближайшую перспективу определяются Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., аксиологическими основами воспитательного компонента ФОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) общего образования и другими государственными программными документами. Согласно указанным документам, актуальными остаются задачи сохранения воспитывающего характера обучения; создания в образовательных организациях разного типа гуманистических воспитательных систем; ориентации детей на вечные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Образование, Культура, Мир, Земля, Природа, Здоровье и др.; гармонизации социального поля ребенка, формирования единого воспитательного пространства, упрочения духовно-нравственных воспитательных ценностей в российском обществе.
Развитие воспитания в системе образования должно сохранить ориентацию на общечеловеческие нравственные приоритеты, на ценности демократического общества, поддерживать гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у обучающихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности; формирование у детей и подростков уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям; родителям [1, с. 4–10].
Поиск путей совершенствования воспитания, попытка сделать его управляемым, минимальным по затратам и универсальным по применению приводит педагога к необходимости использования воспитательных технологий. Использование имеющихся средств и методов воспитания в рамках определенной воспитательной технологии, их отбор проблематичен для начинающего педагога. Эти трудности подчас ставят воспитателя в тупик, когда требуется оперативное решение возникшей проблемы, активизация воспитательных ресурсов. Поэтому актуальной становится проблема подготовки педагогов к воспитательной деятельности с использованием в ней технологий воспитания. Применяемая технология должна способствовать осуществлению такой деятельности, в которой знания, способы и содержание деятельности могут продуктивно функционировать и способствовать становлению ценностной позиции детей и молодежи. Примерами такой деятельности на практике авторы статьи могут назвать гражданское воспитание в системе историко-патриотических клубов, летних оздоровительных лагерей; деятельность по увековечению памяти защитников Отечества.
Компаративный анализ психолого-педагогических исследований, изучение образовательной практики показывают недостаточную готовность учителя к выбору, моделированию, проектированию и применению в образовательной деятельности воспитательных технологий. Проблема подготовки учителя к использованию воспитательных технологий начала обсуждаться в российской педагогике в конце XX в. Приоритет исследовательских разработок принадлежит В.А. Сластенину (Slastenin, 2000) и Н.Е. Щурковой, которые разработали программу нового курса для вузов «Педагогическая технология» и начали эксперимент по его освоению. В пособии Н.Е. Щурковой «Педагогическая технология» (Schurkova, 2002) технология представлена как отдельная научная дисциплина, которая включает прикладной материал для обучения и совершенствования мастерства педагога в области воспитания, способы овладения педагогической технологией, методический материал для самостоятельной работы будущего педагога по формированию профессиональных умений. Работа предполагает два направления: первое – овладение технологической стороной профессионализма в аудитории под руководством преподавателя; второе – самостоятельная работа студента вне академических занятий в соответствии с инструкциями преподавателя [3; 5].
Интерес к использованию игровых технологий в профессиональной подготовке будущего учителя можно назвать системным в педагогике: исследования В.П. Бездухова, Е.П. Белозерцева, В.Л. Борзенкова, А.А. Вербицкого, Л.К. Гребенкиной, М.В. Кларина, Н.В. Самоукиной и др. Представляет интерес в этом плане работа Н.А. Раковой «Игровые технологии в системе профессиональной подготовки будущего учителя» (Rakova, 2000), в которой излагается история вопроса игровых технологий, этапы технологии деловой игры, конференции-игры, модификации деловых игр (имитационных, ролевых, психо- и социодрам, «деловой театр»), разных элементов системы профессиональной подготовки учителя по формированию умений и навыков в различных видах воспитательной деятельности [2].
В работе Савотиной Н.А. «Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию в современной школе» (Savotina, 2004) отражены не только особенности освоения учителем системы знаний по данному направлению воспитания, но и показана специфика выработки практических умений по моделированию гражданского воспитания, нестандартным формам работы в воспитании гражданина (волонтерской деятельности в приютах и детских домах, организации детского досуга в микрорайоне, участии в благотворительных акциях), программно-целевому проектированию воспитания [4].
Анализ исследований по проблемам воспитания показывает, что, несмотря на имеющийся потенциал и активизацию отдельных сегментов воспитания, требуется тщательная корректировка методов и технологий воспитания. Сегодня важный акцент воспитательной работы сосредоточен на использовании «живых форм работы», опирающихся на общественную инициативу, на деятельность молодёжных организаций, исторических и краеведческих клубов. Такое требование актуально для всех направлений воспитания, оно предполагает не только отсутствие изолированности, но и всестороннюю взаимосвязь и взаимозависимость разных направлений воспитания: патриотического, гражданского, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического и др.
