сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 6529 Экономика предприятия (фирмы)
ТБК 7837 Управление рисками
BISAC BUS044000 Economics / Microeconomics
Ключевым фактором, способствующим высокому уровню экономической безопасности, является конкурентоспособность государства, что в настоящее время обеспечивается переходом России на путь инновационного развития. В статье авторами выделяется «инновационная безопасность» в структуре экономической безопасности государства наряду с другими ее элементами. Действия предпринимателей или хозяйствующих субъектов, направленные на создание инноваций, сопряжены с инновационными и инвестиционными рисками. Авторы статьи рассматривают рекомендации относительно того, как должны измениться функции риск-менеджмента, чтобы помочь компаниям извлечь выгоду из новых инновационных проектов, что в конечном итоге позволит укрепить экономическую безопасность страны.
экономическая безопасность, инновационная безопасность, инновационный риск, внутренние и внешние угрозы, риск-менеджмент, цифровая экономика
В настоящее время экономики развитых стран вступают в четвертую промышленную революцию. Для дальнейшего роста и развития всех организаций возникает объективная необходимость внедрять соответствующие инновации в свою финансово-хозяйственную деятельность. Отказ от внедрения инноваций грозит рисками потерь клиентов или отставанием по показателям эффективности своей деятельности от ведущих конкурентов в отрасли, идущих на риск внедрения.
Таким образом, сегодня в еще большей степени, чем раньше, плодотворное функционирование организации зависит от эффективного управления рисками, связанными с внедрением инноваций, или инвестиционными рисками.
Инновация – это не все новое, а лишь технологически и (во многих случаях) коммерчески реализованный, состоявшийся продукт или услуга, по характеристикам отличающийся от сделанного ранее.
В экономическую науку и практику термин «инновация» был введен австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером (Joseph Schumpeter). В работе «Теория экономического развития» (1912) он обосновал ключевую для экономической динамики роль предпринимателей-пионеров, постоянно находящихся в поиске новых комбинаций средств производства.
Наиболее подходящий синоним слова «инновация» в русском языке – нововведение, то есть нечто не просто новое, но и воплощенное. «Руководство Осло», современная «библия» инноваций, дает определение, которое принято считать классическим: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» [1].
Практически так же определены инновации и в российском Федеральном законе № 127 О науке и государственной научно-технической политике» [2]: «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях».
Действия предпринимателей или хозяйствующих субъектов, направленные на создание инноваций, называются инновационной деятельностью. Сюда относятся все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Эффективная деятельность предприятий реального сектора национальной экономики в значительной степени определяет высокий уровень экономической безопасности страны.
Ключевым фактором, способствующим высокому уровню экономической безопасности, является конкурентоспособность государства, что в настоящее время обеспечивается переходом России на путь инновационного развития. Только повышение конкурентоспособности страны на инновационной основе на мировом рынке приведет к укреплению ее экономической безопасности. Условия глобализации экономики, рост финансовой и политической нестабильности усиливают угрозы влияния на экономическую безопасность и динамику инноваций.
Анализ литературы, посвященной экономической безопасности России, показывает, что в ее структуре инновационная составляющая начала рассматриваться не так давно, многие публикации раскрывают инновации как фактор экономической безопасности, как необходимость для устойчивого развития социально-экономических систем. Или же, экономическая безопасность определяется как такое состояние экономики, при котором обеспечивается ее устойчивое развитие и защита от внешних и внутренних угроз на основе наиболее эффективной реализации инновационного потенциала [3; 4].
В связи с этим, полагаем, что возникает необходимость в выделении «инновационной безопасности» в структуре экономической безопасности государства наряду с другими ее элементами, что подтверждается следующими фактами:
1. Современный подход к обеспечению национальной безопасности России, учитывающий новые угрозы в современных условиях, сформулирован в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее - Стратегия), утвержденной 31.12.2015 г. Указом Президента РФ № 683, где говорится о переходе на инновационный путь развития, что соответствует объективным требованиям обеспечения безопасности отечественной экономики и конституционным целям социального государства [5].
Следовательно, инновационное формирование положительного вектора движения экономики играет перспективную роль в обеспечении экономического роста России и способствует повышению уровня экономической безопасности страны по отношению к внешним и внутренним угрозам.
