МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ АБХАЗИИ»: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема методического обеспечения школьной дисциплины «история Абхазии» в новых геополитических условиях жизни государства – Республики Абхазия. Предлагается решение задачи обеспечения сбалансированности содержательных компонентов трех учебных курсов: «история Абхазии», «история России», «всеобщая история».

Ключевые слова:
история Абхазии, структура и содержание учебной дисциплины, нормативно-правовое регулирование процессов развития образования Республики, педагогический опыт, модель исторического образования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Конец XX и начало XXI в. стали для Абхазии не только очередным хронологическим периодом, но и временем самоидентификации, сопровождающейся различными процессами, в том числе – созданием национальной учебной литературы по родной истории. Разработка учебной литературы актуализировала проблемы, связанные с переосмыслением традиционных подходов к школьному историческому образованию и с формированием педагогических позиций относительно содержания исторической дисциплины.

Проблема формирования содержательного компонента по родной истории в рамках обновления системы исторического образования Абхазии широко обсуждается в педагогическом сообществе. Исследование проблемы в таком ракурсе стало возможным в условиях накопления учебно-методического материала (государственные образовательные стандарты, программы, учебники, пособия и различные дидактические материалы) по истории Абхазии для школ республики.

На сегодняшний день Министерством образования и науки Республики издано два учебника истории: «История Абхазии (с древнейших времен до наших дней)» для 5-9-х классов (автор И.К. Куакуаскир); «История Абхазии (с древнейших времен до наших дней) для 10-11-х классов (авторы О.Х. Бгажба, С.З. Лакоба). Данные учебники являются основной учебной литературой по родной истории для всех общеобразовательных учреждений Абхазии.

Введение новой учебной дисциплины «история Абхазии» логично обозначило новые проблемы: уточнение методологических подходов, структурирование содержания учебных курсов «история», оптимизация дидактических единиц. 

Учебная дисциплина «история» в школах Абхазии представляет собой три отдельных самостоятельных учебных курса. В 5–8-х классах дисциплина интегрирована в курсы «всеобщей истории» и «истории Россия». В 9 классе учебный курс «история Абхазии» введен отдельным самостоятельным предметом. В 10-11-х классах – включен отдельным самостоятельным предметом, обобщающим материал от древнейшего периода до новейшего времени. Наиболее оптимальной моделью школьного исторического образования на сегодняшний день признается изучение предмета «история Абхазии» по концентрическому принципу.

Целью введения курса «история Абхазии» в рамках дисциплины «всеобщей истории» является решение учебных задач предмета: соотнесение однотипных исторических процессов; усвоение взаимосвязи исторических событий; анализ, сравнение, обобщение и осмысление исторических процессов в рамках единой хронологии, но в широком историческом контексте. В такой последовательности реализуется один из основных базовых принципов школьного исторического образования: восприятие исторического материала в трех измерениях – историческое время, историческое пространство, историческое движение.

Методические возможности принципов изучения истории раскрываются в ситуации, когда учащимся необходимо понять сходство и отличие моделей социальных изменений в различных странах мира, когда необходимо провести сравнительный анализ развития этих стран в рамках одного временного периода. Структурирование дисциплины по содержанию: история Абхазии, история России, всеобщая история – решает одну из ключевых педагогических задач современной системы образования, предполагающих «интеграцию учебных курсов как средства формирования целостного восприятия мира» [1].  

Введение новой трехкомпонентной модели учебной дисциплины «история» требует ее методического обеспечения. Речь идет о распределении объема дидактических единиц в учебном плане, о сбалансированности объема содержания трех учебных исторических курсов (история Абхазии, история России, всеобщая история), объединенных в целостную школьную учебную дисциплину «история». Для становления национального школьного исторического образования такие вопросы имеют особое значение – не только дидактического и социокультурного характера, но и идеологического.     

В образовательном пространстве Абхазии усиливается потребность нормативно-правового регулирования процессов развития образования. Так, остается актуальной необходимость принятия «Закона об образовании», в котором были бы определены научно обоснованные цели и задачи национальной системы образования как основы гражданской идентичности. Отметим, что в утвержденной в 1996 г. Концепции о национальном образовании Республики Абхазия [2] содержатся значимые ориентиры, позволяющие построить организацию учебного процесса по предмету «история» в соответствии с принципом «от национальной истории к всеобщей».

По мнению экспертов, вопрос сбалансированности интегрирования курсов является важным для понимания школьниками «целостного существования» и «присоединения к другим людям» [3]. Отметим общность позиций ученых, признающих, что «образовательный процесс может осуществляться только через живое знание в настоящем диалоге "Я-Ты-Мы"» [3].

В школьном историческом образовании Абхазии усиливается интерес науки к исследованию проблемы формирования у обучающихся представлений о «целостности картины мира» через национальную историю. Ученые, исследующие процессы развития многонационального и поликультурного общества, проявляют единство позиций, признавая необходимость концептуального развития исторического образования. Накопленный педагогический и методический опыт России и Европы, безусловно, вызывает большой интерес у ученых Абхазии, разрабатывающих национальную модель исторического образования.

Развал СССР и последовавшие за ним геополитические изменения сделали дискуссионными проблему обсуждения новых подходов к определению содержания исторического образования для стран постсоветского пространства. Практика показывает, что проблема образования в этих странах не может быть решена только за счет программ, учебников, дидактических материалов, отражающих многообразие культур и различные методические подходы к изучению истории. И это справедливо: последствия геополитических изменений влекут «за собой нечто большее, чем простое изменение содержания образования» [3]. Таким образом, сбалансированный подход в соотношении национальной и мировой истории для развития образования в новом геополитическом пространстве является перспективным.

Традиция триединства, т.е. объединение трех самостоятельных курсов школьного исторического образования, уходит корнями в советское прошлое. Как известно, в советское время был обязательным курс история СССР, курс союзной Республики (в нашем случае – история Грузии), курс всеобщей истории. Спецификой всех этих трех курсов являлось то, что они были идеологически выверены и политически – одновекторны.

В современной Абхазии принцип трех учебных курсов сохранен. Однако внесены изменения в содержание. История СССР заменена курсом история России.  Традиционный курс всеобщей истории сохранен. Сегодня большое внимание уделено разработке интерактивных методик и технологий нового курса «история Абхазии». Такие изменения соотносятся с логикой целостного изучения самостоятельных курсов и инновационных подходов к изучению истории. 

Современный период истории Абхазии характеризуется динамикой политических и идеологических ценностей, обусловленных фактором самостоятельности и независимости признанной Республики. Изменение политического статуса Республики оказало влияние на гражданское самосознание. Сегодня как никогда актуализированы вопросы: как относится человек к новому обществу, каковы ценности нового времени. В этих условиях объединяются усилия ученых и практиков в целях разработки национальной программы школьного исторического образования, миссия которого связана с определением и реализацией ресурсов консолидации внутриабхазского общества. 

 

Список литературы

1. Головина Н.А. Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира. [Электронный ресурс]– URL:http//nsportal.ru (дата обращения: 28.07.2018).

2. Концепция национального образования Республики Абхазия. – Сухум: Министерство образования Республики Абхазия, 1996. – 25 с.

3. Мишина И.А. Новые подходы к сбалансированному преподаванию региональной, национальной и мировой истории. Программа сотрудничества между Европейской Комиссией и Советом Европы в Российской Федерации [Электронный ресурс]–URL: http://rushkolnik.ru/ (дата обращения: 15.03.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?