Вместе с тем образовательные учреждения в своем большинстве продолжают традиции декларативного подхода в воспитании, отчего, на наш взгляд, и возникает недопустимая в воспитании «мода», например на патриотизм как средство повышения социального статуса, комфортной социализации. Корни такого явления видятся и в чиновничьих требованиях к учителю-воспитателю, и в искаженном контроле над процессом воспитания, и в недостатке профессионализма воспитателя. Значительная часть выпускников педагогических вузов не владеет необходимыми знаниями для воспитательной работы, индифферентно относится к ней, не обладает ценностными ориентирами, которые способствуют воспитанию аналогичных симптомокомплексов у воспитанников. По мнению директоров школ, учителю не хватает организаторских способностей (68%), толерантности в отношениях (71%), умения расширять социальные контакты школы (19%). По мнению учащихся, современному воспитателю мешает отсутствие доброты (22,5%), нежелание понять воспитанника (62,2%), высокомерие (62,1%).
В силу этих причин активизировать воспитательный потенциал воспитания можно за счет системы влияний с помощью воспитательных технологий. Система по подготовке педагогических кадров может включать такие модули:
– «Развитие воспитательных технологий в практике современного образования». Освоение содержания данного модуля ставит целью систематизацию подходов к использованию воспитательных технологий и определение ключевых проблем их реализации; обоснование «критического порога» и границ применяемости воспитательных технологий; установление соотношения механического и творческого, универсального и личностного в воспитательной технологии; учет этической компоненты в отношениях между субъектами воспитания в ходе реализации технологии.
– «Педагогическое обеспечение развития воспитания с использованием технологий патриотического и гражданского воспитания» направлено на освоение современных методов и технологий по развитию навыков организации деятельности по гражданскому воспитанию в поликультурной среде, осуществление профилактики и педагогической коррекции экстремистского поведения детей и молодежи. Практическая работа в рамках модуля предусматривает деятельность по педагогическому проектированию, повышению профессиональной культуры и гражданской сознательности педагога: творческие работы в форме портфолио, педагогическая копилка, составление картотеки воспитательных дел, волонтерская деятельность в детских домах, социальных приютах, участие в благотворительных акциях.
Авторы статьи в ходе 20-летнего опыта работы убедились, что в условиях образовательного учреждения воспитательную работу логично строить на традиционно оправданных уровнях: знаниевом, включающем в себя минимум объема знаний по истории Отечества и своего края, а также четкое представление (в рамках гуманитарных и общественных дисциплин) об основах, на которых строится гражданское общество и правовое государство; мотивационном, нацеленном на развитие позитивного отношения к социально-полезной деятельности, поиск позитивных путей к гражданскому самоутверждению; деятельностном, направленном на проверку готовности и способностей осуществлять свободный выбор в жизненных ситуациях и в решении социальных проблем. Комплексность такой работы должна подкрепляться спецификой выработки практических умений по моделированию и проектированию гражданского воспитания. В ней важны нестандартные формы работы в воспитании гражданина: волонтерская деятельность в приютах и детских домах, разнообразные модели организации детского досуга в микрорайоне, участия в благотворительных акциях, программно-целевое проектирование гражданского воспитания. Мы убедились, что такая стратегия работы помогает молодежи не растерять жизненных ориентиров, базирующихся на нравственном императиве: чувстве просвещенного патриотизма и гражданской ответственности.
Одной из актуальных проблем современного общества и важным целевым приоритетом воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения является приобщение детей и молодежи к культурному наследию. Технологии культурно-просветительской направленности предполагают включение интеллектуальной и эмоционально окрашенной творческой деятельности в работу с воспитанниками. В основе подобных технологий лежит императив духовности, эмоционально-эстетические переживания, развитие нравственных и эстетических чувств, способности к восприимчивости объектов и явлений художественной сферы, искусства, позитивный опыт взаимодействия с культурным наследием. К показателям эмоционально-нравственного отношения школьника к культурному наследию можно отнести: проявление эмоционально-чувственной восприимчивости к культурным явлениям, художественно-эстетическим объектам, искусству, их постижение и понимание; проявление эмоциональной отзывчивости, способность к эмоциональному настрою и реагированию на художественные объекты и явления; способность к развитию эмоционально-эмпатической впечатлительности, вживанию в образы искусства; способность к ассоциативному и образному восприятию культурных и художественных объектов и др.
Наибольшую трудность при реализации технологии воспитания представляет предупреждение рисков, связанных с оценкой той или иной воспитательной технологии, выбором наиболее целесообразной для данной педагогической ситуации: определение критериев экспертной оценки; измеримость показателей, сравнение данного качества с определяемой (задаваемой) нормой; определение степени качества воспитательной технологии. При проверке качества применяемой в школе воспитательной технологии также необходим учет конкретных воспитательных результатов: нравственных знаний, убеждений, поведения, потенциала воспитуемости.
