В статье представлены результаты квалиметрического исследования социальной рекламы здорового образа жизни, которое связано с изучением одновременного и совокупного влияния на ее качество ряда действующих факторов. Рассматривается количественная оценка уровня важности выявленных автором факторов, влияющих на качество социальной рекламы здорового образа жизни. С помощью экспертного метода на основе применения результатов Всероссийского социологического исследования в декабре 2013 г. — феврале 2014 г. проведена экспертная оценка факторов качества социальной рекламы здорового образа жизни, осуществлена их качественная интерпретация.
квалиметрия, социальная реклама здорового образа жизни, качество, факторы, коэффициент важности, нормированный коэффициент важности, экспертный метод
Из истории становления квалиметрии
Понятие «квалиметрия» состоит из латинского «квали» — какого качества, и древнегреческого «метрео» — мерить [Азгальдов, Бобков, Ельмеев, Перевощиков, Беляков, 2006, 1, с. 108].
Квалиметрия рассматривается как отрасль науки квалитологии [Смирнов, 2001, с. 236, 6, с. 74–78] или как научная дисциплина, изучающая методологию и проблемное поле количественной оценки качества объектов любой природы [Азгальдов, Бобков, Ельмеев, Перевощиков, Беляков, 2006, 1, с. 748], [Azgaldov, Kostin, 2011, 7]. За рубежом, наряду с востребованностью квалиметрии, возник и стал реализовываться бенчмаркинг (от английского «benchmark» — ориентир, эталон) [Camp, 1989, 8]. Эталоном для фирм выступает наиболее качественная продукция и маркетинговый процесс, обеспечивающий приоритет в конкурентной среде.
Термин появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа. Вместе с тем бенчмаркинг уступает квалиметрии прежде всего по точности результатов. Основное преимущество — строгая регламентация в квалиметрии двух процедур: правил построения деревьев свойств и правил определения ситуации оценивания.
Теоретические и методологические основы исследования
Теоретическим и методологическим основам квалиметрии качества жизни посвящен научный труд коллектива авторов в составе Г.Г. Азгальдова, В.Н. Бобкова, В.Я. Ельмеева, Ю.С. Перевощикова, В.А. Белякова [Азгальдов, Бобков, Ельмеев, Перевощиков, Беляков, 2006, 1, с. 820]. В нем, в частности, управление качеством рассматривается как один из приоритетов прикладного исполь-
1. Азгальдов Г.Г., Бобков В.Н., Ельмеев В.Я., Перевощиков Ю.С., Беляков В.А. Квалиметрия жизни. - М.: Всероссийский центр уровня жизни; Ижевск: Институт экономики и управления УдГУ, 2006. - C. 820.
2. Григорьев С.И. Социальная квалиметрия: ежегодник / Российская социологическая ассоциация. Исследовательский комплекс «Социальная квалиметрия»; редкол.: Г. Н. Бутырин (Москва) и др. Электронный ресурс РГБ. Вып. 2, 2007. - С.363.
3. Григорьев С.И. Основы становления социальной квалитологии как отрасли современного социологического знания /под науч. ред. Селезневой Н.А.,Субетто А.И. Cерия: Национальная система оценки качества образования в России: научное и методическое обеспечение - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов, 2006. - С.18.
4. Калмыков С.Б. Социальная реклама здорового образа жизни: комплексная оценка /Монография. - М.: «Спутник+», 2011. - С.306.
5. Смирнов Э.А. Управление качеством рекламы: Учебное пособие. - М.: РИП - холдинг, 2001. - С.263.
6. Смирнов Э.А. Формирование качества управленческой деятельности в организациях - М.: Национальный институт бизнеса, 2001. - С.236.
7. G.Azgaldov, A.Kostin. Applied Qualimetry: Its origins, errors and misconceptions // Benchmarking: An International Journal, 2011. Vol. 18 Iss: 3.
8. Robert C. Camp. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior Performance. - ASQC Quality Press, 1989.