ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрена практика создания готовой электронной формы проекта гражданско-правового договора при проведении малых закупочных процедур. Указаны преимущества привлечения единого агрегатора малых торгов, определены возможности наложения данной практики на крупные закупки. Авторами работы предложены условия внедрения смарт-контрактов в сферу конкурентных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Определены достоинства и недостатки использования смарт-контрактов в системе государственных закупок.

Ключевые слова:
смарт-контракт, гражданско-правовой договор, закупочная процедура, конкурентная закупка, цифровая банковская гарантия, электронный магазин, единый агрегатор, блокчейн, криптогарантия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

При составлении по закупочной процедуре проекта контракта заказчики могут включать условия, противоречащие требованиям нормативно-правовых актов. Контракт является важным документом при заключении гражданско-правового договора между поставщиком и заказчиком, его исполнение может привести к значительным убыткам, если его условия составлены специалистами низкого уровня квалификации и профессионального образования.

Некоторые региональные заказчики проводят малые закупки в специальных электронных магазинах. В настоящий момент такой электронной платформой, носящей обязательный характер по условиям применения, является Единый агрегатор торгов «Березка» [1].

Плюсом торговой площадки «Березка» является то, что при составлении контракта заказчику предоставляется готовая электронная форма к заполнению и выгрузке, с существенными условиями соглашения между сторонами, и шанс ошибиться при написании договора сведен к минимуму. При составлении проекта контракта по итогам конкурентных процедур на крупные суммы, такая возможность по электронной выгрузке готовой формы проекта отсутствует, и заказчику необходимо создавать контракт с нуля, прописывая ключевые условия, согласно требованиям законодательства.

Для решения данной проблемы мы предлагаем заменить проекты контрактов, созданных в текстовых редакторах, смарт-контрактами, в целях повышения эффективности, прозрачности контрактной системы и сокращения контроля со стороны государства.

Смарт-контракты уже использовались в государственных закупках 26 апреля 2018 г. Компанией «ВЭБ-Инновации» был заключен первый смарт-контракт на электронной площадке B2B-Center [2].

Была успешно проведена закупка на базе блокчейн технологий. Партнером проекта выступила компания «Центр практического применения блокчейн технологий Орбита». Они использовали платформу «Ethereum», базового протокола для обслуживания юридически обязывающих смарт-контрактов, что позволило им следить за расходом средств.

«Смарт-контракт» – это договор между двумя и более сторонами об установлении, изменении или прекращении юридических прав и обязанностей, в котором часть или все условия записываются, исполняются и / или обеспечиваются компьютерным алгоритмом автоматически  в специализированной программной среде [3].

Применение идей смарт-контрактов можно увидеть на примере компаний «Uber» и «Яндекс.Такси».

Использование смарт–контрактов позволяет:

  1. Сократить затраты на проведение постзаявочных процедур определения и заключения гражданско-правового договора.
  2. Увеличить скорость заключения гражданско-правового договора.
  3. Уменьшить время и затраты на прохождение контроля гражданско-правового договора в уполномоченном органе государственной власти.
  4. Сократить риски неустановления и ненадлежащего установления обязательных условий гражданско-правового договора.

На данный момент внедрение смарт-контрактов происходит частично, т.е. частичная автоматизация отдельных аспектов соглашений.

Так же нужно обозначить и минусы использования смарт-контрактов в закупочной деятельности:

  1. Смарт-контракты базируются на технологии блокчейн, следовательно, смарт-контракты будут обеспечены цифровыми деньгами.
  2. У самрт-контрактов отсутствует законодательство. Если при разработке смарт-контракта будет допущена ошибка и её не выявят на стадии разработки, то невозможно будет найти законных оснований по урегулированию споров по сделке.
  3. Применение смарт-контрактов в закупках требует привлечения специалистов в юридической сфере, а также высококвалифицированных программистов.
  4. При заключении умного договора заказчиком и поставщиком нельзя будет его изменить, скорректировать или же обговорить какие-либо нюансы.  Смарт-контракты требуют точности и строгости исполнения.

С помощью программы Bizagi мы разработали приблизительный процесс использования смарт-контракта в государственных закупках (рис. 1).

Процесс будет начинаться с самого заключения смарт-контракта, в котором уже прописаны определенные условия, согласно требованиям законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для начала оператор «снабдит» инструментарием для заключения умного договора заказчика и исполнителя, т.е.  он обеспечит участникам оформление существенных условий договора в том формате, который понимает вычислительная система оператора. Сам смарт-контракт заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в письменной форме путём обмена электронными документами – информацией в электронной форме между его участниками и оператором [4].

Далее будет идти исполнение требований исполнителем, т.е. поставка товара, выполнение работ, оказание услуг.

Оператор смарт-контракта будет являться регулятором (арбитражем, т.е. его задачей является следить за действиями участников) и выполнять следующие функции:

  1. Предоставление инструментария для заключения умного договора.
  2. Верификация состояний сторон договора.
  3. Направление обязательных распоряжений.

Осуществление функций оператора будет  связано со сбором и обработкой данных, необходимых для реализации умного контракта. После поставки товаров, работ, услуг (ТРУ) оператор смарт-контракта должен проверифицировать состояние сторон договора, т.е. запросить  и получить информацию и данные о сторонах и об обстоятельствах исполнения договора.

 Далее оператор смарт-договора среагирует на возникновение или изменение состояний участников договора, т.е.  после запроса и получения информации (подтверждение поставки товара, выполненных работ, оказанных услуг) оператор обязывает участников совершать определённые действия или, независимо от сторон, исполняет распоряжение.

Далее по распоряжению производится оплата за поставленный товар, оказанные услуги или выполненные работы, и процесс завершается.

Оператору смарт-контракта необходимо будет обладать квалификацией как в области юриспруденции (это будет необходимо для того, чтобы смарт-контракт имел юридически обязывающее значение для его участников при действующем уровне развития права и третьих лиц), так и в области администрирования программной среды умного договора (для разработки и реализации смарт-контракта).

Администрирование технико-программной среды смарт-контрактного соглашения подразумевает под собой создание и настройку специальных программно-технических комплексов, оператора и участников смарт-контракта. Функции оператора и реализация его компетенций должны осуществляться в высокоунифицированной (для обмена данными между различными операторами) среде, а взаимодействие с участниками посредством специального интерфейса.

Нужно обозначить, что обеспечением смарт-контрактов будут являться цифровые деньги либо цифровые банковские гарантии. Необходимо будет создать систему крипторасчетов и криптогарантий.

Таким образом, смарт-контракты снимут наиболее острые проблемы отрасли: упростят участие в закупках, позволят контролировать качество исполнения контрактов.

 

Список литературы

1. Официальный сайт Единого агрегатора торговли «Березка». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://agregatoreat.ru/ (дата обращения: 05.09.2019).

2. ВЭБ заключил первый смарт-контракт и использует этот опыт для внедрения блокчейна в госзакупки. Официальный сайт ПРОгосзаказ.РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://прогосзаказ.рф/141/96/39286/39315/47889.html (дата обращения: 10.09.2019).

3. Аналитический обзор по теме «Смарт контракты». Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/content/document/file/47862/smartkontrakt_18-10.pdf (дата обращения: 01.09.2019).

4. Статья 434. «Форма договора».Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/08b8673b58e230c76f61b3a81736d4b2fd9ea3d2/ (дата обращения: 15.09.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?