2. С качеством государственной политики также связано и использование инновационного потенциала страны для защиты национальных интересов при вхождении в новый технологический уклад среди лидирующих стран мира.
3. Необходимость выделения инновационного вида экономической безопасности обусловлена реальными угрозами России. В Стратегии представлены конкретные угрозы национальной безопасности РФ: сокращение внутреннего валового продукта; снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала; отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности; стагнация аграрного сектора; рост внешнего и внутреннего государственного долга; социальная дифференциация общества; сепаратистские стремления регионов; девальвация духовных ценностей.
Низкий уровень экономической безопасности России так же можно объяснить наличием внутренних и внешних угроз, для снижения которых необходима активная инновационная трансформация национального хозяйства, способная обеспечить модернизацию и конкурентоспособность. Такое положение дел требует интенсификации инновационного развития России и соответственно повышения уровня экономической безопасности страны, что подтверждается значениями пороговых индикаторов.
4. Выделение инновационной составляющей экономической безопасности необходимо и в связи с низким уровнем конкурентоспособности страны.
Осуществление инновационной деятельности сопряжено с высокими рисками для хозяйствующих субъектов. Для нивелирования рисков и снижения их проявлений необходимо применять специальные методы управления, реализуемые в системе риск-менеджмента [6].
Результаты исследования Высшей школы менеджмента имени Дж. Л. Келлога при Северо-Западном университете, опубликованными в журнале Harvard Business Review под названием «Данные от 3,5 млн. сотрудников показали, как на самом деле работают инновации» показали, как на самом деле работают инновации [7], показали, что рост выручки в организациях, в которых эффективно реализуется функция риск-менеджмента, гораздо выше, чем у конкурентов, неэффективно управляющими инновационными рисками.
Компании осуществляют свою деятельность в условиях ускоренной цифровизации, и в основе многих инновационных процессов лежат технологии, которые больше всего повлияют на развитие бизнеса в будущем: большие массивы данных и облачные платформы, решения на основе искусственного интеллекта и «Интернета вещей», криптовалюты, дополненная реальность и роботизация бизнес-процессов. Все это позволит повысить прибыльность организации за счет прямой экономии затрат и времени на осуществление хозяйственной деятельности организации, сокращения количества необходимых посредников и сотрудников, а также снижение влияния человеческого фактора на функционирование организации.
В период ускоренного внедрения новых технологий с целью значительного улучшения существующих продуктов (соответственно и обслуживания существующих клиентов), а также с целью разработки новых продуктов (привлечения новых клиентов), в организациях появляется множество рисков обеспечения экономической безопасности: нарушения кибербезопасности и конфиденциальности данных, регуляторные и комплаенс-риски, кадровые, операционные и риски, связанные с корпоративной культурой и мотивацией заинтересованных лиц [8].
Руководители компаний и риск-аналитики на глобальном уровне видят наиболее опасный риск для роста бизнеса в 2018 году в киберугрозах и кадровых рисках [9].
По данным исследовательского агентства Gartner [10] к 2020 году количество устройств, подключенных к «Интернету вещей», увеличится более чем втрое: до 20,4 млрд. в сравнении с 6,4 млрд. в 2016 году – вызывает опасения по поводу слабых звеньев систем безопасности, через которые хакеры могут получить доступ к пультам управления, хранилищам данных и критически важным объектам инфраструктуры.
Используемые алгоритмы искусственного интеллекта могут быть недостаточно объективными и выдавать результаты поиска, основанные на допущениях, не отражающих реального положения дел. И из-за таких алгоритмов организация может принять необоснованное стратегическое решение [11].
И если организации до последнего времени не уделяли должного внимания повышению квалификации сотрудников, сосредоточившись только на внедрении технологических решений, в настоящее время требуется кардинальное изменение кадровой модели организации, что, в свою очередь, несет новые риски. По мере того, как компании внедряют новые технологические решения, навыки сотрудников тоже должны меняться, а следовательно, коренным образом должны измениться походы к подбору, развитию и удержанию персонала.
