ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ НОРВЕГИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье автором рассмотрены основные особенности внешнеторговой практики стран с развитой экономикой на примере Норвегии. Акцент в анализе делается на проблемах развития внешнеторговых связей между Норвегией и ЕС, с Российской Федерацией. Применены методы сравнительного и количественного анализа.

Ключевые слова:
экономическое развитие, внешняя торговля, конкурентоспособность, Норвегия, Европейский союз (ЕС), ЕАСТ, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Российская Федерация, европейский регион
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Внешняя торговля играет довольно важную роль в экономике Норвегии, поскольку с повышением доходов от внешнеторговой деятельности создается возможность больше средств направлять на удовлетворение внутреннего спроса, на социальные нужды, на повышение жизненного уровня населения. Также происходит увеличение золотовалютных резервов страны. Все эти факторы в течение продолжительного периода времени укрепляют экономику Норвегии, способствуют повышению ее положения в международных экономических связях.

Наиболее актуальные проблемы развития внешней торговли Норвегии связаны с настоятельной необходимостью преодоления зависимости страны от экспорта нефти и газа. Но для того, чтобы добиться решения этих проблем, Норвегия должна диверсифицировать свою экономику и предоставлять финансовые услуги иностранным государствам. Также Норвегия может войти в состав Европейского союза, чтобы свободно вести внешнеторговый оборот со странами – членами ЕС.

Как показывают подсчеты автора, на современном этапе самым крупным внешнеторговым партнером Норвегии остается Европейский союз, торговые связи с которым расширяются как в абсолютных, так и относительных величинах (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Торговые связи Норвегии и Европейского союза, 2015–2018 гг. (млрд долл. США, %)

 

Показатели       /       Годы

2015

2016

2017

2018

Экспорт товаров Норвегии

104 800,0

89 628,3

101 976,0

122 971,5

Экспорт Норвегии в ЕС

83 104,2

70 105,0

81 994,2

100 802,6

Доля торговли с ЕС, %

79,3

78,2

80,4

82,0

Импорт товаров Норвегии

77 193,2

72 809,8

85 525,8

87 626,0

Импорт Норвегии из ЕС

46 867,4

45 294,5

50 298,3

53 381,6

Доля торговли с ЕС, %

60,7

62,2

58,8

60,9

Внешнеторговый баланс

27 606,8

16 818,5

16 450,2

35 345,5

Внешнеторговый баланс с ЕС

36 236,8

24 810,5

31 695,9

47 421,0

 

 

 

 

 

 

Составлено и подсчитано автором по: [23].

 

Согласно проведенным расчетам, выявлено, что Норвегия является экспортозависимой страной, так как ее экспортная квота равна 30,8%. Норвегия экспортирует нефть и нефтепродукты, машины и оборудование, металлы, химикалии, суда, рыбу, в основном, в страны ЕС (77%, а именно в Великобританию – 17%, в Германию – 12%, в Нидерланды –10%, в Швецию – 10%, во Францию – 8%). Это показывает ориентированность Норвегии на экспорт, поскольку часть национальной продукции производится специально для продажи за рубежом (см.: [1; 2; 3; 10; 11; 12; 13; 18; 19]).

Важной особенностью норвежской экономики является довольно высокая доля внешней торговли в валовом национальном продукте страны, которая составляет порядка 40%. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами Норвегии являются отдельные страны Евросоюза (Великобритания, ФРГ, Швеция, Нидерланды и Франция). Сейчас основная масса товаропотоков приходится на европейские страны, а удельный вес 15 старых стран – членов ЕС составляет без малого 75%. На американском континенте основные торговые партнеры – США и Канада, а среди азиатских стран лидируют Япония и Китай. Кроме того, между Норвегией и Россией продолжился рост товарооборота, который в 2018 г. достиг рекордной для последних лет отметки в 2,4 млрд долл. США [23; 24]. Россия в 2018 г. заняла 20 место в списке основных 25 торговых партнеров Норвегии по товарообороту. Среди стран, из которых поставляются товары в Норвегию, Россия заняла 13 место (в 2015 г. – 15 место), среди стран, куда направляется норвежский экспорт, Россия на 29 месте (в 2015 г. 37 место) [20].

Очевидно, для извлечения норвежскими фирмами выгод из внешней торговли, Норвегия должна принимать участие в международном обмене. Открытая система торговли также позволяет Норвегии лучше использовать свои сравнительные преимущества [21; 22]. Одним из ключевых приоритетов национального правительства остается укрепление международной конкурентоспособности норвежских производителей товаров и услуг, при гарантии, что бизнес-среда в Норвегии сохранится благоприятной не только для инноваций, но также инвестиций.

