ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЬЮТОРАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлена методика обучения педагогов средней и старшей школы по работе с аппаратно-программным комплексом МЭШ – Московской электронной школы.

Ключевые слова:
тьютор, МЭШ, аппаратно-программный комплекс, педагоги, департамент
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний момент многие заинтересованы в том, чтобы качество образования росло, а люди повышали свою квалификацию с удовольствием.

Современные подходы к процессу обучения требуют большего разнообразия к организации процесса обучения.

Особое внимание следует уделить подбору методов и инструментов, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса.

Рассмотрим методы на примере ООО Агентство «Траектория Будущего».

ООО Агентство «Траектория Будущего» является предприятием, которое проводит работы по обучению педагогов средней и старшей в рамках внедрения аппаратно-программного комплекса МЭШ. Миссия – содействовать эффективному внедрению и использованию информационных технологий в сфере образования. Цель обучение педагогов работе с аппаратно-программным комплексом МЭШ в рамках проводимой государственной программы по внедрению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Все занятия для педагогов проводят специально обученные тьюторы проекта МЭШ. Каждый тьютор, вне зависимости от того, в какой школе он работает, сталкивается с одинаковыми проблемами. И все они, как одна, связаны с педагогами, которых необходимо обучить.

Первая и, пожалуй, наиболее острая проблема – огромная дополнительная нагрузка большинства московских учителей. У них просто не остается времени на то, чтобы освоить целый аппаратно-программный комплекс.

Вторая острая проблема, с которой сталкивается каждый тьютор – пожилой возраст многих педагогов. Им крайне тяжело освоить что-то новое, особенно если это новое – целый аппаратно-программный комплекс.

Третья проблема, с которой приходится работать тьютору – отсутствие заинтересованности педагогов в использовании ПАК МЭШ.

Ниже представлены организационная структура и матрица ответственности организации (рис. 1 и 2).

Важность и актуальность

Важность и актуальность работы тьютора обусловлена необходимостью исполнения государственной программы по внедрению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и делится на две большие категории:

  1. Инструктирование и подготовка системных администраторов

Состав услуги:

1)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе с серверным оборудованием;

2)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе с ЛВС;

3)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе со специализированным интерактивным устройством;

4)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе с оборудованием учебных классов (рабочие места учителей).

  1. Инструктирование и подготовка пользователей (учителей)

Состав услуги:

1)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе со специализированным интерактивным устройством. Начало работы. Завершение работы;

2)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе с различными режимами работы специализированного интерактивного устройства: проводник, Интернет, доска, электронная библиотека, интерактивный урок, комментирование, приложения;

3)         проведение инструктажа по элементам навигации специализированного интерактивного устройства;

4)         проведение инструктажа и семинаров по подготовке пользователей к работе с оборудованием учебных классов (рабочее место учителя): базовые принципы работы, работа с установленным ПО, безопасность работы в сети Интернет.

            Требования к услуге по актуализации дистанционных курсов

Для каждой из тематик должны быть актуализированы дистанционные курсы. Дистанционные курсы должны быть разбиты на отдельные модули, разделы и темы. Каждый модуль должен включать в себя следующие элементы:

  • демонстрационные ролики (не более 15 мин.), не менее 5 роликов;
  • тренажеры;
  • тест для самоконтроля.

Кроме того, включать не менее 1 аттестационного модуля за весь курс. Аттестационный модуль должен содержать наборы интерактивных заданий различных типов с автоматической проверкой и сохранением результата.

В процессе актуализации должны соблюдаться требования к оформлению и формату:

  • все компоненты курса выполняются в едином стиле и дизайне;
  • обучающие материалы не должны содержать грамматические и стилистические ошибки;
  • дистанционный курс должен быть актуализирован в формате SCORM;
  • структура дистанционного курса и формат его представления должны быть открытыми для расширения и добавления новых компонентов, редактирования и модификации имеющихся разделов;
  • структура модулей дистанционного курса должна соответствовать структуре учебных планов (программ проведения инструктажей и семинаров).

 

Требования к услуге по актуализации раздаточных материалов

Раздаточные материалы должны быть актуализированы на основе предоставляемых Заказчиком раздаточных материалов, инструкций производителей и Руководство по эксплуатации программно-технических средств, и выполнены в виде пошаговых инструкций и инфографики.

В процессе актуализации должны соблюдаться требования к оформлению и формату:

  • все компоненты раздаточных материалов выполняются в едином стиле и дизайне;
  • раздаточные материалы не должны содержать грамматические и стилистические ошибки;
  • электронные материалы должны быть созданы в формате pdf, jpg, png, doc;
  • раздаточные материалы для использования в электронном виде должны составлять не более 3-х страниц формата А4;
  • раздаточные материалы для использования в печатном виде должны составлять не более 2-х страниц формата А4;
  • раздаточные материалы для использования в печатном виде должны быть представлены в сверстанном формате под буклет.

Используемые инструменты и методы бережливого производства

 

В настоящий момент для повышения качества работы тютора предлагаются и используются следующие методы:

  1. Коммуникации:

обмен информацией через Интернет (Как только тьютор начинает работать в школе, создается чат в WhatsApp, в котором педагоги могут задать интересующие их вопросы, а тьютор на них максимально оперативно отвечает);

– наставничество (у каждой группы тьюторов есть непосредственный начальник – наставник локации. Именно он своевременно корректирует работу тьютора и при необходимости проводит дополнительные занятия с ним);

– служба технической поддержки (удаленная служба технической поддержки организована силами департамента информационных технологий).

2) Инструменты (инструменты контроля, которые помогают представить количественные и качественные характеристики объекта понятным для обработки и дальнейшей интерпретации человеку):

– Три-четыре раза в год департамент информационных технологий проводит фокус-группы – мероприятие, на которое приглашаются действующие тьюторы. На них выслушиваются предложения тьюторов о том, что можно улучшить или изменить в ПАК МЭШ.

3) Анализ (с помощью чего происходит определение пригодности, адекватности или результативности объекта для достижения установленных целей):

– анализ со стороны руководства – руководство удаленно и независимо оценивает работу тьютора по ряду критериев;

– анализ риска – возможные риски прорабатывает сам тьютор. Составляются определенные «группы риска», в которые заносятся педагоги, склонные, например, к пропуску занятий. А также те, кто вызывает опасения, что не сдаст итоговое тестирование в МЦКО;

– оценка выполнения работ – основным фактором качественно выполненной работы тьютора является успешная сдача итогового тестирования всеми педагогами, которых обучал тьютор.

Для улучшения качества учебного процесса в среде педагогических работников к уже используемым методам и инструментам бережливого производства необходимо добавить и внедрить следующие:

  1. Выстраивание потока и рассмотрения процесса «Обучение».

Необходимо изучить общую схему реализации, входы / выходы процесса «Обучение» и связанных с ним процессов (рис. 3 и 4).

 

  1. Стандартизация работ.

Необходимо разработать единый стандарт обучения педагогов, охватывающий весь список тем. Это необходимо для того, чтобы педагоги выходили на итоговое тестирование с максимально унифицированной подготовкой.  Соответственно, крайне необходимо чётко следовать карте процесса «Обучение» (рис. 5).

Вывод: почти все предложенные методы и инструменты бережливого производства имеют государственные стандарты, для остальных методов предлагается разработать СТП.

 

 

Войти или Создать
* Забыли пароль?