ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ АБХАЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблемам вузовской подготовки студентов педагогических специальностей. Представлены описания профессиональных компетенций, задач и содержания практико-ориентированного обучения. Выявлены основные проблемы использования интерактивных методов обучения в вузе.

Ключевые слова:
практико-ориентированная подготовка студентов, компетенции, интерактивные методы обучения, деятельностно-компетентностный подход, технологии педагогических мастерских
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Практико-ориентированное обучение студентов характеризуется освоением ими образовательной программы с целью формирования профессиональных компетенций в процессе решения реальных практических задач. Основу практико-ориентированного обучения определяет оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки [3].

B процессе профессиональной подготовки специалистов любого профиля актуальной признается проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи возможно через внедрение и применение интерактивных форм и методов обучения [1; 5].

Приведем примеры работы по формированию профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей Абхазского государственного университета. Так, студент готовится реализовывать учебные программы базовых курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); учится применять современные методики и технологии, в том числе информационно-коммуникационные для обеспечения качества воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени (ПК-2, ПК-4); решает задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12). Повышение продуктивности практик, как справедливо отмечают Шаповалова И.А., Ростовская Т.К. «во многом определяется человеческим потенциалом – специалистами действующими и будущими, их уровнем: владения (овладения) компетенциями – профессиональными, общепрофессиональными, общекультурными; социализации; рефлексии; инкультурации; духовности» [4, с. 223].

ГОСТ Абхазского государственного университета, разработанный с учетом опыта развития российского образовательного пространства, ориентирован на усиление прикладного, практического характера профессионального образования, на соответствие современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Поэтому практико-ориентированное обучение студентов Абхазского государственного университета предполагает: формирование профессиональных компетенций за счет решения ими реальных практических задач в учебное время; практическую деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности. При этом содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:

– теоретическую часть – лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по интеллектуальному развитию студентов. На формирование у студентов представлений о новых научных достижениях в педагогической науке влияют возможности проведения занятий «в парах», когда в диалоге преподавателя вуза и приглашенного специалиста, внедряющего личностный опыт успешных культурных практик, раскрываются смыслы инновационных исследований;

– прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, интерактивные формы организации деятельности студентов в период учебных педагогических практик;

– самостоятельную работу: выполнение научно-исследовательских проектов, работа в библиотеках и в компьютерных классах, ведение портфолио (электронный и бумажный варианты), участие в конкурсах профессионального мастерства, предметные олимпиады;

 – участие студентов в научно-практических конференциях, проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями общеобразовательных учреждений (в условиях сотрудничества с научными руководителями-преподавателями университета и общеобразовательных учреждений Абхазии).

Создание практико-ориентированной образовательной среды вуза, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой профессорско-преподавательского состава Абхазского государственного университета. Связано это, прежде всего, с необходимостью поиска эффективных форм сочетания традиционных и инновационных подходов к организации лекционно-семинарско-зачетной работы, при которой учебный материал сначала предлагается через лекции, затем базовые сведения применяются на семинарских, практических и лабораторных занятиях. Результаты деятельности студентов проверяются разнообразными средствами контроля качества (промежуточная аттестация, итоговая сессия – зачеты, экзамены, исследовательские работы).

В Абхазском государственном университете поддерживается включение в учебный процесс практико-ориентированных технологий, технологий педагогических мастерских. Вслед за Б. Блумом, В. Беспалько, В. Журавлевой, М. Клариным, В. Монаховым и другими учеными мы рассматриваем эти технологии в целостной системе интерактивных форм успешной профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.

Педагог в условиях сотрудничества со студентами ограничивает влияние репродуктивных форм усвоения знаний на формирование ключевых компетенций, отдавая предпочтение выбору эвристических форм организации аудиторной и самостоятельной работы. В таком контексте деятельности преподаватель включается в работу по инициативе студента, т.е. когда обучающийся актуализирует необходимость участия педагога в ситуациях, требующих решения проблем. Таким образом, функции сотрудничества преподавателя и студента приобретают новый характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, с одной стороны, с другой – поддерживается самостоятельность поиска решения студентом возникших задач. Преподаватель при этом реализует уникальную функцию мастера.

