АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены вопросы взаимосвязи между совокупностью экономических, правовых, организационных, политических и социальных факторов и ростом инвестиций в регионы. Выявлены составляющие благоприятного и неблагоприятного инвестиционного климата, имеющие определяющее воздействие на динамику и структуру инвестиций.

Ключевые слова:
регион, инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность.
Текст

От чего зависит и на что влияет инвестиционная привлекательность

Существующий в современной экономической литературе интерес к такому понятию, как «инвестиционная привлекательность», не случаен, поскольку это доминирующее условие проведения активных инвестиционных действий. В свою очередь, они выступают платформой для эффективной социально-экономической политики, как в рамках государства в целом, так и на региональном уровне.

Инвестиционная привлекательность региона, а также степень риска этих инвестиций напрямую зависят от инвестиционного климата, т.е. среды, сформированной под влиянием различных политических, юридических, экономических и социальных факторов. Формирование инвестиционного климата на региональном уровне происходит посредством двухсторонних отношений между различными бизнес-структурами, банками, профсоюзами, органами власти и другими участниками процесса, в рамках которых реализуются экономические, культурные и юридические контакты между инвестором и средой. Помимо этого понятие «инвестиционный климат» подразумевает степень благоприятности ситуации в регионе по отношению к инвестициям, которые могут быть в нем осуществлены. Оценка инвестиционного климата может варьироваться в пределах от благоприятного до неблагоприятного. Климат, считающийся благоприятным, будет способствовать активной инвестиционной деятельности и стимулировать приток капитала. При неблагоприятном климате повышаются различные риски для инвесторов, что естественным образом приводит к сокращению или прекращению их деятельности в регионе и оттоку капитала [1. С. 90].

В настоящее время каждый регион России в качестве субъекта Федерации является экономической подсистемой, в которой существует сильная взаимосвязь между ее основными элементами. Экономисты отмечают существенное возрастание влияния доходов и платежеспособного спроса на развитие регионального производства и инвестиции. Налаживание межрегионального обмена происходит в рамках действующих рыночных отношений, поэтому регион как отдельный рынок находится под конкурентным влиянием внешних рынков товаров, труда и капитала.

Отношения между регионом и внешним миром носят преимущественно торговый характер, хотя не следует забывать и о наметившейся в последнее время тенденции – выходе отдельных российских регионов на межрегиональные и международные рынки кредитных ресурсов и ценных бумаг. В финансовое сфере — межбюджетные трансферты, целевое кредитование, прямое расходование федерального бюджета в регионе — ключевым участником отношений с регионами  все еще выступает федеральный центр. Государственные инвестиции по-прежнему являются  главным источником региональных инвестиций, помимо них также существуют частные, иностранные и межгосударственные инвестиции. В целом, что касается привлечения иностранных инвестиций, то эта проблема для России достаточно новая, а следовательно, не в полной мере проработанная.

Список литературы

1. Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона // Экономический журнал. 2012. Вып. 4. Т. 28. С. 89-95.

2. Быстров О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М. и др. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2010. - 358 с.

3. Кобозев О.В. Экспертный и статистический методы оценки инвестиционной привлекательности региона // Российское предпринимательство. 2011. № 2. Вып. 1. С. 151-155.

4. Овчинникова Т.И., Кобелева С.В. Рейтинговая оценка социально-экономического развития региона с учетом показателя коэффициента загрузки производственного капитала // Регион: системы, экономика, управление. 2010. № 2 (9). С. 85-90.

Войти или Создать
* Забыли пароль?