Развитие внешней торговли Норвегии характеризуется положительной динамикой, как в отношении экспортных поставок (рост в 2018 г. составил 21,0%), так и импортных закупок (увеличение на 2,0%). Подобные тенденции характерны для многих ведущих стран в современной международной торговле (здесь и далее, см.: [4; 5; 6; 7; 8; 9; 14; 15; 16; 17; 23]).

Основу норвежского экспорта составляют сырая нефть и природный газ, на которые приходится более 50% его совокупного стоимостного объема. Другой важной укрупненной товарной группой являются полуфабрикаты (по номенклатуре SITC – «первично обработанные товары»), где доминируют цветные металлы (6,8%), черные металлы (3%), продукция целлюлозно-бумажной промышленности (3%).

Норвегия является достаточно крупным поставщиком на внешние рынки химических товаров, на долю которых, включая минеральные удобрения, фармацевтическую продукцию, пластмассы и сырье для их производства, приходится около 6%. В товарной группе «продукты питания и живые животные» почти 90% приходится на рыбу и морепродукты. В экспорте машин, оборудования и транспортных средств преобладают поставки судов (пассажирские суда и паромы, танкеры, балкеры, рыболовные суда, буксиры, спасательные суда – до 16%), судового оборудования, некоторых видов сельскохозяйственного оборудования, оборудования для некоторых отраслей промышленности (порядка 28%), энергосилового и подъемного оборудования, буровых установок, электронно-вычислительной техники, а также электротехнической продукции.

Лидирующие места в экспорте готовой продукции занимают научно-исследовательская аппаратура, различные приборы и аппараты. При этом машиностроительный сектор норвежской экономики традиционно ориентирован на производство отдельных узлов и комплектующих деталей для крупных концернов, с которыми норвежские фирмы сотрудничают в рамках производственной кооперации. В самой же стране выпуск конечной промышленной продукции и, следовательно, ее экспорт, невелики и сосредоточены на достаточно узкой номенклатуре товаров. К одной из основных особенностей норвежской экономики следует отнести ее способность «пропускать» через себя большие объемы сырья и полуфабрикатов (древесина, рыба, цветные металлы, сырье для производства минеральных удобрений и др.), производя из них либо готовую продукцию, либо комплектующие изделия, либо облагороженные полуфабрикаты с достаточно высокой долей добавленной стоимости. Наряду с нефтегазодобычей, именно этот сектор реального производства составляет основу ее специализации в рамках международного разделения труда.

То есть, для норвежского экспорта характерен высокий удельный вес в нем энергоносителей, сырья и полуфабрикатов при относительно небольшой доле машинотехнической продукции (в 2018 г. около 4,4%).

Однако обратная картина традиционно складывается в отношении импорта: в 2008 г. на закупки машин, оборудования и транспортных средств пришлось 20,2%. По этим характеристикам – соотношения машинотехнической продукции и товаров топливно-сырьевой группы в экспорте и импорте – Норвегия находится в одной группе с такими развитыми странами как Австралия и Канада и, в известной степени, с Россией, зависящей от вывоза за рубеж энергоносителей и сырья.

Норвежский импорт по сравнению с экспортом более диверсифицирован (почти в два раза больше товарных позиций), что объясняется исторически обусловленными тенденциями развития экономики Норвегии, вынужденной покрывать свои потребности в машинах и оборудовании, отдельных видах сырья и полуфабрикатах (24%) и различных готовых изделиях (одежда, обувь, научно-исследовательская аппаратура и др.). Обеспечивая себя важнейшими продуктами питания (мясо, молоко, картофель и некоторые другие виды сельскохозяйственной продукции), Норвегия в силу природных и климатических условий вынуждена закупать в довольно значительных объемах зерновые.

Но наряду с достижениями в торгово-экономической сфере страны имеются проблемы. Наиболее крупная из них заключается в том, что высокие экспортные доходы от реализации топлива или сырья, обеспечивая стабильность или даже возрастание курса национальной валюты, ведут к перераспределению финансовых средств между отраслями народного хозяйства в пользу не обрабатывающей промышленности и наукоемких отраслей, а добывающей промышленности, что в конечном итоге консервирует узкую экспортную специализацию, невыгодную в долгосрочной перспективе и препятствующую комплексному развитию экономики. Далее, возможно удорожание национальной денежной единицы к мировым валютам, что ведет к относительному сокращению конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности страны и содействует консервации топливно-сырьевой специализации.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что современная Норвегия стремится к расширению своего вклада в международный товарообмен, принимает активное участие в торговле как с соседними, так и географически отдаленными странами. При этом приоритет отдан странам европейского региона, прежде всего, странам – членам Европейского союза. Таким образом, Норвегия имеет постоянных партнеров по экспорту и импорту, что позволяет ей гарантировать стабильность в дальнейшем развитии ее внешнеторговых связей.