Таким образом, руководители в области управления рисками должны найти оптимальное соотношение рисков и выгод, чтобы оказаться в выигрыше, обеспечить осведомленность организации о стратегических рисках, предоставить вводные данные для формирования инновационной стратегии и оказывать влияние на принятие решений по вопросам внедрения инноваций.
Эффективная реализация функции риск-менеджмента предоставит стратегические рекомендации при разработке и реализации инновационной стратегии компании и способствует внедрению изменений в процессы принятия решений.
Участие в принятии решений по вопросам внедрения инноваций позволяет руководителям в области управления рисками помочь компании понять, а следовательно, и эффективнее управлять, инновационными рисками.
Ключевыми аспектами управления инновационными рисками являются:
- высокий уровень вовлеченности в течение всего цикла внедрения инноваций;
- разнообразие стратегий, используемых для управления инновационными рисками (например, распределение рисков и пересмотр риск-аппетита);
- новые навыки, технологии, ресурсы и способности, непрерывно внедряемые в рамках инновационных изменений;
- широкий набор механизмов и показателей, используемых для мониторинга и оценки эффективности программ управления рисками, а также внесения необходимых корректировок в соответствии с выявленными уязвимостями.
Исследования Дарденской школы бизнеса при Виргинском университете «Риск как бизнес: взгляд финансового директора на управление рисками» [12] показывают, что организации управляют рисками более эффективно в случае, если руководители в области управления рисками участвуют в разработке стратегии новых инвестиций вместе с советом директоров, а также лучше информированы о текущих и возможных рисках, связанных с внутренней и внешней операционной деятельностью. Без такой тесной вовлеченности руководители в области управления рисками будут более склонны не соглашаться с внедрением даже самых многообещающих инноваций или не смогут увидеть выгод внедрения за явной угрозой реализации существенных рисков.
Помимо подключения к работе на ранних этапах цикла внедрения инноваций, руководители по управлению рисками используют несколько подходов к минимизации подверженности рискам, такие как:
- принятие риска;
- пересмотр риск-аппетита;
- отсрочка реализации деятельности во избежание риска по итогам его оценки;
- снижение риска;
- пересмотр целей и стратегии;
- распределение риска.
Для того, чтобы подготовиться к управлению ранее не существующими рисками, руководителям в области риск-менеджмента нужно адаптировать подходы к выявлению, оценке и управлению рисками именно к внедрению инноваций. В первую очередь, в организации должны появится инструменты, позволяющие выявить наиболее подверженные рискам области при реализации конкретной инновации задолго до полноценного внедрения нового продукта или услуги.
В момент внедрения новых технологий или создания продуктов, которые не связаны с основным профилем деятельности, необходимо пересматривать уровень риск-аппетита и толерантности к риску, так как оказывать цифровые услуги, вести цифровую деятельность или применять цифровые модели – это разные сектора экономики, и для защиты разных рисков требуются различные действия от принятия бизнес-решений и тестирования средств контроля до мониторинга рисков и подготовки отчетности по рискам.
Для цифровой трансформации рабочей силы необходимы новые знания, новые навыки и совершенно новый менталитет, что многим представляется сложнейшей задачей, для решения которой требуется весьма длительное время.
Этих компетенций не хватает многим компаниям. Если организация хочет управлять рисками, которые несут в себе технологические инновации, ей необходимо привлечь в свой штат знающих, пытливых, ориентированных на практические результаты и технически образованных специалистов. Но проложить дорогу в будущее только за счет привлечения новых сотрудников не получится: организациям потребуется создать программы повышения квалификации для своих существующих работников, научить их новым методам, метрикам, инструментам и технологиям, чтобы они могли принимать важнейшие решения о соотношении рисков и выгод в зависимости от ситуации.
К важным компонентам эффективной системы риск-менеджмента относятся инструменты раннего обнаружения и оценки уровня цифровых рисков и принятия ответных мер в рамках программы риск-менеджмента, равно как и технологии для взаимодействия и сотрудничества в режиме реального времени. То, с какой тщательностью и периодичностью руководители, ответственные за управление рисками, выполняют оценку эффективности риск-менеджмента в своих организациях, отражает, насколько серьезно сама организация и существующая в ней функция риск-менеджмента подходят к вопросам отслеживания стремительно возникающих рисков и мерам по реагированию на них.
