В статье рассказывается о целесообразности опоры на принцип коммуникативности в обучении китайских студентов-филологов РКИ, продемонстрированы возможности коммуникативной методики на примере дискуссии. Принцип коммуникативности в обучении русскому языку как иностранному по ряду причин имеет приоритетное значение. Современные исследователи в области методики преподавания РКИ, такие как Т.М. Балыхина, О.Я. Гойхман, Г.Г. Городилова, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, М.Б. Успенский, Н.И. Формановская, А.Н. Щукин и др., обращают внимание на широкие возможности реализации принципа коммуникативности в обучении языку. Дискуссия как один из приемов обучения, реализующий принцип коммуникативности в процессе обучения РКИ, позволяет эффективно закрепить имеющиеся знания, развить коммуникативные навыки и умения, стимулируя творческую активность. В результате такого обучения у студентов развиваются интеллектуальные способности, укрепляются межличностные отношения в группе, развивается взаимодействие обучаемых в учебном микросоциуме.
принцип коммуникативности, китайские студенты-русисты, филологический профиль обучения, дискуссия, тезис, антитезис, аргументативные тексты, коммуникативная компетенция.
В современных социокультурных условиях значительно возрос поток значимой информации. Приоритетной задачей в обучении студентов русскому языку как иностранному стало овладение ими на высоком уровне всеми 4 видами речевой деятельности: разговорной речью, чтением, письмом и слушанием. В современной методике преподавания русского языка как иностранного на первый план выдвигается работа по развитию речи студентов, приоритетным является процесс формирования умения владеть речью практически. В нормативных документах [2] подчеркивается первостепенное значение развития устной речи студентов — «достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовывать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы» [2, с. 13]. Именно поэтому принцип коммуникативности должен учитываться преподавателем с самых начальных стадий обучения РКИ. Умение свободно общаться на иностранном (русском) языке выявляется как насущная потребность у китайских студентов-русистов, желающих добиться профессионального роста и успеха в жизни. Именно поэтому обучение РКИ в аудитории китайских студентов-филологов должно строиться на коммуникативной основе.
Принцип коммуникативности в обучении русскому языку как иностранному, на наш взгляд, по ряду причин имеет приоритетное значение. Современные исследователи в области методики преподавания РКИ, такие как Т.М. Балыхина, О.Я. Гойхман, Г.Г. Городилова, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, М.Б. Успенский, Н.И. Формановская, А.Н. Щукин и др., обращают внимание на широкие возможности реализации принципа коммуникативности в обучении языку.
Как утверждает Е.И. Пассов, «принцип коммуникативности предусматривает использование на занятиях следующих присущих этому принципу признаков, совокупность которых и позволяет считать учебный процесс коммуникативным» [6, с. 167]. К числу отличительных признаков, свойственных принципу коммуникативности, относятся мотивированность, целенаправленность, личностный смысл, индивидуальность отношений, речемыслительная активность, взаимодействие, контактность, ситуативность, информативность, новизна, эвристичность, функциональность, проблемность.
1. Гойхман O.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2008.
2. Иванова Т.А., Попова Т.И., Рогова К.А., Юрков Е.Е. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М.; СПб.: Златоуст, 2012.
3. Маслова В.А. Современные направления в лингвистике. М.: Академия, 2008.
4. Пряхин М.Н. Практикум по курсу «Журналистское мастерство». Тема: «Телевизионная дискуссия». М.: УДН, 1989.
5. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. М., 1982.
6. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2010.