ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН ЕАЭС И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены политические и экономические условия взаимодействия стран Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Показано, что в рамках ЕврАзЭС / ЕАЭС формируется основа международных соглашений государств и единое транспортное пространство между ними.

Ключевые слова:
торговля, товарооборот, единое транспортное пространство, транспортные коридоры, интеграция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Россия, Китай и Центральная Азия – региональные соседи. Отношения между странами (в данном случае речь пойдет о странах Центральной Азии, которые входили в состав СССР) имеют долгую и сложную историю. Нынешний этап отношений между интересующими нас странами включает в себя конец прошлого и начало этого века.

Символической отправной точкой может стать подписание в 2001 г. российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Государства взяли на себя обязательство укрепить цели, изложенные в договоре, и полны решимости урегулировать любые конфликтные ситуации, возникающие в результате переговоров.

В том же году и через год были подписаны Декларация о создании ШОС (15 июня 2001 г.) и Хартия ШОС (7 июня 2002 г.).

Фактически, обе страны начинают новый этап практического и взаимовыгодного сотрудничества. В этом смысле украинский кризис лишь ускорил развитие российско-китайских отношений, но не изменил их характер и направление. «Поворот на Восток» –долгосрочная стратегия Москвы, лежащая в основе российско-китайских дружественных отношений, возникших задолго до украинского кризиса [1]. Об этом свидетельствуют важнейшие решения, направленные на развитие сотрудничества. Во-первых, соглашение об укреплении доверия в военной сфере в приграничных районах (26 апреля 1996 г.) и соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах (с 24 апреля 1997 г.).

К этим и другим соглашениям присоединились и другие страны Центральной Азии. Их стратегия международного сотрудничества отличается. Узбекистан предпочитает двусторонние отношения. Туркменистан поддерживает статус нейтралитета. Но он так же входит в состав СНГ и активно участвует в специальной программе ООН для Центральной Азии.

Таким образом, все страны имеют большой опыт международного сотрудничества. Это позволяет осуществлять междисциплинарное межгосударственное сотрудничество в регионе, что способствует выработке мер по укреплению доверия на высоком уровне.

Меры укрепления доверия могут исходить из установленных и общепринятых политических принципов, таких как:

– равенство, уважение мультикультурализма, стремление к совместному развитию;

– взаимная помощь в вопросах равенства, суверенитета, безопасности, развития и других существенных интересов государств;

– предотвращение на своей территории деятельности, противоречащей принципам уважения суверенитета и территориальной целостности государств;

– решение разногласий политико-дипломатическими средствами на основе международного права посредством конструктивного диалога;

– уважение права выбирать путь политического, экономического, социального и культурного развития с учетом исторического опыта и национальных особенностей каждой страны [2];

– всестороннее развитие приграничного сотрудничества, содействие развитию западных регионов Китая, укрепление экономических связей с соседними странами, углубление сотрудничества между Дальним Востоком и Восточной Сибирью Российской Федерации и Северо-Восточным Китаем.

Торговля в регионе активно развивается. Очевидно, что Китай значительно опережает Россию на 32,6 млн долл., по сравнению с 20,8 млрд долл. В 2015 г. российский экспорт превысил экспорт Китая в Казахстан и Туркменистан, а Кыргызстан – в Россию.

Мы можем согласиться с теми, кто сказал, что торгово-экономическое сотрудничество России и Китая отражает разницу в экономическом потенциале страны. Но следующая статистика заставит вас задуматься. На сегодняшний день торговля прекратилась примерно на 90 млрд долл. Доля нефти и нефтепродуктов в российском экспорте в Китай составила 67%, в машиностроении – 1%. Доля машин, электроники и транспортных средств в экспорте Китая составляет более 40% [3].

Россия и Китай являются объективными конкурентами в регионе. Но есть области, в которых интересы не перекрываются. По мнению российских экспертов, это:

– во-первых, трудовая миграция;

– во-вторых, поставки вооружения;

– в-третьих, региональная транспортная инфраструктура. Россия строит дороги на одной стороне границы с Казахстаном. Участие в модернизации автомобильного парка республики в регионе;

– в-четвертых, – машиностроение. Россия представлена в автомобилестроении и судостроении, в производстве сельскохозяйственной техники, вертолетостроении, автомобилестроении [4].

По наиболее важным «географическим» направлениям экономического пояса Шелкового пути можно судить о следующих трех:

– Протяженность Северного маршрута 6500 км: Китай (Урумчи) – Казахстан (Алашанькоу – Достык) – Россия (Казань – Москва – Брест) – ЕС.

– Центральный маршрут 5100 км: Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – ЕС.

Южный маршрут: Западный Китай (СУАР) – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция. В рамках этого маршрута имеется коридор, ведущий в Пакистан.

Но сам проект не является хорошо продуманной моделью. Наоборот, это может быть похоже на российскую матрешку, в которую можно вкладывать средства, практически все проекты планируются во внешней политике и во внешней экономике – от транспорта до гуманитарных и туристических [5].

В сфере транспорта в России и странах Центральной Азии действуют «самодельные препараты». В рамках ЕврАзЭС / Евразийского экономического союза уже много лет действует соглашение о создании транспортного союза. Соглашение было подписано в 1998 г. Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией. Он вступил в силу в апреле 2001 г. Соглашение направлено на формирование нового и эффективного использования существующей транспортной инфраструктуры в обществе, реализацию скоординированной политики в этой сфере экономики, принятие нового законодательства о пассажирских и грузовых перевозках, поэтому сообщество государств-членов приступило к решению важной задачи – созданию единого транспортного пространства (ЕТП). Работа, проводимая в рамках соглашения, создает условия для согласованных действий государств по гармонизации национального законодательства о транспортной деятельности, совместному использованию транспортной инфраструктуры и поддержанию ее в надлежащем состоянии. Это, в свою очередь, открывает возможности для более эффективного использования транзитного потенциала этих стран и существующих транспортно-технологических возможностей стран ЕврАзЭС [6].