Внедряя различные инновации, организации совершенствуют свои программы риск-менеджмента, обеспечивая большую наглядность, пользу и выгоды в виде сокращения затрат за счет использования различных средств мониторинга эффективности своей деятельности в области управления рисками. Это дает уверенность в наличии надлежащих средств контроля и принятии надлежащих мер на всех уровнях.
В условиях непрекращающихся перемен многие организации оказываются неспособны четко определить те меры, которые позволят им повысить эффективность управления инновационными рисками.
Показатели экономической безопасности и эффективности деятельности тесно связаны стратегией развития предприятия, реализация которой, в свою очередь, зависит от эффективного управления рисками, в том числе связанными с инновациями. Все инструменты противодействия рискам формируются в системе риск-менеджмента, в функции которого входит своевременное обнаружение рисков, адекватное реагирование на них, обеспечение распространения необходимой информации с верхних организационных уровней управления на более низки, где зачастую и возникают риски, связанные с инновационной деятельностью. Например, ведущий менеджер предприятия в целях реализации своих амбициозных планов роста разрабатывает рискованные программы развития производства без учета важной информации, имеющей отношение к рискам, но известной управляющему.
В таких ситуацией задачей службы (подразделения) экономической безопасности необходимо объединить функции внутреннего аудита, комплаенс и риск-менеджмента в объединенные комитеты по инновациям с представителями высшего исполнительного руководства (или руководителей бизнес-подразделений). Таким образом, с точки зрения бизнеса и организации управления предприятием придать значимость вопросам успешного управления инновационными рисками и обеспечить регулярность таких заседаний.
Таким образом, ключевыми рекомендациями для организации эффективного управления инновационными рисками являются:
1. Личный пример руководства в отношении управления рисками и риск-культуры.
2. Периодический пересмотр уровня риск-аппетита и толерантности к риску.
3. Использование различных средств мониторинга и оценки эффективности управления рисками.
4. Раннее и регулярное вовлечение на протяжении всего цикла инноваций новых подходов к управлению рисками, в том числе их распределение между сторонами, перенос сроков реализации инициатив для принятия мер по снижению уровня риска и приостановка инициатив при превышении приемлемого уровня риска.
5. Освоение новых навыков, компетенций и инструментов для обеспечения инновационного развития.
К сожалению, во многих российских компаниях советы директоров не посвящают достаточно времени контролю рисков и делегируют эту обязанность функции управления рисками, которая испытывает дефицит ресурсов и квалифицированных специалистов. Совет директоров играет важную роль в осуществлении надзора за рисками компании. Существующие и возникающие трудности требуют нового подхода к выполнению этой функции.
1. Раскрытие информации о надзоре за рисками.
Акционеры и заинтересованные стороны требуют раскрытия более предметной информации о деятельности и эффективности совета директоров. Это подразумевает, в частности, включение надзора за рисками в число приоритетных задач, поскольку все больше компаний сталкиваются с такими рисковыми событиями, как реализация валютного риска, кибератаки, обвинения в совершении правонарушений и возникновение других проблем, которые отражаются на репутации компании и на ее финансовых результатах. В ответ на такие запросы со стороны акционеров и заинтересованных сторон компании стали раскрывать гораздо больше информации о том, каким образом совет директоров осуществляет надзор за рисками:
- Насколько полную информацию совет директоров имеет о надзоре за рисками?
- Каким образом совет директоров осуществляет надзор за ключевыми рисками (несколько заседаний, посвященных подробному обсуждению конкретных рисков или обсуждается каждый риск по очереди на регулярных заседаниях)?
- Как распределяются функции по надзору за рисками?
- Какой характер и регулярность отчетности для совета директоров?
2. Для эффективного надзора за рисками необходимо обеспечить правильный состав и компетенции совета директоров:
- Углубленное понимание отрасли, в которой задействована компания, для более качественной оценки рисков и их последствий.
- Разносторонний опыт директоров для более полного понимания различных рисков, которые могут отразиться на компании. Директора могут меняться по мере развития стратегии компании.