Опыт использования разных технологий воспитания показывает, что особенностью российского менталитета в воспитании всегда был и остается эмоционально-ценностный компонент, влекущий за собой целесообразность использования в практике воспитания такого алгоритма формирования устойчивых нравственных качеств: чувства + знания + поведение. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. Пример (образ) в воспитании без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Поэтому необходимо в рамках предлагаемых модулей формирование системы деятельности, как основы развития социально значимых ценностных ориентаций, в которой они имели бы возможность продуктивно формироваться.
Воспитательный потенциал современного учителя, который мы связываем с применением разных технологий воспитания, позволяет учителю моделировать смысловое поле своего воспитанника – будущего гражданина, обеспечивать процесс взаимопонимания, вызывает проявление позитивных нравственных симптомокомплексов у воспитанников.
Большинство технологий направлено на формирование системообразующего свойства личности – активности. Субъектность воспитанника – это его потребность к проявлению самостоятельности, активности в организации взаимодействия со средой; это способность управлять своими действиями, намечать и реализовать программы; это способность адаптироваться к изменяющейся социокультурной ситуации. Становление личности подлинным субъектом возможно только тогда, когда она вступает в контакт с миром и изменяет предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы) в процессе решения практических и духовно-творческих задач. Под воздействием комплекса мер по расширению социального поля деятельности происходит улучшение психологического климата в образовательной среде и развитие таких гражданских качеств, как активность в общественных делах, ответственность, толерантность, взаимопомощь, милосердие, уважение друг к другу.
Педагогу важно понимать, что эти нравственные ценности нельзя навязывать, и главная задача воспитателя при использовании воспитательной технологии – создание эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ценностного бытия, обретения личностного смысла ценностей.
Мы приходим к выводу, что внутреннее воспитательное пространство использования технологий должно быть организовано через основные сферы деятельности воспитанника. Внешнее пространство должно помогать в овладении разнообразным социальным опытом и способами самоопределения в жизни. Актуальным и целесообразным сегодня становится поиск способов и технологий насыщения среды воспитания подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе нравственной культуры личности.
Сегодня перспективность использования воспитательных технологий напрямую связана с качеством результатов, работающих на решение актуальных проблем воспитания, приобретающих характер тенденции (детский суицид, наркомания, жестокость, национальная нетерпимость, общественная пассивность и др.); с «жизненностью» (актуальностью) реализуемых технологий воспитания, их тесной связью с окружающей социокультурной средой; реализацией воспитывающего потенциала детского коллектива (общешкольного и первичного – классного) через опыт «пользования свободой», опыт самоуправления, опыт межпоколенного сотрудничества; предоставлением ребенку широкого поля для самореализации в различных видах творческой деятельности; готовностью педагогов к сотрудничеству с учащимися и родителями в совместной деятельности по достижению общих целей; увеличением времени общения с детьми и молодежью; позитивной образовательной средой, в которой организуется воспитательный; необходимостью тщательно продумывать набор оценочных критериев и показателей, характеризующихся отношением к воспитаннику, его собственным усилиям, уровню освоения этических знаний, их проявлению в поведении, а не ориентацией на заданный общий стандарт.
Таким образом, подготовка педагога в ракурсе обозначенной темы позволяет получить позитивные результаты по формированию у педагогов мотивации к воспитательной деятельности, освоению воспитательных технологий, овладению навыками их использования в образовательной практике, если она представлена как процесс целенаправленного и осознанного овладения специалистами специфики разнообразных методов, активных и интерактивных технологий по основным направлениям воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое приобщение учащихся к культурному наследию), в том числе, авторских (моделей стимулирования социальной активности, развития субъектности, формирования поликультурной позиции), направленных на формирование гражданских качеств личности, эмоционально-нравственное совершенствование, развитие общей культуры современного педагога.
1. Вагнер И.В. Концептуальные подходы к развитию дополнительного профессионального образования специалистов в области воспитания //Развитие дополнительного профессионального образования педагогов в области воспитания и социализации: Сборник научных статей. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - С. 4-10.
2. Ракова Н.А. Игровые технологии в системе профессиональной подготовки будущего учителя //Вестник Витебского национального университета. - 2000. - №1(15). - С. 29-33.
3. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
4. Савотина Н.А. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию в современной школе: пособие по спецкурсу. - Калуга: КГПУ, 2004. - 164 с.
5. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.