Педагогическая мастерская как нестандартная организация учебно-воспитательного процесса создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному росту взаимодействия преподавателя и студента. Педагогическая мастерская – это всегда процесс исследования, эвристическая деятельность по поиску знаний и открытий. Эта технология соответствует эффективным формам деловой игры.  Технологии педагогических мастерских располагают своим алгоритмом, который включает семь этапов, каждый из которых ориентирован на решение задач, конкретных на разных уровнях: содержательном, коммуникативном, личностном.  Работа педагогической мастерской тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из индивидуальных особенностей готовности к применению сформированных умений, реализации личностного жизненного опыта, профессиональных интересов и способностей. Остановимся подробнее на краткой характеристике каждого из этих этапов.

1. Этап индукции. Создание эмоционального настроя, мотивации включения чувств студента, создание личного отношения к предмету обсуждения.

На этом этапе студентам предлагается отразить свои ассоциации (схемы, таблицы, вопросы) по определенным явлениям, понятиям, событиям, ситуациям. Чтобы включить в сотрудничество всех участников образовательного процесса важно регулировать их взаимодействие.

2. Этап самоконструкции. Индивидуальное создание решения, текста, схемы, таблицы, проекта. Преподаватель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит рефлексировать.

3. Этап социоконструкции. Работа студентов в парах, в группах. Преподаватель –  организатор этой работы.

4. Этап социализации: выступление студентов в группе – сопоставление, оценка, коррекция полученных ранее результатов. Преподаватель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление студента от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

5. Этап афиширования. Это предъявление коллективных работ студентов (текстов, рисунков, схем, проектов), ознакомление с результатами групповой работы. Преподаватель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

6. Этап разрыва: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

7. Рефлексия. Преподаватель инициирует и активизирует рефлексию студентов на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях (индивидуально и в групповой деятельности).

 На практических занятиях по методике преподавания русского (неродного), русского (родного) языка и литературного чтения студентам педагогического факультета Абхазского государственного университета предлагаются примерные модели уроков по технологии педагогических мастерских [2, с. 79]. В дальнейшем, в процессе педагогической практики такой материал используется с перспективой широкого внедрения на занятиях по другим дисциплинам учебного плана.

 

Список литературы

1. Дороничева Р.М., Иващенко Г.А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 167-170. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11392/ (дата обращения: 05.06.2019).

2. Жвания С.Ю. Использование технологии педагогических мастерских на уроках литературного чтения в начальных классах. Современное начальное образование: вуз - школа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/Отв. ред. З.Б.Редько. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012. - 244 с., с. 72-80

3. Полисадов С.С. Практико-ориентированное обучение в ВУЗЕ. // Уровневая подготовка специалистов: электронное обучение и открытые образовательные ресурсы сборник трудов I Всероссийской научно-методической конференции, 20-21 марта 2014 г., Томск: / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. А. И. Чучалин [и др.]. - Томск: Изд-во ТПУ, 2014. - [С. 349-352] . - Заглавие с титульного листа. - [Библиогр. с. 352 (4 назв.)]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru/f_dite/conf/2014/2/c2_ / (дата обращения: 05.06.2019).

4. Шаповалова И.А., Ростовская Т.К. Изменяющаяся реальность социального образования: антропологические основания. Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 5, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д.с.н., Ростовской Т.К., д.с.н., Зубок Ю.А. - М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. - 325 с., с. 222-225.

5. Шаповалова И.А. Обучение русскому языку в аспекте развития речи учащихся школ Карачаево-Черкесской Республики: опыт и проблемы// Педагогическое образование и наука. - №1. - 2019. - С. 67-72.

Войти или Создать
* Забыли пароль?