- Директор, обладающий компетенциями в управлении конкретным риском и разбирающийся в процессах компании и ее результатах.
3. Четкое распределение функций надзора за рисками между советом директоров и комитетами при совете директоров.
На фоне большого разнообразия рисков, с которыми сталкивается компания, может возникнуть путаница в отношении того, кто в конечном итоге отвечает за тот или иной риск и кто осуществляет надзор за рисками на уровне совета директоров. Так, директора могут думать, что каким-либо риском занимается другой комитет, хотя на самом деле это не так. Совет директоров и председатели комитетов должны вместе обеспечить условия, чтобы на уровне совета директоров осуществлялся надзор за всеми ключевыми рисками.
4. Необходимое время на анализ ключевых рисков.
Совет директоров должен рассмотреть текущий подход к надзору за рисками и оценить, не слишком ли много времени уделяется правовым и операционным рискам в ущерб рискам стратегическим.
Таким образом, для активизации уровня инновационной активности и получения возможности создания новой технологии и нового продукта на ее основе необходимо на всех этапах жизненного цикла инноваций управлять рисками, назначить и придать организационный вес лицам, ответственным за риск-менеджмент. Решениях в отношении риск-аппетита необходимо отслеживать наравне с показателями эффективности деятельности предприятия при разработке общей стратегии и организовать обсуждение инновационных проектов и новаторских идей на общих собраниях руководителей всех организационных уровней управления.
Вероятность того, что предприятия добьются успеха в сфере инноваций, повышается при внедрении программ управления рисками и осуществлении всестороннего контроля над инновационными рисками. По мере ускорения изменений под влиянием цифровых технологий эффективное управление инновационными рисками выходит на первое место, а неспособность создавать что-то новое приводит к ухудшению результатов деятельности.
В настоящее время перехода экономик лидирующих стран на новый технологический уклад невозможно добиться независимости и конкурентоспособности отечественной экономики без продвижения и укрепления инновационной деятельности. В этих условиях ключевым фактором обеспечения экономической безопасности страны становится эффективность управления инновационными рисками на уровне предприятий.
1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейское статистическое бюро (Евростат) [Электронный ресурс] https://mgimo.ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf
2. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/
3. Ю.М. Максимов и др. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: проблемы инновационного развития//Инновации, № 3, 2011
4. О.И. Митякова. Проблемы устойчивого развития экономики России на основе инновационных преобразований. Новгород: НГТУ, 2009
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683// «Собрание законодательства РФ », 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
6. Новые модели интенсивного развития экономики: направления и перспективы: коллективная монография: [16+] / [Тарасова Н.В.]; под общ. ред. Н.А. Адамова. - Москва: «ЭКЦ «Профессор»», 2015, стр. 113-129 с.
7. Дилан Майнор, Пол Брук, Джош Бернофф «Данные, полученные от 3,5 млн. сотрудников, показали, как на самом деле работают инновации» Журнал Harvard Business Reviev 2017 г. [Электронный ресурс] https://hbr.org/2017/10/data-from-3-5-million-employees-shows-how-innovation-really-works
8. Булатенко М.А., Горонок Д.Л. Ключевые проблемы обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №2. С. 71-75
9. Си Мукерджи «По итогам Всемирного экономического форума эти риски признаны самыми крупными для бизнеса в 2018 году», журнал Fortune, 2018 года [Электронный ресурс] http://fortune.com/2018/01/17/american-business-risks-wef-davos/
10. Пресс-релиз Gartner 2017г [Электронный ресурс] https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2017-02-07-gartner-says-8-billion-connected-things-will-be-in-use-in-2017-up-31-percent-from-2016
11. Дайна Басс и Эллен Юэ, «Ученые борются с гендерными и расовыми предубеждениями искусственного интеллекта» Bloomberg Technology, 2017 г [Электронный ресурс] https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-12-04/researchers-combat-gender-and-racial-bias-in-artificial-intelligence
12. Гэри Перлин и Кеннет «Риск как бизнес: взгляд финансового директора на управление рисками», 2017 г [Электронный ресурс] https://ideas.darden.virginia.edu/the-business-of-risk-a-cfos-view-of-risk-anagement