В этой деятельности страны опираются на развитие скоординированных транспортных коридоров Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН (ЭСКАТО ООН), транспортные коридоры, например, Транссибирский транспортный коридор: Европа (общеевропейский транспортный коридор) – Российская Федерация – Япония (с тремя ответвлениями из Российской Федерации: Казахстан – Китай, Корейский полуостров, Монголия – Китай).

Концепция создания единой транспортной сферы была принята в 2008 г. с предельным сроком реализации до 2020 г.

Формирование ЕТП позволит решить следующие задачи:

– гармонизация законодательства о транспортных правилах, стандартах и транспортных технологиях;

– обеспечение свободной перевозки;

– ликвидация дискриминации поставщиков транспортных услуг;

– реализация единой политики в таких областях, как безопасность дорожного движения.

Формирование ЕТП – это не только очень важная, но и масштабная работа, вполне соответствующая китайскому проекту. Территория общей транспортной зоны, которая составляет более 20 млн квадратных километров, с населением более 280 тыс. чел. ETП охватывает все виды основных транспортных услуг для перевозки людей и грузов внутри сообщества и в третьих странах. На его территории насчитывается более 110 тыс. километров железных дорог и 890 тыс. километров дорог общего пользования, 110 тыс. километров внутренних водных путей, 98 международных аэропортов, 37 классифицированных аэродромов и перегрузочные комплексы морских торговых портов Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Северного и Дальневосточного бассейнов [7].

Основная работа ведется самими странами, которые принимают и реализуют целевые программы развития национальных транспортных систем и интеграции их в межрегиональные и международные транспортные сети [8].

Главная задача сегодня – довести общий объем грузоперевозок до 490 млн тонн к 2020 г. Эта работа сталкивается с огромными трудностями, но существующий потенциал дает нам надежду на его реализацию. Поэтому можно сказать, что есть реальные сферы взаимодействия. Конечно, сейчас обсуждается много предложений. Но сопряжение проекта ЕАЭС с китайским экономическим поясом Шелкового пути хорошо видно.

Однако эти проекты, ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути, являются асимметричными. ЕАЭС – это межправительственная структура, целью которой является создание всеобъемлющей региональной межправительственной экономической организации. Цель организации – обеспечение устойчивого экономического развития, комплексная модернизация и укрепление конкурентоспособности экономик государств-членов в мировой экономике. Эксперты отмечают, что ЕАЭС, как международная организация, может взять на себя координацию двустороннего партнерства между государствами-членами и Китаем, координируя политику трансфертов промышленности, политику рынка труда и другие механизмы.

Это новое направление деятельности Евразийского экономического союза, выработка соответствующей политики. Таким образом, согласованная (скоординированная) транспортная политика направлена на обеспечение экономической интеграции, последовательного и постепенного формирования единого транспортного региона.

Эксперты сравнивают визит Президента Российской Федерации в Китай «буквально прорывом в отношениях между двумя странами» [9]. Подписанное 20–21 мая 2014 г. соглашение о межрегиональном сотрудничестве вывело отношения двух стран на новый уровень.

В частности, соглашение о расширении и углублении сотрудничества между российскими и китайскими компаниями было достигнуто в мае 2014 г. Возможность создания в среднесрочной перспективе трансконтинентальной газотранспортной структуры «Россия – Китай», которая может стать основой будущей глобальной газотранспортной системы региона, стала реальностью.

В мае 2015 г. была подписана Декларация об интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В июне 2016 г. министр иностранных дел России С.В. Лавров заявил в Госдуме: «Достигнута принципиальная договоренность о поиске путей сопряжения планов развития ЕАЭС и проекта "Экономического пояса Шелкового пути", ведутся переговоры о создании Зон свободной торговли с целым рядом государств из самых разных районов мира» [10].

Список литературы

1. Российско-китайский диалог: модель 2015 доклад № 18/2015 /Лузянин С.Г. (рук) и др.; Чжао Х (рук) и др.; Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/report18.

2. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sco-russia. ru/documents.

3. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии. № 28/2016. /А. Казанцев, И. Звягельская, Е.Кузьмина, С. Лузянин; Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Russiancouncil.ru|paper28

4. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии. № 28/2016. /А. Казанцев, И. Звягельская, Е. Кузьмина, С. Лузянин; Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Russiancouncil.ru|paper28

5. Казанцев А., Звягельская И., Кузьмина Е., Лузянин С. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии. № 28/2016. Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Russiancouncil.ru|paper28

6. ЕВРАЗЭС: экономическое притяжение. - М., 2005. - С. 118.

7. Регулирование внешней торговли таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, - М., 2011. С.355.

8. Регулирование внешней торговли таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. - М., 2011. - С.355.

9. Российско-китайский диалог: модель 2015 доклад № 18/2015 /Лузянин С.Г. (рук) и др.; Чжао Х (рук) и др.; Российский совет по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// russiancouncil.ru/report18.

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inform-24.com/9417-sergey-lavrov-vystupil-na-pravitelstvennom-chase-v-gosdume.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?