 

Список литературы

1. Ашинянц С.А. Норвегия: экономика и энергетика // Энергохозяйство за рубежом. - 2015. - № 4 (281). - С. 2-15.

2. Кнобель А.Ю., Спартак А.Н., Баева М.А. Внешнеэкономическая деятельность как источник экономического роста. - М.: Дело, 2019. - 58 с.

3. Гладков И.С. Международная торговля на перепутье: актуальные тренды // Международная экономика. - 2019. - № 4. - С. 6-14.

4. Гладков И.С. Внешняя торговля Европейского Союза 2018: presto с тюльпанами // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 3. - С. 161-166.

5. Гладков И.С. Международная товарная торговля в 2018: перемены в группе лидеров (успехи и неудачи) // Власть. - 2019. - Т. 27. - № 2. - С. 88-92.

6. Гладков И.С. Внешняя торговля России в 2018 г.: подъем продолжается// Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 1 (17). - С. 60-71.

7. Гладков И.С. Динамика внешнеторговых связей России в период глобальной турбулентности // Международная экономика. - 2019. - № 2. - С. 33-45.

8. Гладков И.С. Динамика и структура внешнеторговых связей Европейского союза на этапе последнего его расширения // Международная торговля и торговая политика. - 2017. - № 4 (12). - С. 6-22.

9. Гладков И.С. Менеджмент Москва, 2016. (3-е издание переработанное и дополненное). ФГБУН ИЕ РАН, Проспект. 216 с.

10. Гладков И.С. Особенности внешнеторговых связей европейского союза в XXI в. // Власть. - 2015. - № 9. - С. 53-57.

11. Гладков И.С. Динамические и структурные характеристики современных внешнеторговых связей Европейского Союза // Международная торговля и торговая политика. - 2015. - № 4 (4). - С. 30-38.

12. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран. - М., 1996. - 104 с.

13. Дикович А.С., Колесников С.Д., Матяс А.А. Роль внешней торговли в экономическом развитии малых стран Западной Европы // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя D. Эканоміка, сацыялогія, права. - 2013. - № 2 (42). - С. 24-34.

14. Калинин А.П. Торгово-экономические связи России со странами Северной Европы: современное состояние и перспективы развития: автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. М., 2013. 25 с.

15. Криворотов А.К. Политика государства как фактор конкурентоспособности арктических регионов: методология исследования, опыт Норвегии и уроки для России / монография. Апатиты, 2015. - 320 с.

16. Ризванова Э.Р. «Зеркальная» статистика внешнеторговых данных России и Норвегии // Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - № 2. - С. 189-198.

17. Росляков А.Ю. Внешняя торговля России со странами Северной Европы // В сб.: World science: problems and innovations Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. - С. 197-199.

18. Суслова Е.И., Паскарь А. Роль внешней торговли в экономическом развитии страны// Приложение Российский импортер. Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2019. - № 6. - С. 5-10.

19. Хасбулатов Р.И. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / Посвящается 110-летнему юбилею Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова / М., 2017. -234 с.

20. Возобновление политического диалога по норвежско-российскому торгово-экономическому сотрудничеству // Норвегия. Официальный сайт Посольства Королевства Норвегии в Москве. - 2016. Режим доступа: http://www.norvegia.ru/News_and_events/ happenings/News/The-resumption-of-the-political-dialogue-on-the-Norwegian-Russian-trade-and-economic-cooperation/#.WJ4dzNSLRk

21. Министерство иностранных дел Норвегии / Ministry of Foreign Affairs (на англ. яз.). - 2017-2018. Режим доступа: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/

22. Министерство торговли и промышленности/ The Ministry of Trade and Industry (на англ. яз.). - 2018. Режим доступа: https://www.regjeringen.no/en/aktuelt/

23. UNCTAD. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unctadstat.unctad.org (Дата обращения 10.08.2019.)

24. World Economic Outlook, April 2019: Growth Slowdown, Precarious Recovery. - Washington, DC. International Monetary Fund, Publication Services, 2019. 198 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?