В статье проанализированы этапы принятия решения ЛПР, а также критерии оценки эффективности принятого решения. Подробно исследованы факторы, оказывающие влияние на эффект управленческого решения. Автором предложены алгоритм принятия решения, схема достижения максимальной релевантности эффектов управленческого решения.
принятие управленческого решения, алгоритм принятия управленческого решения, эффективность управленческого решения, релевантность эффектов управленческого решения.
В повседневной деятельности руководителям различных уровней управления приходится сталкиваться со всевозможными проблемами, непосредственно связанными с деятельностью их организации, и принимать различные управленческие решения для их устранения.
Современная литература [1–9] определяет проблему как начальный пункт потребности в выработке и принятии решений. Как правило, именно возникшая проблема является отправной точкой в необходимости принятия управленческого решения, причем время действия проблемы и степень ее существенности влияют на оперативность принятия управленческого решения.
На основе анализа литературы [2, 10, 11] можно выделить три основные степени существенности проблемы:
- степень дискомфортности — продолжительная проблема, прямо не влияющая на основные показатели работы предприятия и требующая решения в долгосрочной перспективе;
- степень напряженности — непродолжительная или моментная проблема, прямо не влияющая на основные показатели работы предприятия (финансовые показатели, показатели деловой активности, имидж организации и т.д.), но существенно снижающая их и требующая решения в краткосрочной перспективе;
- степень опасности — моментная проблема, прямо влияющая на основные показатели деятельности организации, резко снижающая их и требующая принятия срочных мер к ее решению, для чего необходимо задействовать все имеющиеся в распоряжении ресурсы и известные методы.
Однако под воздействием определенных эволюционных факторов степени существенности проблемы могут менять свою значимость. Так, если не принимаются должные меры по ликвидации проблемы со степенью дискомфортности, она, проникнув во многие области деятельности организации, может принять степень опасности.
В современной литературе [12–17] человек или группа лиц, принимающая решения, обозначается как лицо, принимающее решение (ЛПР). Как правило, ЛПР имеет в своем распоряжении значительную часть ресурсов организации и, используя их, принимает решения. Можно выделить следующие основные этапы принятия решения [2, 12, 18]:
- понимание (осмысление) проблемы;
- формирование механизма решения: определение цели, постановка задачи, выбор механизма реализации;
- реализация механизма решения;
- анализ результата реализации решения.
1. Акофф Р.Л. Искусство решения проблем: Пер. с англ. / Под ред. К. Мослевского. М.: Мир, 1982.
2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: теория и технология принятия: Учебник для вузов. М.: Проект, 2004.
3. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учеб. пособие. М.: Дело, 2004.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
5. Мурадян А. ТСО изнутри // Приложение к еженедельнику «Компьютерра». 1998. № 10.
6. Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. М.: Международные отношения, 1993.
7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003.
8. Уилсонн С.Ф., Мэйплс Б., Лэндгрейв Т. Принципы проектирования и разработки программного обеспечения: Учеб. курс MCSD. М.: Рус. ред, 2000.
9. Юдин Д.Б. Вычислительные методы теории принятия решений. М.: Наука, 1998. 316 с.
10. Градов А.П. Стратегия и практика антикризисного управления фирмой. М.: Спец. литература, 1996.
11. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
12. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. М.: Дашков и К, 2004.
13. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компании: Дис. … д-ра экон. наук. М., 2003.
14. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
15. Крэмм С. Обратная сторона аутсорсинга // Директор ИС. 2002. № 4.
16. Хейвуд Бр.Дж. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2002.
17. Шургин С. Использование технологий аналитической обработки Business Objects в банках // Банк, технологии. 2001. № 1.
18. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001.
19. Глущегко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения: Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. 2-е изд., испр. Железнодорожный: Крылья, 2000.
20. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1998.
21. Кириенко И.А. Вычисляем ССВ // Компьютерра. 2001. № 26-27.
22. Котляревский Ю.Л. Управленческое консультирование в России. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
23. Салливан Т. Второй шанс аутсорсинга. Режим доступа: http://www.datafort.ru/content/rus/29/295-article.asp.
24. Басов В.В. Управление процессами реструктуризации на предприятиях автомобилестроения: Дис. … д-ра экон. наук. Н. Новгород, 2002.
25. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
26. Первов П.А. Экономика, управление, логистика: юбилейный сборник научных трудов с международным участием, посвященный 30-летию СамГАПС и 15-летию кафедры «Бухгалтерский учет». Вып. 25. Самара: СамГАПС, 2003.
27. Белкин А.Р., Левин М.Ш. Принятие решений: комбинаторные модели аппроксимации информации. М.: Наука, 1990.
28. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей: Примеры использования. Рига: Зинатне, 1990.
29. Дука Б. Выбор будущего // Услуги и цены. 2002. № 13 (103).
30. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные среды их поддержки. М.: Финансы и статистика, 2001.
31. Первов П.А. Первый шаг к аутсорсингу в котельном хозяйстве Куйбышевской железной дороги // Проблемы и перспективы развития транспортных систем и строительного комплекса: тез. докл. Международ. науч.-практ. конф. Гомель: БелГУТ, 2003.
32. К росту производительности через аутсорсинг // Журнал логистической информации (Логинфо). 2002. № 3.
33. К современному бизнесу через реструктуризацию // Журнал логистической информации (Логинфо). 2002. № 5-6.
34. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. М.: Наука: Физматлит, 1996.
35. Левитан Е.С. Организация планирования и управления производством на швейных предприятиях: Учеб. пособие для вузов. М.: Легпромбытиздат, 1993.
36. Вакуленко Р.Я. Методология оценки эффективности управления производственными системами: Дис. … д-ра экон. наук. Н. Новгород, 2003.
37. Гаврилов А.И. Механизм инновационного управления экономикой: Монография. Н. Новгород: ВВАГС, 2000.
38. Кожин В.А. Стратегическое управление предприятием: теория и практика. Н. Новгород: НИМБ, 2002.
39. Монахова Е., Боркус В. Красиво, заманчиво - но первым не буду // PC Week. 2000. № 21.
40. Петренко С., Симонов С., Кислов Р. Информационная безопасность: экономические аспекты // Информационный бюллетень Jet Info. 2003. № 10.
41. Трубицин А. По тропе аутсорсинга // PC Week. 2001. № 20.
42. Глоссарий.ru. Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi?RQlrligtytux.
43. Липаев В.В. Обеспечение качества программных средств.Методы и стандарты. М.: СИНТЕГ: Гуревич, 2001.
44. Шургин С. Системы поддержки принятия решений: состояние и перспективы развития // Банк, технологии. 2000. № 3.
45. Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса: Пер. с англ. М.: ДМК, 2001.
46. Шура П.А. Спирин для бизнесменов // ИнфоБизнес. 2001. № 3.